Краснодарский край, 02 апр 2019, 14:27

Игорь Цуканов: «Инвестировать в современное искусство бессмысленно»

Меценат и коллекционер Игорь Цуканов рассказал РБК Краснодар о перспективах инвестиций в искусство, а также том, нужны ли на улицах столицы Кубани современные арт-объекты
Читать в полной версии

Игорь Цуканов — финансист, миллионер и меценат, поддерживает проекты в области образования, культуры и искусства в России, Великобритании и других странах мира. Руководит благотворительным фондом Tsukanov Family Foundation, который помогает Третьяковской галерее, ММОМA, организует совместные проекты с Saatchi Gallery и Национальной портретной галереей в Лондоне.

В 2016 году Игорь Цуканов передал часть своей коллекции современного искусства СССР и России в дар национальному центру искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, в том же году получил высшую награду Франции — орден Почетного легиона. Вошел в топ-50 самых влиятельных людей в современном российском искусстве: в 2012 году — по версии журнала «Артхроника», в 2016 — по версии журнала «Артгид».

— Может ли современное искусство рассматриваться как прибыльный способ инвестирования средств?

— Я не считаю, что искусство может быть объектом инвестиций. Есть работы, которые были куплены за миллионы, а теперь они стоят 100 тысяч, бывает и наоборот. Нельзя представить какую-то стратегию инвестирования в какие-то арт-объекты.

Большинство вещей, которые я покупал, сейчас сильно подешевели. Но меня это не волнует, так как я все стараюсь отдавать в музей, и их цена для меня безразлична.

Я знаю несколько фондов, которые собирали публичные деньги. Они специализируются как раз на инвестициях в области искусства. Но я не знаю ни одного успешного примера, который мог бы выдавать стабильные показатели в течение хотя бы 10-15 лет.

Например, есть один из фондов, который покупает относительно молодых художников из разных стран. И потом пытается, работая с арт-ярмарками и музеями, перевести их с уровня начинающих художников, на уровень уже более зрелых, выставляющихся в музеях. Они считают, что если им это удается, то ценность авторов растет, а инвестиции окупились. Я наблюдаю за этим фондом уже много лет. Но когда начинаешь с ними разговаривать о конкретных вещах и результатах, они начинают говорить, что выходы будут через 5-10 лет.

Поэтому я очень осторожно отношусь к инвестированию в области искусства. Я не верю в предмет искусства как вид разумной финансовой стратегии.

— Может ли сегодня искусство существовать без поддержки спонсоров?

— Не может. Существует много западных арт-школ, только в Лондоне их четыре. Декан школы Goldsmiths — одной из лидирующих и крупнейших — в свое время назвал цифры, которые меня поразили. По их статистике, в среднем через 10 лет после окончания только 8% бывших студентов остаются художниками и этим зарабатывают на хлеб. Еще около 50% остаются в индустрии, работают с галереями, критиками, что-то делают.

Это говорит о том, что работой художника очень сложно зарабатывать деньги. Я думаю, большинству нужно все время иметь варианты, что-то преподавать, что-то еще делать. Продавать себя очень сложно, конкуренция очень большая, и если художник себя не продвигает, то пробиться чрезвычайно непросто.

Некоторые находят коллекционеров-спонсоров, которые их поддерживают, либо получают гранты. Но просто зарабатывать на своих работах могут единицы, поэтому нужна поддержка.

Игорь Цуканов на лекции в Краснодаре (Фото: Игорь Глазко)

— Знаете ли вы каких-либо краснодарских современных художников?

— Например, я не знал, что группа Recycle из Краснодара. Я с ними встречался в Лондоне, выставлял их работы, но у меня даже не отложилось, что они из этого города. Они уже достаточно известная группа, работают на международном уровне.

Я в целом не так много знаю о современных художниках, которые живут в Краснодаре, так как я не был тут с 80-х годов. В этот приезд мне бы очень хотелось познакомиться с галереями и посмотреть, кто здесь работает.

