Краснодарский край, 04 апр 2022, 17:55

Анна Кадикова: «Любые кризисы сопровождаются повышенным спросом на книги»

Основательница независимого книжного магазина «Чарли» Анна Кадикова в эксклюзивном интервью РБК ТВ Кубань рассказала о ситуации на книжном рынке, ценообразовании и о том, что будут читать краснодарцы в ближайшем будущем
Читать в полной версии
Фото: РБК Краснодар

— Российский книжный союз предупредил о том, что к 2025 году из-за удорожания картона и бумаги цена на книги вырастет в несколько раз. Анна, что происходит с ценой на книги сегодня? За счет чего произошло удорожание?

— Индексация цен на книги происходит ежегодно. Все книжные магазины сталкиваются с тем, что 1 января поставщики поднимают стоимость. Это нормальное явление. Но этой зимой рынок столкнулся с небывалым ростом цен.

В силу новых экономических реальностей в прошлом году две крупнейшие бумажные фабрики перепрофирировались в производство картона, поскольку в эпоху онлайн-торговли это стало более выгодным продуктом. Кроме того, издатели изменили политику в отношении печатания книг. Теперь издатель должен заплатить за слот и быть готовым к определенному сроку предоставить книгу в печать. Если этого не происходит, слот сгорает, деньги не возвращаются, бумага отдается другому держателю слота. Такого дефицита отрасль раньше не видела. Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. В нашей стране не на чем печатать книги. К тому же в этом году одновременно выросла цена и на бензин, бумагу, дерево, упаковку.

— Как это сказалось на стоимости книги в вашем магазине?

— Сегодня я наблюдаю самый большой скачок цен, который был на моей памяти. Книги дорожают каждый месяц. Но наценка магазина не меняется. Это предусмотрено нашей финансовой моделью. Мы не стали зарабатывать больше. И насколько можем нивелировать цену, мы это делаем. Ранее разница ощущалась в пределах от 10 до 100 рублей.

Сегодня средняя стоимость книги на рынке — 600 рублей. Три года назад — она была на уровне 450 рублей. Мои коллеги начинали работать на рынке, когда в рознице цена составляла 250 рублей. Мы, конечно, задаемся вопросом, что можно сделать для того, чтобы книга не стала супер элитарным продуктом.

Мы закупились по старым расценкам, насколько хватало наших мощностей, и закрепили цены. Но, что будет происходить дальше, мы не знаем. И мы, скорее всего, будем поднимать стоимость.

— Как в текущей ситуации складывается ситуация с книгами зарубежных авторов?

— На данный момент мы потеряли все зарубежные контакты, так как лицензии на переводы покупаются за рубежом. Самая красивая и большая книжная ярмарка мира, которая проходила в Болонье, исключила российских издателей из списка участников. Оттуда книжки разъезжаются по миру.

Кроме того, стоимость печати книги всегда могла варьироваться в зависимости от страны. Можно было печататься в Китае, прибалтийских странах и Финляндии. В текущих условиях мы понимаем, что остаемся на рынке только с собственными резервами.

— С учетом того, что вы не увеличиваете наценки, как для вас закончился сезон?

— Сегодня «Чарли» наращивает аудиторию. Третий год работы закончился ростом. Каждый месяц мы фиксировали увеличение ключевых показателей по отношению к прошлым аналогичным периодам. Все книжные магазины развиваются в пределах 3-5 лет. За это время бизнес должен стать полноценной единицей МСП. Мы много работали весь предыдущий год и падения спроса не наблюдали.

— Конкуренты ли для вас маркетплейсы? И намерены ли вы двигаться в эту сторону?

— Маркетплейсы — это часть нашей жизни. «Озон», «Лабиринт», Wildberries — сегодня это не только площадки, которыми мы все пользуемся. Это новый образ мышления. Нормально покупать там, где дешевле, тем более, если товар привезут домой. Мы никогда с ними не конкурировали, и не сможем конкурировать. У нас разные экономические модели и разные задачи. Я могу поговорить с каждым человеком и разобраться, что ему нужно. «Чарли» — это персонализированный подбор книг.

Книжному магазину бессмысленно выходить на маркетплейсы. Букинистическим магазинам, возможно, да. Но нам не хочется быть хабом для «Лабиринта». Расширяться в эту сторону для нас — абсолютно неинтересная история.

— Возможно ли в текущих условиях книжным магазинам наращивать прибыль?

— Я не знаю. Сегодня это вопрос выживания, о заработках в малом бизнесе речь не идет вообще. Сейчас вся наша прибыль уходит на погашение кассового разрыва, который мы заработали в 2019 году. Если не считать долги, можно сказать, что магазин работает в ноль. Продолжать работать реально только благодаря сотрудничеству с поставщиками.

Потребность в книгах не уйдет. Нужно понимать, что любые большие потрясения и кризисы всегда сопровождаются повышенным спросом на книгу. Это один из способов сохранить холодный ум. Но будут проблемы с продажами.

— Что мы будем читать в России, если геополитическая ситуация не улучшится в ближайшей перспективе? Сможет ли наш внутренний писательский рынок удовлетворить читательский спрос?

— Это очень хороший вопрос, над которым я думаю уже несколько дней. На самом деле, у нас есть очень много хороших писателей. Настолько хороших, что ты гордишься каждой их работой. Есть несколько отечественных премий, которые подсвечивают новые имена в литературе. Например, премия «Ясная поляна», литературная премия «НОС», есть рекомендательные сервисы, как журнал «Прочтение», есть книжные блогеры и критики, литературоведы и журналисты.

Пока мы не можем ничего прогнозировать. Но, думаю, что нас ждет расцвет литературы, как только сойдет оцепенение. Сегодняшние события требуют осмысления. Для случившегося нужно подобрать правильные слова, поэтому это займет некоторое время. Но в течение еще нескольких лет нам точно будет, что почитать.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар

Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Объекты на курортах подорожали на 300% за 7 лет. Как на них влияет ставка