Ольга Димаки: «Настоящее искусство всегда растет в цене»
— Выставка «Гении русского зарубежья. Возвращение имен» — уже третий ваш проект в Краснодаре. Как вы оцениваете предыдущие два?
— В 2016 году в Выставочном зале мы сделали экспозицию графики Сальвадора Дали «Сюрреализм — это Я». Я первый раз участвовала в подобном мероприятии, полностью занимаясь созданием выставки — от идеи и до реализации. Это был первый подобный проект и для наших партнеров из питерской галереи современного искусства PS Gallery.
Тогда на выставку пришли более 10 тыс. человек. Для Краснодара это очень много, на самом деле, учитывая небольшой срок проведения. Сначала мне казалось, что можно было привлечь гораздо больше посетителей, но потом, когда эта же экспозиция начала ездить по другим городам, я поняла, что мы действительно сделали определенный переворот в сознании краснодарцев. Например, в Иркутске на Дали пришло около тысячи человек — в основном, иностранцы.
Затем мы с PS Gallery делали в Музее им.Коваленко выставку «Шедевры мастеров Парижской школы». Ее посетили примерно 4 тыс. человек — сказались нетипичные для Краснодара зимние холода, а также то, что открытие пришлось на не самое удачное время перед Новым годом. Кроме того, эта выставка длилась дольше, чем Дали, поэтому было сложнее удержать фокус внимания публики.
PS Gallery специализируется на произведениях знаковых художников и скульпторов, определивших развитие мирового искусства — от Огюста Родена до Зао Ву-Ки. Ее партнерами являются крупнейшие галереи искусства Западной Европы, а также ведущие аукционные дома Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и др.
— Насколько сложно завлечь молодежь на такие мероприятия?
— Я думаю, что молодежь сейчас невероятно крутая, они действительно многим интересуются. Но они другие — им интереснее то, что не связано со старшим поколением, с их родителями. Если их на выставку просто приведет учитель, то она может совсем их не зацепить.
Мы же хотим, чтобы молодежь считала музеи крутыми и воспринимала как часть своей жизни. Поэтому на открытии и в интервью я часто называла нашу выставку «красивой и инстаграмной». Многие сегодня мыслят картинками, воспринимают действительность через Instagram и стремятся туда, где уже сфотографировались их друзья. С этим нужно считаться и уметь разговаривать на их языке.
— Выставки в Краснодаре принесли прибыль?
— Да, мы оправдали бюджет и даже вышли в плюс. Хотя непосредственно заработок — это не основная цель. У меня есть определенный доход, наши партнеры — владельцы галереи — тоже зарабатывают на другом. Например, продажа одной картины может принести им гораздо больше денег с гораздо меньшими трудозатратами. Здесь же большая часть уходит на транспортировку, организацию и т.д.
— Кто владеет PS Gallery и какие цели они преследуют в вашем совместном проекте?
— Владельцем PS Gallery является Павел Башмаков, вместе с ним мы проводим выставки в Краснодаре и в других городах России. Он профессиональный спортсмен, тесно связан с футболом и долгое время работал в ФК «Зенит» над созданием и реализацией их сувенирной продукции, открывал фирменные магазины клуба. Сейчас он коллекционер графики и скульптуры художников Парижской школы ХХ века, прежде всего, Сальвадора Дали. Сотрудничает с Государственным Эрмитажем и другими музеями страны, занимается продажей картин, другие ответвления его бизнеса — антиквариат, винтаж, предметы коллекционирования, создание коллекций сувенирной продукции и атрибутики для спортивных клубов и федераций.
Павел тесно сотрудничает со своим дядей — известным коллекционером Марком Башмаковым. Они создали несколько уникальных экспозиций, которые должны показать всю многогранность искусства ХХ века. Эти выставки с успехом проходят в разных городах России. Павел и его дядя хотят не просто познакомить аудиторию с творчеством маститых художников (таких как Пикассо, Шагал, Матисс, Кандинский), но и открыть для россиян менее известных в нашей стране творцов, считающихся культовыми в Европе.
