Игорь Цуканов: «Инвестировать в современное искусство бессмысленно»
Игорь Цуканов — финансист, миллионер и меценат, поддерживает проекты в области образования, культуры и искусства в России, Великобритании и других странах мира. Руководит благотворительным фондом Tsukanov Family Foundation, который помогает Третьяковской галерее, ММОМA, организует совместные проекты с Saatchi Gallery и Национальной портретной галереей в Лондоне.
В 2016 году Игорь Цуканов передал часть своей коллекции современного искусства СССР и России в дар национальному центру искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, в том же году получил высшую награду Франции — орден Почетного легиона. Вошел в топ-50 самых влиятельных людей в современном российском искусстве: в 2012 году — по версии журнала «Артхроника», в 2016 — по версии журнала «Артгид».
— Может ли современное искусство рассматриваться как прибыльный способ инвестирования средств?
— Я не считаю, что искусство может быть объектом инвестиций. Есть работы, которые были куплены за миллионы, а теперь они стоят 100 тысяч, бывает и наоборот. Нельзя представить какую-то стратегию инвестирования в какие-то арт-объекты.
Большинство вещей, которые я покупал, сейчас сильно подешевели. Но меня это не волнует, так как я все стараюсь отдавать в музей, и их цена для меня безразлична.
Я знаю несколько фондов, которые собирали публичные деньги. Они специализируются как раз на инвестициях в области искусства. Но я не знаю ни одного успешного примера, который мог бы выдавать стабильные показатели в течение хотя бы 10-15 лет.
Например, есть один из фондов, который покупает относительно молодых художников из разных стран. И потом пытается, работая с арт-ярмарками и музеями, перевести их с уровня начинающих художников, на уровень уже более зрелых, выставляющихся в музеях. Они считают, что если им это удается, то ценность авторов растет, а инвестиции окупились. Я наблюдаю за этим фондом уже много лет. Но когда начинаешь с ними разговаривать о конкретных вещах и результатах, они начинают говорить, что выходы будут через 5-10 лет.
Поэтому я очень осторожно отношусь к инвестированию в области искусства. Я не верю в предмет искусства как вид разумной финансовой стратегии.
— Может ли сегодня искусство существовать без поддержки спонсоров?
— Не может. Существует много западных арт-школ, только в Лондоне их четыре. Декан школы Goldsmiths — одной из лидирующих и крупнейших — в свое время назвал цифры, которые меня поразили. По их статистике, в среднем через 10 лет после окончания только 8% бывших студентов остаются художниками и этим зарабатывают на хлеб. Еще около 50% остаются в индустрии, работают с галереями, критиками, что-то делают.
Это говорит о том, что работой художника очень сложно зарабатывать деньги. Я думаю, большинству нужно все время иметь варианты, что-то преподавать, что-то еще делать. Продавать себя очень сложно, конкуренция очень большая, и если художник себя не продвигает, то пробиться чрезвычайно непросто.
Некоторые находят коллекционеров-спонсоров, которые их поддерживают, либо получают гранты. Но просто зарабатывать на своих работах могут единицы, поэтому нужна поддержка.
— Знаете ли вы каких-либо краснодарских современных художников?
— Например, я не знал, что группа Recycle из Краснодара. Я с ними встречался в Лондоне, выставлял их работы, но у меня даже не отложилось, что они из этого города. Они уже достаточно известная группа, работают на международном уровне.
Я в целом не так много знаю о современных художниках, которые живут в Краснодаре, так как я не был тут с 80-х годов. В этот приезд мне бы очень хотелось познакомиться с галереями и посмотреть, кто здесь работает.
Все-таки в современном искусстве исчезает понятие художник из Краснодара, Иркутска, Москвы. Они работают везде. Имеет большее значение, с какими галереями они сотрудничают, где они выставляются, кто их берет.
Например, если говорить о Recycle, то у них нет ничего регионального, в их работах нет ничего такого, что позволило бы сказать, из какого они региона, найти какие-нибудь южнорусские корни. Они смотрятся адекватно в любой столице мира.
— Недавно власти Краснодара выступили с инициативой установить в общественных зонах Краснодара объекты современного искусства. Реакция горожан на первые два арт-объекта была неоднозначной. Что вы думаете об этом?
— В России уже был проект, который получил широкую известность. Несколько лет назад в Перми прогрессивный губернатор запустил проект, направленный на преобразование относительно провинциального города, где среднестатистические жители мало что знали о современном искусстве. Но просто там была большая энтузиастов.
Население адаптируется. Конечно, людям сложно понять какие-то объекты непонятного содержания и непонятной формы или просто определить, искусство это или не искусство. Это нормально, так происходит везде, не только в Краснодаре. Со временем люди привыкают — и в городе становится веселее. Да, в Краснодаре есть шикарный парк, известный на весь мир стадион, но в целом город не так сильно изменился за последние десятилетия. И с арт-объектами было бы интереснее и веселее.
— Что помогло бы современное популяризовать искусство, например, в Краснодаре? Что нужно для его развития, чтобы люди знали местных художников?
— Тут все зависит от того, есть ли энтузиасты и коллекционеры, деятели искусства, которые хотят, чтобы город оказался на карте современного искусства.
Самый известный и популярный путь — это арт-ярмарка. Есть много городов, которые пошли по этому пути, приглашали галереи, вокруг этого мероприятия формировалась целая программа, происходил ряд разных событий и презентации. Краснодар — столица большого региона. При наличии поддержки и спонсоров он мог бы стать культурным центром всего юга России. Если бы местные бизнесмены решили проспонсировать такой проект, то это была бы успешная история.
— Что бы вы посоветовали молодым художникам?
— Я не знаю художников, которые опираются на какую-то свою культуру, культуру города и региона, и из этого стараются сделать свое современное искусство. Сейчас для художника важно попасть в правильную визуальную конструкцию, которая будет запоминающейся и оригинальной. Для этого нужны талант и понимание того, как устроен мир искусства в целом, что сейчас в тренде.
Поэтому я рекомендую молодым художникам ездить на крупные мировые ярмарки, например, в Майами, Нью-Йорк и Лондон. Да, это дорого. Хотя тренды можно увидеть и по Интернету, но лучше получить живой образ. Перед этими ребятами стоит задача увидеть найти свою нишу, свой продукт, свой образ и развивать его так, чтобы он стал индивидуальным.
Как делают Recycle — они создали свой мир, используют оригинальные материалы, стали узнаваемые. И тогда коллекционеры ими заинтересовались.
28 марта 2019 в Краснодаре в рамках некоммерческого цикла «Как устроено современное искусство» Игорь Цуканов провел открытую лекцию «Коллекция, которая меняет нас». Проект запущен в декабре 2018 года ПАО «Ростелеком» и домом-мастерской PchelinHouse. Просветительский проект включает беседы и лекции с участием приглашенных из Москвы и Санкт-Петербурга известных кураторов выставочных проектов, искусствоведов, галеристов и художников.