PROюгАгро, 28 авг, 10:00

Мнение: ограничение на импорт зерна в Турцию снизит загрузку портов Юг

Читать в полной версии

На Юге России изменились логистические механизмы перевалки зерна. Основная причина — введенный Турцией запрет импорта пшеницы до 15 октября, этот срок может быть продлен. О том, как это повлияло на работу малых портов Азово-Черноморского бассейна и как изменилась логистика зернового экспорта, РБК Ростов рассказал управляющий южного подразделения холдинга-экспортера «Доставка морем» Денис Сушков.

В июне Министерство сельского и лесного хозяйства Турции заявила о временном ограничении импорта пшеницы в страну до 15 октября 2024 года. Отмечалось, что мера призвана поддержать турецких производителей в сложный летний сезон, когда цены на урожай существенно падают на фоне увеличения импорта пшеницы в страну. Тогда же в ведомстве уточняли, что приостановка может быть отложена на более поздний срок в зависимости от рыночных условий, которые сложатся к указанной дате.

«В связи с событиями (запретом на импорт зерна Турцией — РБК Ростов) «малая вода» на Юге фактически перестала работать на конечного покупателя. В новом сезоне Ростов, Азов, Ейск почти не грузят трех- и пятитонники, которые раньше отсюда шли с зерном в Турцию. Сейчас вся «малая вода» Юга является перевалочным пунктом для порта Кавказ. Но это объект сезонный — в ноябре начинают дуть ветра, приходит холод, и его работа практически прекращается. Таким образом, если запрет Турции будет продлен, южная «малая вода» будет недозагружена даже как перевалочный пункт», — считает Сушков.

По его словам, за малыми портами Азово-Черноморского бассейна останется погрузка нишевых культур.

«Но даже при постоянном росте объемов экспорта и урожайности полностью мощности задействовать они, скорее всего, не смогут. Активно также меняются условия поставок культур на Восток, который является основным потребителем гороха, чечевицы, нута, кориандра и других культур. Так, Индия переложила функцию распределения квот с местного Минсельхоза на аутсорсинг одной из компаний. Пока непонятно, государственная она или частная. Неясно и то, как будет выстроен новый механизм», — отмечает эксперт.

Такая ситуация приводит к серьезным изменениям логистики, которые затрагивают, прежде всего, аграриев Ростовской области.

«Раньше вся область везла урожай на Ростов. Это привычный и понятный маршрут. Сейчас придется перестраивать доставку до кубанских глубоководных портов. Это лишняя нагрузка на ж/д и автотранспорт. Здесь стоит надеяться на дополнительный подвижной состав и хорошую пропускную способность автодорог по направлению. Возможно, расходы на транспорт вырастут, что уменьшит маржинальность для аграриев», — прогнозирует Сушков.

Тем не менее, по его словам, рынок сумеет адаптироваться к изменившимся условиям, учитывая, что сегодня все основные игроки уже имеют опыт перестройки логистических цепочек, а многие аграрии диверсифицируют бизнес и готовы покрыть снижение маржинальности одних культур другими.

«Закономерно, что рынок будет развиваться не слишком активно, как в предыдущие рекордные периоды, но весь урожай точно будет продан и переработан в рамках страны или за ее пределами. Возможно, южному агробизнесу стоит подготовиться к отсутствию скачкообразного роста и использовать текущие ресурсы осмотрительно», — заключил Сушков.

Ранее РБК Ростов сообщал, что по данным ФГБУ «Центр оценки качества зерна» экспорт зерновых и зернобобовых культур урожая 2024 года из портов Ростовской области к началу августа составил 1,1 млн тонн, в целом экспорт зерна из донских портов в январе-июле 2024 года вырос на 5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и превысил 9,9 млн тонн. При этом в июне этого года основным покупателем была Турция - в эту страну направлено 86,7% от общего объема зернового экспорта. 

Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
«Кэш-машины»: какие компании увеличат капитализацию рынка до 66% ВВП