Наталья Машталир: «Мы еще можем создать Краснодару привлекательный облик»
— Многие краснодарцы знают вас как архитектора и активного участника общественной жизни города, но для большинства вы — человек новый, которого непривычно видеть на таком ответственном посту. Расскажите немного о себе.
— Я закончила с красным дипломом архитектурно-строительный факультет КубГАУ в 2014 году. Тема моего диплома — реконструкция краснодарского ЗИП и создание на его базе технопарка с дата-центром, работа заняла 2-е место на всероссийском конкурсе дипломных проектов по архитектуре.
Во время учебы начала работать в МУП «Парки, инвестиции и туризм» была начальником отдела архитектуры и ландшафтного дизайна, который отвечал за то, чтобы наши парки стали лучше. За время работы сделала несколько объектов, вдохнувших в парки новую жизнь, наполнившую их не только мамами с детьми, но и молодёжью. Например, лекторий в Городском саду (место проведения РетроВелоЗаездов, встреч администрации с активистами и стихочтений), сцену в Чистяковской роще с площадкой для проведения митингов, летний кинотеатр «Аврора», посетить который приезжают даже из других городов края. Ещё моя команда сделала эскизный проект по реконструкции Парка Победы, но до его реализации уже не дошло, к сожалению.
Потом поступила на работу в «Стройпроект», который занимается проектированием многоэтажных жилых домов, приняла участие в более чем 15 проектах за два года.
Затем ушла «чистить карму» в организацию «Геоинжпроект», которая проектирует социальную инфраструктуру (детские сады, школы, больницы и т.д) для тех жилых комплексов, что я проектировала ранее, и для многих других. Это была по-настоящему интересная работа, которая позволила взглянуть на ситуацию с другой стороны. Проектировать «социалку» в десять раз сложнее, чем жильё, поскольку это всегда решение сложных задач в сжатые сроки с нехваткой денег и главное — с государственной экспертизой.
— Какой была ваша первая реакция на предложение занять должность главного архитектора Краснодара?
— На самом деле, решение согласиться не было спонтанным. Примерно год назад меня пригласили в Архитектурный совет при главе города. Это новая для города структура, которую создал мэр Евгений Первышов. Сама идея совета, который проходит раз в неделю, мне очень импонирует, т.к. коррупция при принятии решений исключена. На совете часто разгорается спор, архитекторы приводят разные аргументы в защиту своих идей, но в итоге все вместе мы добиваемся более эстетичных и этичных решений. Такой «супермозг» из лучших архитекторов города и чиновников может рассматривать здание 8 раз, пока не добьётся относительного совершенства.
Где-то через месяц работы в Архитектурном совете я задумалась о том, что у меня есть много предложений, которые я могу реализовать, потому что вижу «белые пятна» и то, что достаточно просто улучшить: создать понятные гайдлайны с картинками, как можно и нельзя вешать вывески; обязать тех, кто строится в центре города, использовать определённый набор цветов и материалов (кстати, он существует, но скажите, знали вы об этом?); обязательно выделять полосу пешеходного движения перед общественным зданием, даже если оно стоит в глубине участка и т.д.
Так как на Архитектурном совете я всегда отстаивала интересы горожан, а не застройщиков, мы довольно быстро нашли общий язык с департаментом архитектуры и его руководителем Михаилом Фроловым, который оказался ещё и хорошим модератором встреч совета, и активно общались по рабочим вопросам.
Для меня очень важно работать с людьми, которые разделяют мои взгляды и интересы. А тут всё сошлось: Евгений Первышов привёл в город очень сильную команду управленцев новой формации по вопросам строительства и архитектуры. Я вижу это по сократившемуся количеству выданных разрешений на строительство и по темпу строительства социальной инфраструктуры. Кроме того, выяснилось, что вице-мэр Владислав Ставицкий поддерживает многие мои идеи, что мы смотрим в одном направлении.
Раскрою небольшую тайну: после работы в парках меня звали на должность начальника отдела городской среды, но мне захотелось «понюхать пороха» и пойти в реальное проектирование. Тогда я отказалась. Но когда мне предложили эту должность второй раз — согласилась. Потому что чувствую, что уже обладаю опытом и необходимыми компетенциями.
Если раньше я занималась этой деятельностью на общественных началах, то сейчас могу делать всё официально и на другом уровне. Всё-таки 6 лет общественной работы, присутствия на совещаниях и обсуждения городских проектов дают о себе знать.
— Кстати, чем вообще занимается главный архитектор Краснодара? Что лежит в зоне его ответственности, на что он может повлиять?
— Вообще, в идеале главный архитектор — это «главный строитель», который всем говорит, что и как строить. А в администрации Краснодара главный архитектор — это начальник отдела городской среды при департаменте архитектуры и градостроительства. По регламенту он занимается благоустройством улиц, скверов, парков и площадей, а также нестационарными торговыми объектами, отвечает за внешний вид зданий (вывески, входные группы и т.д.). Это если брать по должностным полномочиям.