Марк Башмаков — профессор физико-математических наук, академик РАО, автор учебников и олимпиад по математике и один из родоначальников альпинизма в СССР. Он также известен как коллекционер графики художников Парижской школы ХХ века, для экспонирования его коллекции на постоянной основе выделены несколько залов Эрмитажа.
— Вы долгое время работали в рекламе и пиаре. Почему вдруг решили заняться организацией выставок?
— С одной стороны, это было неожиданно. С другой — я очень люблю искусство, к этому меня приручила мама, она действительно в нем хорошо разбирается. Куда бы мы ни ездили, всегда первым делом шли в музеи, и в любых поездках за границу я до сих пор делаю так же.
В школе у меня был уникальный учитель по мировой художественной культуре. Она буквально влюбила нас в искусство, заставляла много читать сверх обычной программы. Потом увлечение продолжилось в университете, затем появился краснодарский культурный центр «Типография», благодаря которому начала разбираться в современном искусстве.
— Как получилось, что организацией выставок по всей стране вы занимаетесь из Краснодара?
— Совершенно случайно — по рекомендации. Павел Башмаков рассказал моей бывшей коллеге о желании сделать выставку в Краснодаре, она посоветовала меня. Потом Павел позвонил мне, я подготовила смету, ее всю, конечно же, откорректировали, но в результате мы начали работать вместе. Я такой человек — если за что-то берусь, то полностью отдаюсь делу. Это импонирует нашим питерским партнерам.
Кстати, выставками по всей стране мы занимаемся не только из Краснодара. Я работаю вместе с Яной Кирилловой из ростовского коммуникационного агентства «АГТ-Юг», которая некоторое время является и арт-директором PS Gallery. Фактически, я сейчас делаю мероприятия в Краснодаре, а она в других городах.
— Какие еще экспозиции в планах?
— Во-первых, еще одна выставка Сальвадора Дали. Будут и новые серии графических работ, и бронза и, возможно, стекло. Но главное — будет отдельный мультимедийный зал. Можно будет не просто увидеть оригиналы Дали, но и погрузиться в мир его творчества, разглядеть, как созданные Дали персонажи «оживают». И все это с помощью довольно сложного оборудования (весьма дорогого, кстати). Это уже точно будет не музей им. Коваленко, а Выставочный зал, потому что там больше площади и есть возможность менять пространство, перекрашивать стены и т.д.
Кроме того, Павел говорил, что хочет отдельно привезти в Краснодар Пикассо. И Кандинского.
— Нет желания в будущем самостоятельно заняться организацией выставок? Возможно, открыть собственную галерею в Краснодаре?
— На самом деле, у меня очень много жизненных планов. Раньше я была очень эгоистичная, стремилась лишь заработать денег. Сейчас моя цель — выйти на определенный остаточный доход, чтобы потом тратить деньги на то, что мне интересно. Например, на социальные ролики, на выставки, на патронаж современного искусства, на помощь краснодарским художникам в выстраивании личного бренда…
Когда-то думала, что перейду на высокий дистанционный заработок и перееду жить в Азию, все же туда стремятся. А теперь думаю: «Да ну, разве что на пенсию, кругом ведь столько интересных дел».
Сейчас Павел и Марк Башмаковы работают над пополнением свих коллекций. Павел говорит, что сейчас находить и покупать графику художников с именем становится все сложней. Появился и постоянно растет в своих аппетитах новый мощный конкурент — Китай. Я буду им помогать в их проектах, никогда раньше не представляла, что это может быть так интересно.
Так что своя галерея в будущем — почему бы и нет? Мне интересна тема поиска и продажи картин, чтобы их покупали не только иностранцы, но и наши соотечественники, с пониманием того, что и зачем они приобретают. Искусство, помимо всего прочего, это ведь и очень выгодное вложение средств. Местная недвижимость, в основном, уродливая и некачественная, криптовалюты ненадежны, а настоящее искусство всегда растет в цене.