Серафима Чичева: «Краснодар мог бы быть фестивальной столицей»
— В Краснодаре фестиваль Geek Picnic пройдет уже во второй раз. В прошлом году вы говорили, что затраты на мероприятие оценивались в 2 млн рублей. Удалось ли «вписаться» в эту сумму или траты выросли?
— В итоге затраты оказались почти в полтора раза больше.
— Окупилось ли мероприятие?
— Скажем так, организаторы крупных мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге и Казани 40-50% бюджета закрывают за счет спонсоров. У нас в городе партнеров приходится буквально добывать. Продавать коммерческие пакеты очень тяжело. Так что окупиться с первого фестиваля практически нереально.
— А в чем причина?
— Отчасти в том, что в регионе отделы маркетинга не готовы вкладываться в крупные мероприятия, защищая бюджеты на это. Проще расписать годовой бюджет на классическую рекламу, чем тратить время на проработку классной концепции для фестиваля, а потом еще неделю нон-стоп ее готовить и отрабатывать. Это тяжело, долго и сложно.
Но я думаю, все придут к этому рано или поздно. Во многих других городах-миллионниках ситуация более прогрессивная. Там ценность эмоционального маркетинга четко понимают. Я вижу, как коллеги продают Geek Picnic, например, в Москве — там совсем другие интеграции, запросы и другой уровень.
— 40-50% за счет спонсоров — это очень хороший показатель. Какую долю расходов удалось закрыть коммерческими контрактами с бизнесом на краснодарском Geek Picnic — 2017?
— Мы почти смогли дотянуть до 30%. В прошлом году вышла грустная история, когда в последний момент «слетело» несколько компаний. Тогда я поняла, что ожидать «плюса» не приходится.
С другой стороны, я знала, что фестивалям в России в целом жить не очень просто, а в нашем регионе им приходится особенно сложно.
— Почему так получается?
— Потому что есть множество проблем на уровне согласований и готовности инфраструктуры. Несмотря на то, что мэрия старается помогать, все процессы дико забюрократизированы. Есть нелепые законы, которые усложняют организаторам жизнь. Мой «любимый» — запрет на продажу алкоголя. Во всем мире на фестивалях допускается продажа пива, сидра, глинтвейна — слабоалкогольных напитков и с этим ни у кого нет проблем. У нас это табу. А это большие спонсорские пакеты для организаторов, выручка для участников зоны ресторанов и комфорт для людей.
Еще из «хорошего» — в Краснодаре все парки перевели в природоохранные территории, теперь там нельзя на траве лежать, не говоря уже о сооружении шатров для фестивалей.
В городе осталась единственная площадка для крупных событий — парк 30-летия Победы у подводной лодки. Но она не в лучшем виде, там нет электричества для организаторов. А это сразу плюс 100-150 тыс. рублей в расходную часть бюджета, которые идут на то, чтобы арендовать генераторы, привезти их и заправить.
Вот из таких вещей и складывается общая ситуация, т таких нюансов тысячи. Краснодар при всем своем климате должен по идее быть фестивальной столицей России. Но нет.
И дело не в том, что люди не додумываются до гениальных бизнес-моделей, а потому что трудно. Нужно вложить много средств и эмоций, рисковать, три раза пережить депрессию, попытаться понять, почему ты все это делаешь и получить на выходе непредсказуемый результат.
— Если говорить про экономику, на что идет большая часть средств при организации фестиваля?
— В этом году все по-другому. В 2018 году мы где-то четверть потратим на программу, чуть больше уйдет на маркетинг и техническую часть.
Третья по важности и по доле статья расходов — зарплаты. Если первый фестиваль больше делали на энтузиазме, то в этом году у нас есть должности с определенным функционалом и ежемесячной оплатой труда.
— Сколько спонсоров вы планируете привлечь в этом году?
— Ключевых партнеров мы хотим привлечь не более 3-4, чтобы интеграции получились наиболее яркими. Но вообще, одна из крупных проблем в работе с партнерами в том, что у всех маленький горизонт планирования. Сначала все говорят, что еще рано, потом внезапно становится уже поздно. Пока мы в периоде «рано». Но думаю уже на следующей неделе мы подпишем несколько ключевых для нас договоров.
Спасибо моей коллеге, коммерческому директору фестиваля Анне Филатовой, она ломает копья, работает без выходных, чтобы придумать для наших партнеров удачные опции, интеграции и показать, что участие в крупных ивентах может быть успешным вложением маркетинговых бюджетов.
— Как изменится наполнение? Какие выводы были сделаны по итогам первого Geek Picnic? Какие ошибки были допущены, где можно было бы «подтянуть», сделать лучше?
— Нам пришлось в прошлом году ужимать программу из-за ограниченного бюджета, поэтому, на мой вкус, она оказалась не такой классной, какой могла бы быть. Да, был отличный лекторий, был крутой косплей, от этих зон все были в восторге. Но мы плохо поработали с территорией фестиваля. Были большие дыры и пустоты между зонами. Там ничего не происходило.
