PROюгАгро, 31 авг 2022, 08:23

В поисках баланса: что ждет кубанское вино в 2022 году

Читать в полной версии
Фото: vk.com/namvinograd

В марте 2022 года с российского рынка ушло, по разным оценкам, до 30% импортного вина. Параллельно вводились новые санкции, которые коснулись в том числе и логистики, что ухудшило ситуацию с поставками продукции. Цены на оставшиеся импортные позиции выросли, по разным оценкам, на 50–70%. Для южнороссийских винопроизводителей это означало новую возможность для замещения освобождающейся ниши.

Ситуация на рынке спровоцировала рост спроса на вино отечественных производителей. По прогнозам специалистов Роскачества, к концу 2022 года пропорция импортных и российских вин на отечественном рынке (60% на 40%) еще больше изменится в пользу роста российских продуктов.

По данным ЭМИСС, за семь месяцев 2022 года розничное потребление вина в Краснодарском крае выросло на 0,25% и составило 1,2 млн декалитров, в Ростовской области — на 7,6%, до 520 тыс. декалитров, в Дагестане — на 8,6%, до 50 тыс. декалитров, в Ставропольском крае — на 5%, до 571 тыс. декалитров. Всего в ЮФО было реализовано путем розничной торговли 121,9 млн декалитров вина, что на 4,3% больше, чем в 2021 году.

За то же время производство вина в Краснодарском крае выросло на 10,7% (7,8 млн декалитров), в Ростовской области — на 14% (131 тыс. декалитров). Всего в ЮФО произвели на 10% вина больше, чем годом ранее (12,8 млн декалитров).

Рынок достиг базового качества

Эксперты отмечают, что за более чем 10-летний период качество южного вина достигло хорошего уровня и на сегодняшний день имеет все шансы конкурировать с традиционными лидерами отрасли.

В тоже время они опасаются, что в погоне за увеличившимся спросом предприятия будут терять качество продукции в ближайшем будущем. Во-первых, потому что виноделы вслед за спросом пытаются с теми же ресурсами выработать еще большее количество продукта. Во-вторых, у предприятий не окажется ресурсов уделить должное внимание качеству продукции.

Уже сегодня, по оценкам президента «Союза сомелье и экспертов России» Артура Саркисяна, в отрасли наблюдается стагнация.

«Сейчас мы наблюдаем процесс стагнации ввиду того, что спрос очень большой и предприятия ищут возможности сделать вина больше, чем они могут. Если раньше на винодельне перерабатывали около 200 тонн винограда, то сейчас на том же предприятии, не модернизируя его, компании пытаются переработать 700 тонн. Это очень неприятный процесс», — говорит эксперт.

Кроме того Саркисян отмечает, что улучшение показателей качества пока замедлилось. Но опять же ситуация, которая сложилась сейчас в отрасли на российском рынке, кратковременная. В течение 2–3 лет в регионе увидят серьезную трансформацию, это будет уже серьезный перелом, прогнозирует эксперт.

Несчастье помогло

По мнению Саркисяна, российский потребитель давно обратил внимание на южное вино. Впервые такая ситуация в отрасли сложилась в 2014 году, во время присоединения Крыма.

«Потребитель понял, что у нас есть еще крымские вина, и возник «патриотический эффект», люди начали дегустировать российские вина, и потом, поняв, что ничего качественного нет, произошли провалы в продажах», — рассказывает Саркисян.

Производители выпускали очень много вина без должного контроля, поэтому ретейл и торговые дома стали отказываться от этой продукции из-за плохого качества. По оценкам экспертов, ситуация изменилась в 2017–2018 гг., когда импорт винодельческой продукции вырос в несколько раз.

«Нашим производителям стало сложно конкурировать, поскольку качество, которое предлагали иностранные компании за те же деньги, было намного выше, чем продукт в России. Потребитель, в свою очередь, стал выбирать то, что ему наиболее выгодно и вкусно. Сейчас мы говорим о том, что российские производители изменили свое отношении. Винное производство в России развивается семимильными шагами», — подчеркивает Саркисян.

Второй виток повышенного спроса на южнороссийский продукт пришелся на 2020 год, когда ввоз продукции стал сложнее. По словам Саркисяна, благодаря сложившейся обстановке, сегодня южные производители не встречают проблем со сбытом товаров, а спрос на винодельческую продукцию вырос в несколько раз.

По мнению экспертов, большой вклад в продвижение российского вина на рынок внесли инвесторы. Те бизнесмены, которые вкладывались в развитие отрасли в Испании, Италии, Франции и т.д., сегодня опасаются развивать проекты в недружественных странах: российскому инвестору гораздо безопаснее развивать производства в своей стране.

«Это тренд. И он на подъеме. На сегодняшний день, если ты богатый человек и у тебя нет винодельни, значит, с тобой что-то не так. Российские инвесторы все больше начинают вкладываться в винодельни. Сложными путями. Но ситуация будет меняться. Многие готовы платить любые деньги, лишь бы эти деньги работали», — комментирует Саркисян.

В погоне за потребителем южные регионы сегодня вступают в конкурентную борьбу между собой: Крым или Севастополь нагоняет Кубань, Ростов улучшает свои позиции и т.д. И это правильно, подчеркивает руководитель Национального агентства маркетинга российского вина («НАМ российского вина!») Павел Майоров.

