Евкуров: В работе с инвесторами важен обычный человеческий подход
– Юнус-Бек Баматгиреевич, как бы вы охарактеризовали нынешний год? Насколько сложным он был для республики? Оправдался ли прогноз о том, что регионам будет сложнее выживать в условиях кризиса?
– Сложности касались только расстановки приоритетов. Нам пришлось пересмотреть вектор развития экономики. Социальное направление мы постарались максимально сохранить, оградив эту сферу от кризисных влияний. В федеральном центре нас в этом вопросе поддержали. Все проекты, которые были запланированы в рамках реализации ФЦП, мы сохранили. Но все силы и средства сосредоточили на строительстве тех объектов, которые остро необходимы региону. Это школьные и дошкольные учреждения, объекты здравоохранения, промышленные производства.
До конца 2016 года Минстрой Ингушетии введет в строй 11 школ и 1 детский сад, всего за год получится 22 школы и 6 детских садов. 7 декабря мы сдаем Дворец спорта на 5000 зрительских мест. Это трехэтажное здание, где будут залы борьбы, бокса, аэробики, два тренировочных зала, общий спортивный зал. Все они оборудованы лучшим спортивным инвентарем. Общая площадь здания составит 14,2 тыс. кв. метров.
На стадии завершения находятся Перинатальный центр, детская больница в Назрани будет сдана до середины декабря и ряд других объектов.
– Федеральный центр рекомендует регионам развивать собственные экономики, делая ставку на повышение инвестиций. Как решается в Ингушетии этот вопрос?
– Инвестиционная привлекательность Ингушетии заключается в нескольких факторах. Во-первых, выгодное географическое положение: на территории республики проходит 2 автомагистрали федерального значения. Во-вторых, имеются благоприятные климатические условия: территория Ингушетии с двух сторон прикрывают малый и большой Кавказские хребты, у нас нет резких перепадов температур и регулярных погодных аномалий и катаклизмов. Зима мягкая, морозов почти нет. В-третьих, у нас благоприятная экология, так сложилось и географически, и исторически. Нет каких-либо химических производств и производств, создающих опасные отбросы, поэтому в Ингушетии – уникальная экологическая ситуация.
Но, конечно же, из-за одних только природных факторов инвестор в регион не пойдет, сейчас к каждому нужен индивидуальный подход. Поэтому в республике используется гибкий механизм работы с инвесторами. В зависимости от проекта, применяется как предоставление площадки с готовыми коммуникациями, так и предоставление в полное безвозмездное пользование предприятий, их долгосрочная аренда.
Еще стимулирующими факторами являются низкая стоимость трудовых ресурсов и технологического присоединения, наряду с эффективной системой законодательного обеспечения инвестиционной деятельности.
– Инвестор охотнее идет в те регионы, где уже есть современная инфраструктура. Что вы можете предложить им?
– В Ингушетии созданы 3 промышленно-инвестиционные площадки с готовой инженерной инфраструктурой общей площадью 150 га в городе Карабулак, в сельских поселениях Вознесеновское и Али-Юрт. Кроме того, при выдаче свидетельства подтверждающего статус инвестора, они полностью освобождаются от уплаты налога на имущество, на 95% освобождается от уплаты земельного налога, а налог на прибыль снижается до 13,5%.
– Какие в регионе существуют механизмы эффективного взаимодействия бизнеса и власти?
– Образован институт уполномоченного по правам предпринимателей, который также выполняет функцию защиты прав и интересов инвесторов. Активно работает Экономический совет при главе Республики Ингушетия, который регулярно оказывает содействие в продвижении инвестиционных проектов, создан инвестиционный совет при главе.
Кроме этого, из представителей бизнес-сообщества республики Агентство стратегических инициатив сформировало Экспертную группу по мониторингу внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республики Ингушетия.
Но создать эффективные механизмы – это только часть дела. Мы стремимся к тому, чтобы чиновники меньше времени проводили на совещаниях в кабинетах, а больше общались бы с представителями бизнеса, проводили выездные мероприятия, выслушивали просьбы и предложения на местах.
– Насколько развитию экономики Ингушетии мешают коррупционные явления?
– Мы в республике активизировали борьбу с коррупцией. Есть ряд громких уголовных дел, создаются условия для прозрачности инвестиционной и коммерческой деятельности.
На уровне нашей страны, на федеральном уровне очевидно, что включилась механизмы обновления. Коррупция, отсутствие здоровой конкуренции, наличие административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего бизнеса – все это тормозит экономику страны в целом. С этим явлением необходимо бороться, но не делать из этого шоу. Эта мысль прозвучала со всей очевидностью в Послании президента России Владимира Путина к Федеральному собранию.
– Ингушетия – республика дотационная. Федеральный центр оказывает ее экономике еще какую-то помощь, помимо финансовой?
– Как глава региона, я с особым вниманием слушал ту часть Послания, которая касалась непосредственно нас. В последние годы мы находимся в зоне повышенного интереса федерального центра. Созданы две структуры, которые всецело заняты решением проблем в северокавказских регионах. С помощью Министерства по делам Северного Кавказа и полномочного представительства президента РФ в СКФО мы решили большой пласт проблем и продолжаем их решать. И после выступления Владимира Владимировича я могу с уверенностью сказать, что эти помощь и поддержка будут нам оказываться и в следующем году.
Года два назад был запущен процесс, который должен способствовать тому, чтобы дотационные регионы, к каковым все еще относится и Ингушетия, смогли бы избавиться от иждивенческого статуса. И помощь федерального центра тут заключается в том, что он в рамках проектов ФЦП создает для нас инфраструктуру: промышленную, производственную м социальную. То есть дает нам в руки ресурсы, которые, при эффективном использовании, могут стать точками роста экономики региона. А вся стратегия развития Ингушетии направлена именно на эту цель.