Краснодарский край, 25 ноя 2019, 10:10

Розницу привлекли к спору: из-за адыгейского сыра подали иск на ретейлера

Читать в полной версии
Фото: nazaccent.ru

Арбитражный суд Москвы 11 ноября 2019 года принял заявление ООО «Кошехабльский сыр завод» (республика Адыгея). Производитель требует от ООО «Продмир» (управляет сетью магазинов «Мираторг» и ЗАО «Умалат» отказаться от продажи продукции лицами, которым не принадлежат права на наименование места происхождения товара (НМПТ). Об этом сообщается в материалах суда.

Также среди требований — взыскание за незаконное использование НМПТ в общей сложности 22 млн рублей. Предварительное заседание назначено на 5 декабря.

Речь идет об НМПТ «Сыр адыгейский», правом на которое владеет «Кошехабльский сыр завод». «Умалат» и другие производители сыров ранее пытались оспорить свидетельства об исключительном праве на это НМПТ, выданное компаниям из Адыгеи. Но в сентябре 2019 года Палата по патентным спорам заявителям отказала, сообщает «Коммерсантъ». Изданию основатель и гендиректор «Умалата» Алексей Мартыненко рассказал, что «Кошехабльский сыр завод» до сегодняшнего дня не производил адыгейский сыр, а иск называет «злоупотреблением правом и искусственным ограничением конкуренции».

Это может быть первый спор вокруг адыгейского сыра, в котором в качестве ответчика привлекается розничная сеть. В октябре 2018 года производители из Адыгеи выиграли аналогичный спор у предпринимателя Вадима Агамиряна. Арбитражный суд Москвы постановил изъять и уничтожить выпущенный им адыгейский сыр, который продавался в одном из магазинов сети «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group). Но претензий к X5 тогда у адыгейских компаний не было.

Заместитель заведующего кафедрой административного и финансового права МГИМО МИД России Ольга Кривельская не исключает, что после иска «Кошехабльского сыр завода» к «Мираторгу» другие сети могут стать ответчиками по аналогичным делам. Если же суд поддержит в споре адыгейскую компанию, розница может начать отказываться от адыгейского сыра «Умалата», добавляет она. По данным издания, продукт сегодня доступен в магазинах сетей Auchan, «Азбука вкуса» и в интернет-гипермаркете «Утконос».

Как сказано в презентации «Умалата», в 2018 году в России было продано 108 тыс. тонн мягких сыров, из которых 6,8 тыс. тонн приходилось на адыгейский сыр. «Умалат» занимал 10% этого рынка, крупнейшим игроком был молочный завод «Гиагинский» с долей 31% в натуральном выражении. При этом на фоне споров вокруг НМПТ за последние два года рынок адыгейского сыра упал на 44%, приводит Алексей Мартыненко данные Nielsen. В Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко») говорят, что большинство заводов, производящих спорный сыр, находится не на территории Адыгеи. При полном запрете производства предприятиями вне этого региона там не исключают нехватки продукта из-за ограниченности сырьевой базы и мощностей адыгейских заводов.

Битва за сыр

В 2017 году Минсельхоз РФ запретил производить адыгейский сыр за пределами Республики Адыгея и Краснодарского края. Министерство пояснило, что наименованию «Сыр адыгейский» предоставлена защита по месту географического происхождения.

В июне того же года в регионе начала работу АНО «Союз производителей адыгейского сыра» в Республике Адыгея, в которую вошли семь предприятий-производителей молочной продукции.

В сентябре 2017 года несколько предприятий из Брянской области, Чувашии, Ростова-на-Дону и Красноярского края подали иск, требуя признать недействительным решение, которым оставлено неизменным наименование место происхождения товара «Сыр Адыгейский». Суд отказал в иске, позднее его решение подтвердила кассационная инстанция.

После вынесения судебных решений Региональный союз производителей адыгейского сыра начал распространять по торговым сетям письмо, где выдвигаются требования убрать с полок продукт, произведенный за пределами Адыгеи, указывая, что при наличии зарегистрированного НМПТ он является фальсификатом. Сетям пришлось подчиниться, и они начали выводить продукты из оборота.

В июле 2018 года производители также обратились в ФАС с жалобой на недобросовестную конкуренцию со стороны предприятий, входящих в СПП «Сыр адыгейский». Жалобы также направлены в Роспатент и Минсельхоз РФ. Представители российских предприятий намеревались доказать, что требования к адыгейскому сыру, зафиксированные в патенте, не выполняются в самой Адыгее.

26 ноября 2018 года Арбитражный суд Брянской области оставил без удовлетворения требования адыгейских производителей сыра к ЗАО «Умалат» о признании продукции незаконной. 27 февраля 2019 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в Туле отклонил апелляцию адыгейских производителей на решение предыдущей инстанции.

В марте 2019 года Союз производителей адыгейского сыра отказался признавать решение суда, разрешившего производить этот продукт за пределами республики Адыгея.

А в июне 2019 года суд по интеллектуальным правам отменил решение Арбитражного суда Брянской области, который ранее отказал производителям из Адыгеи в защите использования наименования места происхождения товара «сыр адыгейский».

Pro
«Ему уже неактуально»: как нерадивые продажники «обворовывают» компанию
Pro
Семь инструментов, чтобы нанимать идеальных сотрудников
Pro
Как мыслят эмоциональные вампиры: 5 шаблонов — и противоядия от них
Pro
Налог на прибыль для компаний вырастет до 25%. Как вернуть часть денег
Pro
Хакеры научились подделывать Wi-Fi в самолетах. Как не попасться
Pro
Серый кардинал Telegram: чем известен гениальный брат Павла Дурова
Pro
Как продолжить работать с иностранными банками — откройте траст
Pro
Как глава Xiaomi планирует захватить мир, создав «умную» экосистему