Все-таки в современном искусстве исчезает понятие художник из Краснодара, Иркутска, Москвы. Они работают везде. Имеет большее значение, с какими галереями они сотрудничают, где они выставляются, кто их берет.

Например, если говорить о Recycle, то у них нет ничего регионального, в их работах нет ничего такого, что позволило бы сказать, из какого они региона, найти какие-нибудь южнорусские корни. Они смотрятся адекватно в любой столице мира.

— Недавно власти Краснодара выступили с инициативой установить в общественных зонах Краснодара объекты современного искусства. Реакция горожан на первые два арт-объекта была неоднозначной. Что вы думаете об этом?

— В России уже был проект, который получил широкую известность. Несколько лет назад в Перми прогрессивный губернатор запустил проект, направленный на преобразование относительно провинциального города, где среднестатистические жители мало что знали о современном искусстве. Но просто там была большая энтузиастов.

Население адаптируется. Конечно, людям сложно понять какие-то объекты непонятного содержания и непонятной формы или просто определить, искусство это или не искусство. Это нормально, так происходит везде, не только в Краснодаре. Со временем люди привыкают — и в городе становится веселее. Да, в Краснодаре есть шикарный парк, известный на весь мир стадион, но в целом город не так сильно изменился за последние десятилетия. И с арт-объектами было бы интереснее и веселее.

— Что помогло бы современное популяризовать искусство, например, в Краснодаре? Что нужно для его развития, чтобы люди знали местных художников?

— Тут все зависит от того, есть ли энтузиасты и коллекционеры, деятели искусства, которые хотят, чтобы город оказался на карте современного искусства.

Самый известный и популярный путь — это арт-ярмарка. Есть много городов, которые пошли по этому пути, приглашали галереи, вокруг этого мероприятия формировалась целая программа, происходил ряд разных событий и презентации. Краснодар — столица большого региона. При наличии поддержки и спонсоров он мог бы стать культурным центром всего юга России. Если бы местные бизнесмены решили проспонсировать такой проект, то это была бы успешная история.

— Что бы вы посоветовали молодым художникам?

— Я не знаю художников, которые опираются на какую-то свою культуру, культуру города и региона, и из этого стараются сделать свое современное искусство. Сейчас для художника важно попасть в правильную визуальную конструкцию, которая будет запоминающейся и оригинальной. Для этого нужны талант и понимание того, как устроен мир искусства в целом, что сейчас в тренде.

Поэтому я рекомендую молодым художникам ездить на крупные мировые ярмарки, например, в Майами, Нью-Йорк и Лондон. Да, это дорого. Хотя тренды можно увидеть и по Интернету, но лучше получить живой образ. Перед этими ребятами стоит задача увидеть найти свою нишу, свой продукт, свой образ и развивать его так, чтобы он стал индивидуальным.

Как делают Recycle — они создали свой мир, используют оригинальные материалы, стали узнаваемые. И тогда коллекционеры ими заинтересовались.

28 марта 2019 в Краснодаре в рамках некоммерческого цикла «Как устроено современное искусство» Игорь Цуканов провел открытую лекцию «Коллекция, которая меняет нас». Проект запущен в декабре 2018 года ПАО «Ростелеком» и домом-мастерской PchelinHouse. Просветительский проект включает беседы и лекции с участием приглашенных из Москвы и Санкт-Петербурга известных кураторов выставочных проектов, искусствоведов, галеристов и художников.

Какие шаги нового руководителя позволяют преодолеть недоверие команды
Подработка — новый стандарт. Как бизнесу перестать паниковать из-за этого
Сладость или гадость: чем можно заменить сахар и насколько это безопасно
Гречиха перестала быть сверхприбыльной для компаний. Как это меняет рынок
Худшая азиатская валюта за год. Почему курс рупии бьет антирекорды
Проклятие Nokia. Спасет ли на этот раз компанию $1 млрд инвестиций
Забытые домены служат мишенью для хакеров: как провести ревизию
Синдром выгоревшего собственника: как распознать и остановить угрозу