Олег Барвин: «Борьба с курением табака ведется без обсуждения с отраслью»
В конце 2018г. Минздрав РФ представил проект концепции государственной политики противодействия потреблению табака на 2019–2030 годы. В новой редакции документа особое внимание уделяется «предотвращению распространения новых форм и видов табачных изделий, в том числе тех, которые потребляются путем нагревания табака». Как пояснил РБК заместитель министра здравоохранения Олег Салагай, в ведомстве уверены, что обращение электронных сигарет, вейпов и систем нагревания табака типа должно регулироваться так же, как и обычных сигарет. Эту инициативу уже поддержали в российском правительстве.
В Минздраве также напоминают об отсутствии данных, которые бы позволяли утверждать, что системы нагревания табака позволяют отказаться от курения. «Более того, электронные сигареты в целом очень резко увеличили число вовлеченных в табачную зависимость, особенно среди молодежи», — убеждены в ведомстве.
Минздрав разрабатывает новую концепцию по борьбе с употреблением табака на ближайшие несколько лет. Один из основных моментов в ней — борьба с использованием электронных сигарет и других систем доставки никотина. Как к этому относятся производители?
— В первую очередь, России необходимы законы, которые регулировали бы правила оборота и продажи инновационных систем доставки никотина, в т.ч. систем нагревания табака. И это законодательство должно основываться на научных данных о степени риска этой продукции. На наш взгляд, уже есть достаточно и российских, и международных исследований, которые говорят о том, что использование этой продукции сопряжено с меньшими рисками для здоровья.
Нам кажется, что с учетом результатов этих исследований законодательство не должно предотвращать переключение курильщиков традиционных сигарет на потребление никотина через инновационные системы его доставки. Потому что тем самым они могут значительно снизить риск для своего здоровья.
Если говорить конкретно про концепцию Минздрава, то я, к сожалению, не могу ее прокомментировать. Просто потому, что она не обсуждалась с представителями отрасли. К сожалению, мы уже не первый раз видим, что документы, регулирующие будущее отрасли и касающиеся непосредственно курильщиков, принимаются без должного общественного обсуждения.
Нам кажется, что было бы правильно сначала оценить эффективность уже принятых законодательных мер по ограничению распространения табака и уже на основании этих решений разрабатывать концепцию при условии общественного обсуждения и привлечения экспертов не только от отрасли, но и от научного сообщества.
Одна из идей правительства — приравнять системы доставки никотина к обычным сигаретам с соответствующим запретом на употребление в ресторанах, барах и т.д. Насколько, на ваш взгляд, эти меры могут быть эффективными в борьбе с курением?
— Как я уже говорил, любое законодательное регулирование отрасли должно учитывать научные данные, которые говорят о значительно меньшем риске таких устройств.
Было бы неправильно людей, которые сделали свой выбор в сторону продуктов с меньшим риском для здоровья, закрывать в одни и те же курительные комнаты с теми, кто курит классические сигареты. В этом случае потребители инновационных систем доставки никотина будут подвергаться воздействию вторичного табачного дыма.
Все это следует учитывать при принятии решения о распространении ограничений на курение в общественных местах в отношении потребления нагреваемого табака.
Глобальной целью антитабачной концепции Минздрав называет постепенное снижение табакокурения до 5% к 2050 году. После 2050 года ведомство предлагает рассмотреть вопрос о полном запрете оборота табачной продукции. По подсчетам Минздрава, в 2016 году курящими были 30,9% россиян, или более 40 млн человек. Упущенная из-за курения выгода в производстве в ВВП составляет около 2%.
Вы упоминали о нехватке коммуникации с органами власти по вопросам регулирования систем доставки никотина. Есть ли какая-то единая позиция производителей таких систем и общий механизм ее донесения до органов власти? Или каждый из производителей пытается самостоятельно отстаивать свою точку зрения?
— Мы используем те системы обратной связи, которые предусмотрены действующим законодательством. В ходе разработки любого нормативно-правового акта есть стадии общественного обсуждения и экспертной оценки. К сожалению, мы видим, что в последнее время именно в вопросе регулирования табака и никотиносодержащей продукции такие обсуждение сведены к минимуму.
Нам это кажется неправильным, потому что в итоге лишены возможности высказаться не только представители производителей, но и непосредственно потребители, а также представители экспертных и научных сообществ.
В целом табачная отрасль придерживается общего мнения о том, что такой диалог необходим, и всегда готова в нем участвовать.
Для традиционных сигарет большой проблемой является контрафакт и контрабанда из государств, где они стоят меньше. Особенно это характерно для юга России. А как обстоит дело со стиками, которые используются в системах нагревания табака?
— Для стиков проблема нелегальной торговли не носит такого масштаба как для традиционных сигарет. Но мы начинаем замечать отдельные случаи, когда в России продаются стики из близлежащих стран, где установлен меньший уровень акцизного налога (например, из Украины и Казахстана). Это, безусловно, является первым сигналом для отрасли и государства о том, что нужно взвешенно подходить к выбору уровня акцизного налогообложения на категорию нагреваемого табака.
Именно стремительный рост акцизной нагрузки стал основной причиной неконтролируемого увеличения нелегальной торговли в сегменте традиционных сигарет. За последние три года уровень нелегальной торговли сигаретами в целом по России вырос в 10 раз и сейчас достиг 10,3%. Каждая десятая пачка сигарет продается в России нелегально — от этого страдает не только производитель, но и государство, которое недополучает те акцизные сборы.
По нашим расчетам, в прошлом году государство потеряло из-за нелегальной торговли сигаретами около 60 млрд рублей. Если тенденция не изменится в этом году, то в этом году эта цифра может достигнуть уже 70 млрд.
В России с 1 января 2019 года ставка акциза на сигареты и папиросы повысилась на 10,01% и составила 1890 руб. за тысячу штук (плюс 14,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2568 руб. за тысячу штук).
Для сравнения: в Белоруссии ставка акциза составляет примерно €3–23 за тысячу штук (в зависимости от ценовой категории сигарет), Казахстане — €21, Киргизии — €16, Армении — €15. Из-за более высоких акцизов сигареты в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу: если в Белоруссии пачка стоит в среднем 32 руб., в Армении — 50 руб., а в Киргизии — 53 руб., то в России — 105 руб.
Помимо изменения акцизов, на ваш взгляд, какие еще меры могут быть эффективными при борьбе с контрафактом и контрабандой?
— По-настоящему эффективным, на мой взгляд, может быть только комплекс мер, который должен начинаться с выбора правильного уровня акцизного налогообложения. Следующим важным направлением является акцизная гармонизация — выравнивание ставок акцизов в России и близлежащих странах Евразийского союза (ЕАЭС). Сейчас около половины нелегально продаваемых в России сигарет приходится как раз на сигареты, которые привезли из стран ЕАЭС.
Помимо этого, необходимо уделять должное внимание эффективности правоохранительной работы. Сейчас за продажу нелегальных сигарет законодательством предусмотрены штрафы. Учитывая рост проблем нелегальной торговли, мы считаем, что их необходимо пересмотреть их размеры. Кроме того, выписывать такие штрафы должны чаще — по аналогии со штрафами ГИБДД.
Если обозначить вопрос борьбы с нелегальной торговлей сигаретами как приоритет для местных правоохранительных органов, то мы сможем увидеть значительный прогресс в этой сфере.
Насколько система обязательной маркировки табачной продукции оказалась эффективна с точки зрения борьбы с контрафактом и контрабандой?
— Система маркировки — один из примеров, где табачная отрасль и государство прилагают совместные усилия, чтобы бороться с нелегальной торговлей сигаретами. Этот во многом уникальный проект позволил разработать систему для маркировки движения товаров от производителя до розничной точки.
На наш взгляд, система маркировки будет являться серьезным подспорьем в борьбе с нелегальной торговлей. Но не менее важно, чтобы эта мера была дополнена другими механизмами — например, повышением эффективности работы правоохранительных органов и выравниванием акцизной нагрузки.
Также мы видим, что практически половина нелегальной торговли сигаретами в России приходится на продукты из стран ЕАЭС. Поэтому систему маркировки было бы логично распространить не только в России, но и на всем пространстве ЕАЭС. Предпосылки для этого уже есть — сейчас пилотный проект проходит в Казахстане.
Некоторые эксперты утверждают, что производители не заинтересованы бороться с контрабандой, потому что они уже получили свою прибыль в той стране, где эти сигареты были произведены и куплены...
— Не думаю, что кто-то из крупных табачных компаний заинтересован в том, что нелегальная торговля сохранялась. Это большой ущерб не только государству, но и отрасли.
Все производители убеждены в том, что нелегальную торговлю необходимо остановить. Более того, табачная отрасль не только ожидает каких-то действий от государства, но и сама предпринимает шаги, которые могут помочь бороться с этой проблемой. В частности, все крупные производители проводят разъяснительную работу с партнерами в ретейле и с правоохранительными органами, объясняя важность этой борьбы и объясняя, как отличить оригинальный продукт от нелегального. Мы также проводим круглые столы по профилактике роста оборота и производства нелегальной табачной продукции.