«До 2014 года пальму первенства удерживала Кубань, но сейчас на рынке все больше ниш занимают крымские и севастопольские винодельни. В их числе — как крупные хозяйства с более чем вековой историей (вроде «Золотой Балки», которой же 133 года), так и маленькие предприятия, многие из которых практикуют экспериментальный подход и заслуживают внимания со стороны покупателей. В целом южное виноделие сейчас переживает расцвет: на фоне введенных санкций внимание к российскому продукту растет от месяца к месяцу», — прокомментировали РБК Краснодар в пресс-службе винодельческого хозяйства «Золотая Балка».

О том, что сегодня регионы активно вступают в конкурентную борьбу на российском рынке, подтверждают и другие участники отрасли.

«В 2020 году более дорогой турист поехал в Краснодарский край, Крым, многие познакомились именно тогда с российским виноделием. Сегодня они видят регионы, в которых открыто авиасообщение. В этом году в Дагестане очень активно развивается туристическое направление. В прошлом году там был только один объект винного туризма, сейчас их уже четыре, открываются дегустационные центры, идет активное развитие инфраструктуры, потому что туда поехали туристы, которые там никогда раньше не были», — говорит замруководителя экспертной группы Роскачества Александр Ставцев.

Несмотря на рост конкуренции, лидером на рынке винодельческой продукции остается Краснодарский край, говорят эксперты и свидетельствуют данные ЭМИСС.

«Краснодарский край — лидер, просто потому, что в Дербенте три винодельческих хозяйства, в Волгограде — четыре, в Ростове — порядка пяти, на Кубани их десятки», — приводит цифры Александр Ставцев.

По его мнению, Кубань по-прежнему остается самым перспективным из всех регионов для развития отрасли. Еще один аспект: здесь раньше начались инвестиции, и сейчас они начинают выходить на полную мощность.

Достаточный спрос

На сегодняшний день спрос на южнороссийское, а значит, кубанское вино, является удовлетворительным для российского рынка, а его продвижение находится на достаточном уровне. Такую оценку дает руководитель «НАМ российского вина!» Павел Майоров.

Поэтому, полагает заместитель руководителя экспертной группы Роскачества Александр Ставцев, производители сегодня не будут вкладываться в продвижение продукции.

«Мы знаем по акции «Дни российских вин», что маркетинговые мероприятия всегда софинансируются производителями. Т.е. производитель должен дать либо цену, либо дополнительный объем, либо другую мотивирующую составляющую, для того чтобы вина более широко были представлены на полке, лучше продавались. На сегодняшний день производители закрыли программу, не дали сетям никаких дисконтов или товаров — ничего. Все выпито», — прокомментировал ситуацию Ставцев.

По его словам, сегодня есть практики продвижения, которые работают во всем мире — фестивали, ярмарки, дегустации. На российском рынке они сейчас используются в ограниченном режиме.

«Пока идет динамичный бум развития, важны такие проекты, как «НАМ российского вина!», мипромторговские ярмарки в качестве как работы третьей стороны», — говорит Ставцев.

Эксперты рассказали, что по итогам эногастрономической ярмарки «Виноград» во Пскове (организатор «НАМ российского вина!»), которая стала второй официальной винной ярмаркой, проведенной в Анапе на фестивале «А.Море Фест» в 2021 году, было продано около 100 тыс. бутылок вина южных регионов России, в то время как население Пскова составляет около 200 тыс. человек.

«Псковская ярмарка, где в городе с населением 200 тыс. человек винный город посетили 100 тыс. человек за девять дней, — впечатляет. Это же не весь Псков туда ходил по два раза. Это были другие, соседние регионы. Нужно продвигать кубанское вино не на Кубани. Продвигать в Новосибирске, Хабаровске, Тюмени. Это является ключевой историей. Самое большое продвижение здесь, на Кубани — это показать человеку: вот он, виноград, вот винодельня, вот магазин, где ты можешь все это купить. Больше ничего не нужно», — говорит эксперт.

Успех эногастрономических ярмарок, проведенных за пределами южнороссийских городов, побуждает их организаторов и дальше использовать практику их проведения в продвижении российского вина.

«Мы планируем, что ярмарка, аналогичная той, что была во Пскове, будет путешествовать по другим регионам, в первую очередь не южным, поскольку здесь со спросом все в порядке. А в отдаленных от юга регионах мы будет продвигать российское вино и постепенно в каждом регионе наращивать спрос», — сказал Майоров.

Как рассказал глава «НАМ российского вина!», сегодня отрасль в первую очередь ставит своей задачей не столько увеличить спрос, сколько повысить осведомленность и компетенции потребителя в области выбора качественного вина.

Помимо ярмарок, которые станут основным инструментом продвижения энокультуры в России, агентство планирует работать с ретейлом, организовывая традиционные дни российских вин, а также продвигать вино на новых экспортных направлениях. По словам главы агентства Майорова, география российского экспорта будет перестраиваться: больше внимания будет уделяться Китаю и в целом азиатским странам.

Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Почему морская логистика дорожает в разы
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии