Краснодарский край, 30 дек 2020, 17:05

Под знаком пандемии: каким был 2020г. для экономики Краснодарского края

2020 год был сложным для экономики и бизнеса Краснодарского края. Собрали основные события, повлиявшие на эту сферу
Читать в полной версии
Фото: pixabay.com

Несостоявшийся форум

В 2020 году впервые за 12 лет не состоялся Российский инвестиционный форум в Сочи. Из-за пандемии коронавирусной инфекции его отменили. Проведение мероприятия было запланировано на 12-14 февраля. Однако из 4 тыс. зарегистрированных участников около 500 составляли иностранцы, поэтому даты первоначально планировали сдвинуть.

Позднее пандемия продолжила распространятся, и в условиях запрета массовых деловых мероприятий вопрос проведения РИФа больше не поднимался.

Традиционно для Краснодарского края это очень важное и масштабное деловое событие, в рамках которого заключается большое количество инвестиционных соглашений. Власти региона в этот раз планировали представить на форуме свой экспортный потенциал — в первую очередь, инфраструктурные проекты в рамках развития Южного экспортно-импортного хаба.

Также планировалось презентентовать варианты развития портово-индустриального парка «ОТЭКО» на Таманском полуострове, модернизации порта Темрюк, а также Новороссийского морского торгового порта. Впервые должны были быть представлены проекты в сфере медицинских услуг, в частности строительство медицинского кластера в Краснодаре.

Под знаком пандемии

Основным событием, повлиявшим на все сферы экономики, стала пандемия. В Краснодарском крае из-за распространения коронавируса с марта 2020 года стали вводить многочисленные ограничения, а с апреля начался масштабный карантин.

Закрылись магазины, рестораны, ночные клубы, концертные залы, прекратили работу многие предприятия. Смогли продолжить деятельность немногочисленные предприятия, вошедшие в число системообразующих. Это привело к колоссальным потерям бизнеса.

В частности, только аэропорты Кубани в апреле 2020 года потеряли до 95% трафика и до 75% выручки. Их убытки за время локдауна оцениваются в более чем 2 млрд рублей.

Оборот потребительской сферы Краснодарского края по итогам апреля-мая 2020 года упал на 30% до 154,5 млрд рублей. В наибольшей степени пострадали сферы общественного питания, бытовых услуг, технического обслуживания автотранспортных средств, что в свою очередь повлияло на поступление налогов.

Бюджетные перипетии

Пандемия коронавируса привела к сокращению налоговых поступлений. Часть доходов бюджета региона выпала из-за налоговых отсрочек, введенных в качестве мер поддержки бизнеса. Первоначально потери оценивались в 30 млрд рублей, позднее показатель скорректировали. Собственные доходы консолидированного бюджета края должны составить более 285 млрд рублей, а выпадающие — около 15 млрд рублей.

В октябре и ноябре 2020 года впервые за долгое время государственный долг Краснодарского края увеличивался за счет коммерческих кредитов. Большую часть долга занимали бюджетные кредиты — 58,82 млрд рублей, еще 30 млрд рублей — государственные ценные бумаги края, 16 млрд рублей — займы у кредитных организаций.

В конце декабря власти досрочно погасили все банковские займы. Таким образом, в 2021 году в структуре государственного долга края останутся только недорогие бюджетные кредиты и облигации.

Год катаклизмов

Пандемия коронавируса меньше всего сказалась на секторе АПК, но он в 2020 году пострадал из-за ряда погодных катаклизмов. Весна началась с ранней засухи и природных пожаров, а в апреле край пострадал от возвратных заморозков. Они затронули в общей сложности 19 тыс. га промышленных садов, из-за чего урожай фруктов и ягод в 2020 году упал на 40%. Убытки аграриев летом оценивались в 45-55 млрд рублей.

По зерновым также прогнозировали сильное падение, но в итоге ситуация оказалась лучше первоначальных оценок — валовый сбор пшеницы в 2020 году составил 7,8 млн тонн. По сравнению с прошлым годом урожай снизился на 15,9%, или на 1,5 млн тонн. В целом сбор зерновых и зернобобовых культур составил 12,1 млн тонн, что меньше на 12,8%, или 1,8 млн тоннпоказателей прошлого года.

Вопреки коронакризису

Несмотря на падение оборотов во многих сферах экономики, миллиардных убытков отдельных компаний и потерь бюджета региона, в Краснодарском крае началась реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. Например, стартовали работы по строительству нового аэровокзального комплекса в Краснодаре. Это первый этап создания крупного логистического и транспортного узла, в составе которого запланированы логистический центр, вокзал и многое другое.

В июле начались работы по строительству нового терминала аэропорта Геленджика. Он будет состоять из здания площадью около 16 тыс. кв. метров, также планируется строительство парковки более чем на 400 автомобилей, служебно-технических и инженерных сооружений.

В августе отыграли конкурс на право заключения долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству и эксплуатации Дальнего западного обхода Краснодара. Победитель предложил цену в 41,5 млрд рублей.

В Краснодаре продолжается строительство Яблоновского моста. В марте 2020 года общий объем финансирования проекта оценили в 7,2 млрд рублей. В текущем году на строительство предусмотрено 974 млн рублей, из них 564 млн рублей — средства федерального бюджета.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Экономика «скуфов». Почему мужчины в мире становятся все беднее
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
«Старики украли будущее». Кто сделал миллениалов ограбленным поколением
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы