Время трансформации: каким был 2023 год для экономики южных регионов
Все еще под санкциями и закрытым небом
Основными факторами, которые продолжили оказывать влияние на южные регионы в 2023 году, стали санкции и закрытые аэропорты, рассказали опрошенные РБК Краснодар эксперты и представители власти. В обоих случаях стабилизации способствовали меры господдержки.
«Неоспорим тот факт, что на экономику регионов ЮФО неоднозначно повлияло закрытие воздушного пространства на соответствующей территории. Однако длительный период простоя южных аэропортов при должном уровне государственной поддержки все же смог сохранить соответствующую инфраструктуру на высоком уровне, что позволит незамедлительно приступить к обслуживанию внутренних и международных рейсов сразу после снятия санкционных ограничений, а также сохранить высококвалифицированные кадры. Это в свою очередь повысит конкурентоспособность отрасли», — прокомментировала Евгения Васюта, старший преподаватель кафедры МЭО Южно-российского института управления — филиала РАНХиГС.
Напомним, режим временного ограничения полетов в 11 аэропортов Юга и Центральной России (в том числе Краснодара, Анапы, Геленджика и Ростова-на-Дону) действует с 24 февраля 2022 года по решению авиационных властей. Зону признали небезопасной для гражданских воздушных судов и пассажиров. В декабре 2023 года аэропорт Краснодара принял тестовый рейс без пассажиров авиакомпании «Азимут» для проверки взаимодействия диспетчерских и аэропортовых служб. По его результатам планировалось принять решение об открытии гавани. В Росавиации заявили, что полет прошел штатно, однако Минобороны России дало отрицательный отзыв по открытию аэропорта Краснодара, сообщали «Известия» со ссылкой на собственные источники.
В то же время геоэкономическая ситуация дала субъектам ЮФО импульс для развития таких направлений, как дорожно-транспортная, логистическая инфраструктура, промышленное производство.
«2023 год — это период, когда на территории Юга России происходит стремительная трансформация экономической системы. Безусловно, этот процесс осуществляется в контексте импортозамещения и переориентации экспортно-импортных логистических процессов. Однако Юг нашей страны продолжает оставаться достаточно привлекательным и с инвестиционной точки зрения. Более того, в развитии данных регионов заинтересовано и государство. Именно поэтому вполне закономерно, что, например, совокупная стоимость 30 крупнейших инфраструктурных проектов Юга России составила более 624 млрд руб.», — отметила Евгения Васюта.
Новые инвестиции и рекорды ПМЭФ
Объем инвестиций в экономику Краснодарского края вырос за 9 месяцев 2023 года на 7% до 494,9 млрд руб. Это наибольшее значение с 2013 года. В 2023 году в Краснодарском крае реализовано 88 инвестиционных проектов на сумму 139 млрд руб. Всего по состоянию на декабрь реализации находятся около 500 проектов на 2,8 трлн руб. Новые инвестиционные соглашения делегация региона подписала в ходе Петербургского международного экономического форума. Среди них договоренности по созданию туристических кластеров в Сочи, Анапе, Туапсинском районе, строительство промышленных парков в Армавире, Анапе и Краснодаре.
Ростовская область в 2023 году ожидает 520 млрд руб. инвестиций по полному кругу организаций, что на 18% больше суммы прошлого года. Один из главных экономических форумов России ПМЭФ-2023 регион завершил с результатом в 200 млрд руб. Большая часть проектов была связана с импортозамещением, самый дорогостоящий — в секторе строительства.
Плюсы диверсификации
Своеобразным локомотивом, влияющим на экономическое развитие Юга России, является диверсифицированная структура ключевых видов экономической деятельности, добавила Васюта. Так, основная доля в структуре экономики Ростовской области приходится на промышленное производство, торговлю, сельское хозяйство, операции с недвижимостью, транспортировку и хранение, строительство. По итогам 2023 года ВРП Ростовской области оценивается в размере 2,3 трлн руб., реальный рост составит 101,5%, комментировал заместитель министра экономического развития Ростовской области Роман Шеховцов. По итогам девяти месяцев, по отдельным отраслям (промышленность, общепит, сельское хозяйство, торговля) наблюдался рост от 5% до 50%.
ВРП Краснодарского края в 2023 году приблизился к 4 трлн руб. За 8 месяцев экономика выросла на 103% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наибольший рост демонстрировали отрасли промышленности.
«Структура экономики Краснодарского края за последнее десятилетие претерпела серьезные изменения. Сейчас она из самых разносторонних России. Наш край больше не воспринимается исключительно только как житница страны. У нас довольно мощное промышленное производство, развивается IT-сфера. Особо обращает на себя внимание IT-отрасль в свете новаций для СВО. Для предприятий этого направления установлены дополнительные льготы в виде увеличенного инвестиционного вычета на прибыль организаций до 70% и снижение налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения. Конечно, ключевым драйвером экономики Кубани остается инфраструктура. Здесь есть еще над чем работать, особенно необходимо развивать электроэнергетику, дороги, канализационно-очистные сооружения», — рассказал депутат Госдумы от Краснодарского края Эдуард Кузнецов.
Фокус на технологичность
Одним из вызовов Южного федерального округа стало повышение технологичности экономики, полагает Виктория Боос, ведущий эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
«Если мы говорим, что Северный Кавказ встал на путь реиндустриализации, то ЮФО уже достаточно индустриализирован — Новороссийск, Ростов-на-Дону, Краснодар. И сейчас речь идет о повышении эффективности и инновационности этих производств. Производства есть, вопрос в том, как поднимать их в технологический уровень и делать их еще более эффективными», — поделилась Виктория Боос.
По мнению Евгении Васюты, на южном направлении активно развивается «умная» обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, туризм. Особое внимание уделяется развитию инновационных бизнес-инкубаторов, поддерживающих молодых предпринимателей: «Убеждена, что данная тенденция позволит предприятиям Юга России значительно быстрее выходить на новые рынки».
В контексте укрепления технологического суверенитета страны в Краснодарском крае интенсифицировали работы по созданию IT-кластера, рассказал заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы РФ, депутат от Краснодарского края Сергей Алтухов.
«Концепцией технологического развития в мае этого года определены приоритеты — десять «сквозных технологий» и восемь направлений промышленного развития. Наш край тоже идет по этому пути. Налаживается запуск серийного производства беспилотников. Причем подчеркну — это собственные разработки. Прикладываются существенные усилия по локализации производств в области машиностроения», — отметил он.
Катализаторы для дальнейшего роста
По мнению Сергея Алтухова, за счет дифференциации экономики Краснодарского края можно рассчитывать на ее устойчивый рост в 2024 году. Этому будет способствовать, в том числе, реализация крупных инфраструктурных проектов.
«Инфраструктура — это скелет любой экономики. В крае завершены несколько крупных дорожных проектов и несколько только вступили в стадию реализации. Думаю, что это тоже станет хорошим катализатором для роста. Конечно, все очень рассчитывают на открытие наших аэропортов, хотя бы в краевом центре. Это многим бы упростило логистику. Но не буду обнадеживать: мы все этого очень ждем, но вероятность того, что аэропорты откроют — невысокая», — рассказал Сергей Алтухов.
В целом перспективными точками роста ЮФО могут стать «зеленая энергетика», электронная коммерция и IT-индустрия, считает Евгения Васюта. Развитие последней должно происходить в контексте принципов зрелости регионов.
«Однако любой драйвер роста должен клиентоцентричен. Уверена, что это не только улучшит качество жизни граждан, соответствующих территорий, но и вернёт южным регионам былую инвестиционную привлекательность, сделав их новыми провайдерами инноваций», — заключила эксперт.