Краснодарский край, 14 ноя 2023, 12:02

Кубань заняла 52 место в российском рейтинге креативных индустрий

Читать в полной версии

Краснодарский край занял 52 место в российском региональном индексе креативных индустрий (РРИКИ). Регион вошел в группу «Эффективных» субъектов РФ. Данные об этом представлены Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

«Эффективные» регионы при умеренных по сравнению с «лидерами» и «эволюционными» исходных ресурсах для развития креативного сектора достигают заметных результатов за счет специализации на индустриях, ориентированных на экономику опыта работы с интеллектуальной собственностью и активного участия в федеральной политике», — говорится в сообщении.

Индекс сформирован на основе показателей, включающих в себя 48 индикаторов, сгруппированных в 12 рубрик и распределенных по четырем тематическим разделам (социально-экономические условия, культурная среда, экономика креативных индустрий и их поддержка). По итогам оценки регионы поделили на четыре группы (модели развития креативного сектора): «лидеры», «эволюционные», «эффективные» и «догоняющие».

Согласно исследованию, Кубань имеет средние показатели (0,25 — 0,59) в части таких паттернов как, «Благосостояние и экономика», «Интеллектуальная собственность», «Цифровизация», «Культурная среда», «Кадры креативных индустрий», «Нормативная правовая база», «Региональные налоговые льготы». Регион имеет умеренные показатели (0,01 — 0,24) в части «Образование», «Активы креативных индустрий», «Продукция креативных индустрий», «Участие в федеральных программах». Минимальное значение у Кубани в части организационного обеспечения.

Также Краснодарский край занял последнее место в топ-60 регионов по доле обрабатывающих производств в валовой добавленной стоимости. Доля обрабатывающих производств в валовой добавленной стоимости достигает 10%.

По данным исследователей, группа «эффективных» регионов отличается достаточно скромными значениями показателей социально-экономического развития. По объему ВРП на душу населения они на 14% уступают «эволюционным», при этом выигрывают по относительной величине отгруженных организациями креативных индустрий товаров, работ, услуг (на 21%), а также по экспорту телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг и услуг в сфере культуры и отдыха (на 88%).

Важная предпосылка развития креативных индустрий в «эффективных» регионах — более активное использование механизмов защиты интеллектуальной собственности, отмечают исследователи.

Культурная среда «эффективных» субъектов имеет несколько особенностей. Так, по популярности культурно-массовых мероприятий, организуемых культурно-досуговыми учреждениями, эта группа опережает среднероссийский показатель на 10%, а «лидеров» — на 8%. Однако музеи, концерты и театры здесь посещают соответственно на 89, 80 и 23% реже, чем в регионах первой группы.

Что касается мер государственной поддержки, то «эффективные» вводят налоговые льготы почти вдвое реже, чем «эволюционные», но чаще привлекают федеральное финансирование: на создание школ креативных индустрий, проекты формирования комфортной городской среды — в 1,1 раза; на субсидии некоммерческим организациям на поддержку независимых театральных и музыкальных коллективов — в 1,3 раза.

Как сообщал РБК Краснодар, ряд экспертов называли Краснодарский край одним из перспективных регионов Юга России в части развития креативных индустрий.

Например, создатель проекта Креативный кластер «Колос» Александр Кулешов комментировал, что Краснодар и Ростов-на-Дону являются одними из крупнейших городов Юга России, где активно развиваются креативные индустрии. Другой эксперт - директор Агентства территориального развития Алексей Санин считал, что в Краснодарском крае сейчас исчезает тренд общерегионального позиционирования, при этом по-разному проявляют себя отдельные города региона.  По словам Екатерины Черкес-заде-, директора по креативной экономике Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, директора первого в России университета креативных индустрий Universal University, эксперта в области образования, для интеграции креативных индустрий в экономику необходимо создать единый стандарт экосистемы, которая должна сложиться в регионе. Отрасли нужна не просто господдержка — креативным индустриям нужна нормативно-правовая база, нацеленная именно на поддержку развития реального сектора экономики, говорила она. 

Pro
Харизма не главное: как найти топ-менеджера, который не уйдет через год
Pro
Облако в Штатах. Что за компания выбросила Tesla из семерки самых дорогих
Pro
Гринвошинг. Как и почему компании обманывают клиентов на теме экологии
Pro
Что повлияет на маркетинг в 2025 году: пять трендов
Pro
«Риски смещены в сторону слабого курса». Ждать ли рубль по 100 за доллар
Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
Входные бонусы и «пакеты релоканта»: чем мотивируют топ-менеджеров сейчас
Pro
Зачет требований по контрактам ВЭД. Что нужно знать о новых правилах