Чем мне нравится атмосфера московского и питерского фестивалей, так это тем, что там на каждой точке что-то происходит. Ты постоянно натыкаешься на какую-то активность. У нас так и будет в этом году. Фестиваль будет наполнен не только крупными зонами, но и небольшими активностями, на любой вкус и возраст.
— Сильно ли изменится программа и что позволит это сделать?
— В этом году бюджет увеличился почти в два раза. Это позволяет расширить программу и сделать ее более интересной. Мы основательно «перелопатили» прошлый год.
Основная наша идея в том, чтобы человек попадал в постоянно живущее и действующее пространство, где между основными зонами располагаются десятки активностей. Например, вот в этой точке начинается квест, там можно поиграть с друзьями в настольные игры, тут послушать электронную музыку или посмотреть короткометражные фильмы и так далее. Для детей будет множество игровых активностей, где интересно будет и самым маленьким и 12-летним подросткам.
Большая удача фестиваля — в этом году он получил программного директора Анну Ткачеву. У нее всегда есть прекрасные идеи как обыграть пространство и наполнить фестиваль интересным контентом. Благодаря именно ее работе, мы серьёзно усилили музыкальную программу фестиваля. У нас будут выступать Наадя, Mujuice, Pompeya и еще одну группу того же уровня мы объявим чуть позже. Из опыта прошлого года родилась идея зоны Sound Lab — экспериментальной электронной музыки.
В этом году мы привезем как минимум одного известного YouTube-блогера Utopia Show, организуем гонки дронов, где каждый сможет почувствовать себя профессиональным спортсменом-пилотом дрона. Порадует гостей и зона ретро-игр, там будут представлены игровые консоли и компьютеры 80-х и 90-х годов. На всем можно будет поиграть.
В общем, в этом году наших гостей ждем обширная программа, которая позволит не скучать весь день. Важно, как и раньше, весь контент внутри фестиваля будет бесплатным, никаких дополнительных сборов — только входной билет.
— Как изменится непосредственно научная зона и сами лектории?
— Мы провели «работу над ошибками» и доработали лектории — их будет не два, а три — «Наука», «Технологии» и «Искусство & 18+». Всего выступят около 30 спикеров. Станет удобнее общение с лекторами — мы увеличили хронометраж лекций. Об этом просили наши гости в прошлом году.
Сами лекторы почти все будут федерального уровня. Например, для «Технологий» мы обращаемся сейчас со «Сколково» и «Яндексом». Мы пытаемся поднять в том числе и какие-то острые темы, например, вечером в рамках «18+» лектория будем говорить о гендерной проблематики, можно будет услышать лекции: «Что можно и что нельзя. Эротика и секс в русской литературе», «Секс в рекламе. Количество, качество и влияние на поведение».
— Оказался ли первый Geek Picnic востребованным? Оправдались ли ожидания в плане количества гостей?
— Число посетителей оказалось примерно таким, как мы и ожидали. Фестиваль посетило около 4 тыс. человек. В процессе мы столкнулись с рядом интересных моментов. Например, я не думала, что надо выставлять охрану на берегу Кубани. Оказалось, что требуется — лодочники начали подвозить людей за 100-200 рублей. У нас был своеобразный десант, мы уже в процессе пытались это пресечь. В этом году мы перекроем неофициальный поток.
Благодаря отличной программе и музыке, я думаю, людей будет больше. Наша цель — 6 тыс. гостей.
Если в прошлом году приходили совсем фанаты, гики, которые любят лекции и технологии, то в этом мы хотим расширить аудиторию до обычных семей, ищущих интересный досуг.
— Какие отклики были по итогам прошлого года?
— В целом, отзывы были отличные. Весь негатив от Geek Picnic в 2017 году сводился к двум вещам, которые не связаны с действиями организаторов — люди жаловались на песок и жару.
Только один человек написал, что мы не дотянули до уровня Санкт-Петербурга и Москвы, где, по его мнению, все было круто. Но нужно понимать, что такое Geek Picnic в столице — это парк Коломенское, 25 тыс. кв. метров. Это Лоренс Краусс в качестве хедлайнера. В Санкт-Петербург в прошлом году приезжал Ричард Докинз. Конечно, к такому уровню нам еще только предстоит выстроить свой путь. Но и цена билета у нас гораздо меньше, чем в столицах.
— Кстати, планируете ли вы повышать его стоимость?
— Да, планируем. Примерно до 700-800 рублей за один день, иначе экономика фестиваля совсем не сходится.
У людей специфическое мнение по поводу ценообразования на билеты. Все думают, что организаторы «заелись» и хотят озолотиться. Это не так. Сходить в кино в выходной день стоит в среднем 350 рублей. Невозможно привезти 30 спикеров, 4 музыкальные группы, блогеров, уникальные активности и при этом сделать билеты по 200 рублей. Когда мы начнем выкладывать программу, люди поймут, за что именно они платят — и оно того стоит.
Geek Picnic — один из крупнейших в Восточной Европе фестивалей, популяризирующих науку, технологии и арт, который проходи т в России с 2011 года. В Краснодаре он состоится во второй раз и проедет 15-16 сентября в парке 30-летия Победы.