РБК ТВ Юг: Молочный бизнес Юга и морская логистика
Эфир РБК ТВ Юг 1 февраля: эксклюзивные интервью с генеральным директором Южного молочного союза Константином Синецким и директором экспедиторской компании Black Sea Shipping Денисом Бобраковым
Читать в полной версии
Эксклюзивное интервью. Константин Синецкий, генеральный директор Южного молочного союза.
- «Сейчас молочная отрасль находится на пределе рентабельности. 2–3% рентабельность бизнеса — это совсем не то, о чем мечтали те, кто его создавал. В конце 2022 года произошла корректировка цен, наконец-то пошла тенденция к их справедливому распределению, сети согласились поднять цены, и на полках продукция начала дорожать».
- «Сырье если рассматривать, у нас сейчас в России молокосырье стоит минимум в полтора, а то и больше, раза дороже, чем оно стоит за пределами России на мировых рынках. А если брать еще и Краснодарский край, то у нас тоже на 8–10% сырье дороже, чем в среднем по России. Да, молоко есть, оно хорошего качества, но оно стоит дорого. И за это сырье идет достаточно серьезная конкуренция среди предприятий».
- «У нас 50% мощностей предприятий простаивает. То есть мы могли бы в два раза больше перерабатывать даже сейчас, на существующих мощностях, чем в настоящее время перерабатывается».
- «Для того чтобы вернуть себе ту рентабельность, на которую изначально рассчитывали, к сожалению, цены нужно скорректировать еще выше, и еще минимум на 15–20% нужно цены поднять для переработчика, для того чтобы он вышел на рентабельность, например, 2020 года».
- «Неналоговые платежи, конечно, существенную роль играют. Если взять на примере бутылки молока, если взять себестоимость самого сырья, это уже меньше половины. Плюс еще до трети будет себестоимость всех производственных процессов, сопутствующих материалов, упаковки. И большая порция там будет именно неналоговые платежи. Это для предприятия. А если в магазине на полке рассматривать, там 20–25% будет торговой наценки».
- «Только в рамках Краснодарского края предприятия, которые входят в наш союз, — это примерно 70% объема выпуска на территории края продукции, они платят 150 млн рублей в месяц, и больше только за право нанесения маркировки. То есть это 2 млрд рублей в год куда-то утекает».
- «Не хватает поддержки молокоперерабатывающих предприятий. Кроме субсидированных кредитов, другой господдержки, которой бы могли пользоваться все предприятия, мы пока не видим. К сожалению, это тоже кредиты, их нужно отдавать. <…> Конечно, если мы на уровне пожелания реализуем вот такую же форму поддержки, как у сельхозтоваропроизводителей, как «капексы», компенсация за понесенные затраты при создании основных средств. Построили ферму, 70% тебе компенсировали. На молокоперерабатывающих предприятиях такого нет».
- «Объемы переработки увеличены будут, потому что растет производство молока, потому что спрос на традиционные продукты растет. <…> А вот инвестиции в отрасль, какого качества будет продукция, насколько люди, которые работают на предприятиях, их зарплата будет соответствовать общему уровню, это зависит больше от того, услышит ли государство наши пожелания».
Эксклюзивное интервью. Денис Бобраков, директор экспедиторской компании Black Sea Shipping.
- «По моей оценке, Новороссийский порт таких объемов в импорте ранее в принципе не видывал. На нашей работе это сказалось хорошо. Но пока оптимизация деятельности порта немножко не догоняет, ей нужно еще выстроиться. Причалы не справляются с тем количеством судов, которое приходит, создаются определенные очереди. Существует дефицит и автотранспорта, чтобы все это вывезти из порта».
- «Морская логистика подорожала, можно сказать, что даже в разы. Если брать особенно сообщение между Турцией и Россией, раньше это была достаточно дешевая логистика. Если в цифрах выражать, то от 500 до 2000 долларов произошел подъем на морском фрахте в течение этого года».
- «Вся эта ситуация с транзитом через Турцию, за счет того, что нужно проходить определенные этапы с турецкой таможней, обработку на каких-то таможенных складах, в целом это добавляет срок к доставке. В принципе, из многих европейских стран нет прямого сервиса на Новороссийск, приходится более изощренными маршрутами груз довозить, и это увеличивает сроки».
- «Мы видим, конечно, рост прибыли. Если в процентах считать, это порядка 20–25% увеличение. Но есть и свои недостатки. Так как рынок весь год рос очень быстро, то зачастую мы как экспедиторы не успевали за этим рынком. Мы какую-то стоимость услуг согласовываем до начала перевозки, а по ходу перевозки эта стоимость растет, потому что рынок диктует свои условия, то есть фрахт дорожает, автоперевозки, ж/д перевозки, происходит больше задержек».
- Про дефицит контейнеров в 2022 году: «Основная часть контейнеров производится в Китае. Это был больше пандемийный процесс и проблема. После пандемии китайские фабрики научились изготавливать контейнеры без особых остановок предприятий. <…> На данный момент эта проблема остро не стоит».
- «Все отгрузки из Азии в основном шли через Владивосток, потому что не было вариантов через Новороссийск или Санкт-Петербург. Это привело к тому, что порт Владивостока тоже стал не справляться с объемами, начались задержки, простои судов на рейде, что привело к сильному увеличению сроков доставки и стоимости. И когда начали появляться варианты отгрузки грузов из Китая через Новороссийск <…> те клиенты, которые не хотели попадать в какие-то рисковые ситуации с задержками через порты Дальнего Востока, они активно начали использовать этот маршрут. По нашим каналам мы видим, что у них эти суда идут не пустые, действительно спрос есть».
- «Хуже пока обстоит ситуация с Латинской Америкой и Северной Америкой. Оттуда пока нормальные каналы поставок еще не налажены. Что касается Азии, Ближнего Востока, то здесь вариантов достаточно много».
- «Насколько мы знаем, сейчас многие перевозчики работают над ситуацией — и ж/д, и автоперевозчики. Они пытаются подкупать новый транспорт, особенно популярны сейчас китайские грузовики, которые активно в Россию завозятся, потому что большие европейские компании поуходили с российского рынка. Этот процесс, я думаю, будет не только в этом году протекать, а в ближайшие 2–3 года».
Подробности смотрите на сайте РБК Краснодар, на 39-й кнопке в кабельных сетях «Ростелекома», в приложении Wink, а также на 101-й кнопке в кабельных сетях «Вымпелком» в 10:33, 14:33 и 17:10.
Архив прошлых эфиров ищите на нашем Youtube-канале и RuTube-канале
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар