Краснодарский край, 30 мая 2017, 16:49

Музей Коваленко: свежий ветер или сквозняк в бабушкином чулане?

РБК Юг разбирается, что стало причиной внезапного увольнения директора Краснодарского художественного музея сразу после ребрендинга
Читать в полной версии
Фото: geometria.ru

26 мая стало известно об увольнении директора Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко Вячеслава Саркисова, возглавлявшего его с января 2010г. Это случилось спустя всего неделю после торжественного представления нового бренда музея, разработанного московским агентством The Artivist.

Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко ведет свою историю с 1904 года. В настоящее время его фонды включают не только коллекции классического российского, советского и западноевропейского искусства, но уникальную коллекцию русского авангарда (в т.ч. картину Казимира Малевича «Супрематизм», самое знаменитое произведение после «Черного квадрата»), а также японской ксилографии.

Известно, что Саркисов написал заявление об увольнении по собственному желанию. Сам он для комментариев недоступен. В пресс-службе министерства культуры Кубани отказались как-то пояснить причины ухода директора подведомственного учреждения, а глава Минкульта Виктория Лапина сослалась на большую занятость, после чего бросила трубку. Вице-губернатор Краснодарского края Анна Минькова сообщила, что кадровое решение является обоснованным и было согласовано с ней.

За день до руководителя из музея уволилась и научный сотрудник Анна Ткачева, выступавшая в качестве куратора выставок современного искусства.

«Невольные соучастники ню»

По данным источников РБК Юг, непосредственным поводом для «добровольно-принудительного» увольнения Саркисова стала статья «Депиляция», опубликованная 25 мая в «Новой газете Кубани». В ней, в частности, резко критиковался ребрендинг музея Коваленко: сама обновленная концепция развития была объявлена «интеллектуальным рейдерством» с целью «потратить немалые бюджетные средства».

Кроме того, в публикации описывался прошедший в залах музея «шоу-показ нижнего белья и женской одежды». Отдельно отмечалось, что дефиле проводилось на фоне посвященных казачеству полотен известного краснодарского художника Геннадия Квашуры, которые теперь якобы «обречены стать фоном для вечеринок, светских тусовок, что на Руси отродясь народ прозвал кабацким духом».

21 апреля с 19:00 до 22:00 в здании музея на Красной, 15 состоялось мероприятие «ANKLAV Fashion Show SS17 x Sobaka.ru» – закрытый показ новой коллекции одежды от ANKLAV Concept Store, который предваряла выставка фотографий и парфюмерии. Партнером выступала краснодарская редакция журнала «Собака.ru».

В художественном музее отмечают, что дефиле, рассчитанное на профессиональную аудиторию молодых дизайнеров, проходило в нерабочее время, а входные билеты на него не продавались. «Мероприятие осуществлялось в рамках уставной деятельности и способствовало укреплению материально-технической базы музея», – подчеркивают в пресс-службе.

Зал был специально оформлен для показа мод, говорят сотрудники музея, а картины, включая работы Квашуры, были закрыты – как и зал, где они размещены. 

Главный редактор издания «​Крд.Собака.ru» Дарья Шолохова вспоминает, что в Художественном музее неоднократно проходили различные культурные события с очевидной коммерческой составляющей. «Музей Коваленко – это прекрасная площадка. И мне очень жаль, что мероприятия, которые в дальнейшем могли его пиарить и приносить какой-то дополнительный доход, теперь у всех ассоциируются с чем-то грязным и пошлым», – говорит она.

При этом Шолохова не считает, что недавнее дефиле, партнером по организации которого была краснодарская «Собака.ru», могло негативно сказаться на имидже Художественного музея. «Мы не затронули какие-то социальные проблемы или чьи-то интересы, никого не унизили. Не думаю, что красивое женское тело каким-то образом способно оскорбить экспонаты либо данное помещение. Все прошло очень достойно, и многие модные критики, дизайнеры и представители разных сфер бизнеса отмечали, что для Краснодара это был реальный прорыв», – рассуждает главный редактор модного издания.

По мнению бывшего научного сотрудника учреждения Анны Ткачевой, увольнение директора из-за проведения дефиле – это «очень странный прецедент». «В музее регулярно сдавались в аренду пространства под мероприятия. Это нормальная практика в современном музееведении и один из основных источников дохода, потому что государственное финансирование предполагает только зарплатное обеспечение и какие-то основные нужды. Музею необходимо пополнять бюджет из каких-то внешних источников», – прокомментировала она.

По словам Ткачевой, проблема может заключаться в том, что расходование полученных таким образом денег было непрозрачным. «Как сотрудник я не видела, чтобы добытые от мероприятий средства как-то тратились на нужды музея. На самом деле, было вообще непонятно, куда они шли», – утверждает она.

«Жонглирование символами отечественной культуры»

Как говорит знакомый с ситуацией источник, упоминание в статье «игрищ, пренебрегающих общепринятыми нормами морали» стало основной причиной увольнения Саркисова. Однако существенную роль сыграло и то, что ребрендинг был представлен как заслуга исключительно руководства музея и не был должны образом согласован в министерстве культуры Кубани, добавляет он.

«Согласно провозглашенной концепции, из фирменного знака выброшены стержневые понятийные дефиниции. Когда руководство музея Ф.А. Коваленко выбросило из новоиспеченного «брэнда» за ненужностью инициалы отца-основателя и силуэт музея, ставший его визитной карточкой, молчать нельзя», – заявлялось в статье «Новой газеты Кубани».

Новый бренд музея Коваленко, разработанный агентством The Artivist, представляет собой единую концепцию развития, охватывающую все аспекты управления культурной институцией. В нее входят поэтапный план модернизации, обновленный фирменный стиль, полное обустройство навигационной системы, а также современные выставочные проекты, новый формат культурно-просветительских программ и создание спецпроектов. В основе всех разработок лежат стратегические и маркетинговые исследования.

На презентации ребрендинга 18 мая представитель Минкульта региона отсутствовал, однако в информации на официальном сайте ведомства говорилось, что представленная концепция «открывает новые перспективы для развития учреждения, сохраняя приверженность культурным традициям».

Как рассказала РБК Юг руководитель агентства The Artivist Валерия Витвицкая, новый фирменный стиль и концепция развития музея Коваленко были разработаны бесплатно. Существенная часть проекта должна реализовываться за счет средств спонсоров, которые входили бы в специальный попечительский совет. По расчетам авторов концепции, через пять лет посещаемость Краснодарского художественного музея должна увеличиться от 25 до 80% (в зависимости от степени реализации).

Зона особого совриска

Современные краснодарские художники отмечают, что музей Коваленко в целом придерживается вполне традиционалистских подходов к формированию коллекции и организации выставок. Однако периодически в его залах выставлялись «неформатные» художники, а также проводился единственный в городе аукцион современного искусства MOST.

«Сейчас получается традиционный музей с какими-то попытками проводить выставки каких-то ребят, которые стараются решать более-менее современные вопросы. Иногда эти экспозиции разворачиваются в совершенно непригодных для этого условиях», – говорит скульптор Валерий Казас. Впрочем, добавляет он, эта проблема характерна для России в целом, т.к. большинство музеев не знают, что делать с современным искусством.

Краснодарский арт-критик Ксения Пешехонова считает, что музей Коваленко, несмотря на недавний ребрендинг, не готов к инновациям, т.к. остался «закоренелым, закостенелым и очень консервативным по отношению к остальным институциям».

В то же время, член краснодарской арт-группировки ЗИП Степан Субботин полагает, что в последнее время музей Коваленко начал меняться к лучшему. «Стали появляться проекты современных художников – например, Владимира Омутова и Владимира Колесникова, какие-то групповые выставки. Чувствуется, что эта институция стала оживать и помимо основной своей коллекции показывает вещи, актуальные для нашего времени. Художественный музей сегодня – это не бабушкин чулан, но хочется, чтобы таких проектов было больше», – прокомментировал он.

Политика музея Коваленко предполагает, что художники должны самостоятельно оплачивать свои выставки. По инициативе Анны Ткачевой временные экспозиции современных художников должны были проводиться минимум два раза в год – бесплатно для авторов.

С первым же подобным проектом возникли проблемы – выставку Александра Чурсина Renovatio накануне открытия едва не отменили за «оскорбление чувств верующих», которое якобы могло причинить переосмысление образа «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. «Закостенелая часть музейного коллектива очень хотела не открывать эту выставку – боялись, что это вызовет шумиху, потому что затронута религиозная тематика, что может плохо повлиять на директора, которого за это могут уволить», – говорит Ткачева.

Арт-критик Ксения Пешехонова вспоминает, что директор музея Коваленко тоже настаивал на отмене выставки «Renovatio», судьба которой в итоге была решена всего за час до открытия на общем собрании сотрудников. «Мы в последний момент вешали картины, не успели даже выставить свет, потому что в работах усмотрели какой-то злой умысел, оскорбление чувств верующих. А Саркисов хотел самоустраниться и просто все отменить», – говорит она.

Как утверждают сотрудники музея Коваленко, министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина, занявшая должность в мае 2015г., неоднократно критиковала проходящие в нем выставки, требуя делать больший акцент на теме казачества и кубанских традиций.

«Саркисов никогда не отстаивал позицию музея и его интересы. Всегда делалось так, чтобы никто никого лишний раз не трогал. Он очень боялся за свое место, но вот так получилось», – отмечает искусствовед-музеевед Ткачева.

«Новая газета Кубани» не впервые критикует руководителей краевых учреждений культуры за недостаток патриотизма. Так, 25 мая 2015г. директора Саркисова обвинили в «оскорблении патриотических чувств россиян», которые якобы нанесли работы, представленные на проходившем в музее Коваленко аукционе MOST. А руководителю Краснодарского краевого выставочного зала, художнику Игорю Михайленко вменяли в вину космополитизм и отсутствие у него картин, в которых «хотя бы в какой-то степени прозвучала бы любовь к Отечеству, России, Кубани, семье, женщине, своему дому». 24 мая 2016г. стало известно, что Михайленко уволился по собственному желанию.

Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году