А если смотреть глубже и немножко сверху, то получается, что главный архитектор — это человек, который является медиатором позитивных изменений в городе, он может высказывать свои мысли и давать советы различным отделам и департаментам.
— Исходя из опыта в общественных организациях и в Архитектурном совете, какие основные проблемы городской среды Краснодара вы могли бы выделить? И как их можно решить?
— Первое, что бросается в глаза, это тема внешнего вида зданий, их входных групп и вывесок. Да, наш город за последнее время стал гораздо лучше, многие фасады очистились, убрали растяжки над дорогами.
Но многие здания все еще «замусорены» слишком кричащей рекламой, это очень заметно за пределами центра Краснодара. Мы не сможем говорить про какой-то архитектурный облик, пока каждая компания будет по своему усмотрению делать фасады, козырьки и двери, увешав все свободное пространство вывесками и рекламой. В такой ситуации какую архитектуру ты ни строй, это всегда будет напоминать рынок. Пока бизнес не поймет, что внешний облик города — это в т.ч. его зона ответственности, ничего хорошего не получится.
Недавно по интернету гуляли картинки: что будет с парижской улочкой, если применить к ней российские нормы, «пожелания» бизнеса и привычки обычных людей. Конечно, никакая архитектура не спасёт город, в котором нет среды. Можно сказать, что здания — это бриллианты, а городская среда — их оправа.
Можно начать с простых быстрых изменений. В течение года нужно создать простой и понятный гайдлайн по вывескам и начать его применять. Там должно быть четко зафиксировано, что и как можно делать, какой должна быть вывеска, какая площадь отводится под рекламу, как нельзя делать или переделывать входные группы. Причем все это должно быть не описано в километрах непонятных текстов, а даваться на уровне картинок и конкретных примеров.
Доказано, что человек на улице воспринимает первые 4,5 метра поверхности от земли, выше он чаще всего даже не поднимает глаза. Если мы приведем в порядок первые этажи зданий и тротуары, то это уже окажет положительный эффект на настроение горожан и их отношение к Краснодару.
— А что дальше?
— Еще в Краснодаре заметна проблема очень низкой пешеходной доступности. Думаю, что мамы с колясками и пенсионеры поймут — они, к сожалению, прекрасно знают, что такое выходить из дома и в принципе не иметь возможности пройти дальше своего двора. Это реально улучшить и этим нужно заниматься.
Вопрос даже не только в удобстве передвижения, это проблема доступности городской среды для всех жителей. Краснодар должен стать более дружественным к пешеходам, более открытым и здоровым. И удобнее для девушек на каблуках, да (улыбается).
Проблема вытоптанных газонов — это не проблема «плохих людей, которые топчут», а проблемы проектирования. Эту проблему ещё в 1987г. описал ЦНИИП градостроительства в «Методических рекомендациях по проектированию пешеходных сетей». Если угол между пешеходными коммуникациями составляет более 30 градусов, люди будут пытаться «срезать» путь — то есть вытаптывать газон. Поэтому никаких прямых углов в благоустройстве быть не должно, только плавные закругления пешеходных потоков или углы поворота менее 30 градусов.
Что меня радует: недавно Минтранс опубликовал интересный документ «Методические рекомендации по разработке и организации дорожного движения. Развитие пешеходных пространств поселений, городских округов РФ». Если проектировать пешеходные сети по нему — они будут идеальными. Жалко, что документ носит рекомендательный характер. Но зато к нему можно апеллировать в разговоре с чиновниками. А вот к постам блогеров, даже самых известных, нет.
Пешеходный город — это не только красота и удобство, но ещё и продолжительность маршрутов. Глава города положил начало глобальному проекту пешеходной набережной, начав со строительства Аллеи 80-летия образования Краснодарского края. Думаю, ближайшие 3 года мы будем заниматься созданием непрерывного пешеходного движения вдоль Кубани. Ось, связывающая набережную и ул.Красную, городу также необходима. Я говорю как ярый любитель пройтись пешком из центра до ЮМР, где я живу. У администрации давно зреет мысль сделать этой осью улицу Орджоникидзе. И это отличная идея: на ней сквер, Выставочный зал, Музыкальный театр, банки.
Из более глобальных проблем, на решение которых уйдет гораздо больше времени, есть ситуация со старым центром Краснодара, который даже не везде похож на город, и работа над обновленным Генпланом.
— Вопрос реконструкции центра Краснодара вызывает множество дискуссий. На ваш взгляд, можно ли улучшить условия жизни в этом районе, сохранив историческую среду?
— Я считаю, что это должно быть уплотнение исторического центра города. Разумеется, это не значит, что нужно начинать многоэтажное строительство. Речь идет о том, что в центре кварталов могут появиться здания, которые бы гармонировали с традиционной архитектурой этой части Краснодара или вовсе не были бы видны с улицы.
Когда вы идете по центру Краснодара, то видите замечательную улицу Красную, красивую архитектуру, симпатичные фасады… Но если вы посмотрите сверху (например, из любого высотного здания), то увидите в середине этих кварталов то, что вам точно не понравится. За многие годы там возникло множество самодельных пристроек — от деревянных до кирпичных, где-то уже все обветшало и никто не собирается начинать ремонт. Люди пытаются как-то уплотниться, а потом эти времянки становятся их основным жильем. Например, у «мавританского домика» на улице Пушкина есть 4 разных типа пристроек разных времен — если его реконструировать, то придется отрезать 2/3 этого дома.
Не все знают, что плотность Краснодара — 2,5 тыс. человек на 1 кв км. Плотность Москвы — 6 тыс. человек на 1 кв. км, плотность прекрасной Барселоны — 16 тысяч. А самый плотный город в мире из комфортных для жизни — это Париж, где этот показатель достигает 21тыс человек на 1 кв. км. При этом Париж — не застроен небоскребами, он 5-7-этажный, там просто очень качественно и грамотно используют городское пространство.
— Если брать вопросы архитектуры, то практически каждый город России сейчас развивается самостоятельно и сам ищет свой путь. Что эффективней для Краснодара — найти собственную модель или заимствовать лучшие практики, например, у Москвы, Казани и других успешных регионов?
— Мне кажется, должно быть и то, и другое. У нас не только свой менталитет, у нас еще и свой климат. Например, если в Санкт-Петербурге продолжительность инсоляции в жилых комнатах по нормативам должна быть минимум 2,5 часа, то в Краснодаре — всего 1,5 часа. Подобные особенности не позволяют просто пересаживать на местную почву успешный опыт других городов.
С другой стороны, применять успешные наработки, конечно же, необходимо. В первую очередь, это опыт работы с населением. Мне кажется очень важным то, что Москва, Казань, Санкт-Петербург и другие крупные города для разработки всех проектов привлекают местных жителей. И это не только общественные слушания, а настоящие семинары для горожан, где рассказывают о современных нормативах, о планах по развитию города. Власть, застройщики и жители общаются друг с другом, начинают разбираться в проблемах друг друга. Есть специальные методики проведения проектных семинаров. Например, Казани в свое время это помогло найти свой путь развития и стать примером для многих.
— Будут ли привлекаться для улучшения городской среды Краснодара специалисты из Москвы и других регионов?
— Я уверена, что Краснодаром должны заниматься именно специалисты по конкретным вопросам. И если этих специалистов мы не сможем найти здесь, то мы попросим помощи, прежде всего, у Москвы. Но это не значит, что мы будем работать, например, только с КБ «Стрелка», мы будем смотреть всех.
В то же время, для многих вопросов достаточно и местных специалистов. Работа с творческими профессионалами очень важна. Нашему городу не хватает независимого сообщества дизайнеров, архитекторов, художников, копирайтеров, которые могли бы помогать не словом, а делом. Например, создавать эскизные проекты и верстать макеты, причем делать это классно.
Скажу честно: у города не хватает рук на это, а чтобы нанять профессионалов не всегда достаточно денег. Поэтому, если вдруг вы чувствуете в себе силы попробовать, то приходите помогать. Но только действительно помогать, а не рассказывать, как всё плохо. Для вас это будет хороший пиар, опыт в портфолио и полезные знакомства. Для города — качественная работа. И всем хорошо.
— Бытует мнение, что Краснодар с архитектурной точки зрения уже не исправишь, т.к. слишком много за последние 10-15 лет было сделано для того, чтобы архитектурный облик города оказался настолько испорчен. Можно в обозримой исторической перспективе превратить наш город в более визуально привлекательный и удобный для жизни?
— На мой взгляд, речь идет не об исправлении, потому что в этот термин каждый вкладывает свой смысл. Для кого-то «исправить» может вообще означать «заполнить весь центр высотными зданиями, раз уж все равно раньше построили то, что ни во что не вписывается». А для кого-то — «убрать все высотки».
Многие заявляют: «Я бы Краснодар вообще снес и построил заново». А мне кажется, что наш город сейчас переживает начало эпохи расцвета. Экономика на подъеме, сюда переезжают люди из самых разных регионов, принося и свои знания, и свои деньги. Со стороны горожан есть запрос на улучшение качества жизни, потому что мы любим свой город и хотим, чтобы он развивался, а власть готова этим заниматься.
Посмотрите, какое активное сообщество у жителей Юбилейного микрорайона. Именно оно может стать примером для остальных районов города. О своей позиции нужно уметь рассказать и уметь её отстоять. И сообщество ЮМР понимает, что это дело не одного дня и, возможно, не одного года. Но это эффективно. А ныть в соцсетях и бесконечно отмечать в таких постах помощника мэра Владимира Вербицкого — ну, такое.
Так что ничего не потеряно. Уверена, что мы можем создать Краснодару привлекательный архитектурный облик, сделать его более комфортным и приветливым. Разумеется, что-то можно сделать быстрее, что-то займет годы... Время для позитивных перемен еще не упущено, но эту большую и системную работу нужно начинать прямо сейчас.