Краснодарский край, 06 окт 2016, 17:00

Вячеслав Легкодух: Отношение к земельным вопросам на Кубани надо менять

Омбудсмен по делам фермеров Вячеслав Легкодух в интервью РБК Юг рассказал об актуальном для Кубани «земельном вопросе» и способах решения наиболее острых проблем
Читать в полной версии

Обсуждение непростых взаимоотношений фермеров, пайщиков, владельцев крестьянско-фермерских хозяйств и крупных агропредприятий активизировалось в Краснодарского крае весной 2016г.

Наиболее острым вопросом в регионе является выделение земли: если одна сторона говорит об ущемлении прав владельцев паев со стороны агрохолдингов, то другая приводит примеры, когда один-два жалобщика могут парализовать работу целой компании. По мнению руководителей ряда агрохолдингов, перераспределение земельных паев может привести к чересполосице, в отдельных случаях – и к остановке деятельности сельхозпроизводств, которые дают значительный объем товарной продукции.

После первой волны протестов в марте и феврале 2016г. была создана рабочая группа при губернаторе Кубани и введен пост омбудсмена по делам фермеров. В сентябре – после «тракторного марша» – краевые власти пообещали усилить работу в этом направлении.

Вячеслав Легкодух был назначен на должность полномочного представителя главы администрации Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в июле 2016г. Собственное КФХ он возглавляет с 2007г., в настоящее время размер обрабатываемых земель составляет 390 га. В 2012г.получил звание «Заслуженный фермер», в 2015г.стал членом аграрного Совета при губернаторе Кубани. Неоднократно избирался депутатом Ясенского сельского поселения, с 2012г. – депутат Совета муниципального образования Ейский район, член комиссии по вопросам социально-экономического развития промышленности, АПК, малого и среднего предпринимательства.

Тракторный марш кубанских фермеров прогремел на всю страну. Насколько, на ваш взгляд, обоснованы претензии его участников? И как сейчас решаются обозначенные ими проблемы?

Я побывал на ряде мероприятий, которые инициировала группа активистов тракторного пробега, как они себя называют – движение «Вежливые фермеры». Не такие уж они и вежливые... Я считаю, что суть их активности – использование фермерских проблем и острых вопросов для решения своих политических и меркантильных задач. Тема встреч звучала так: «Разрешение ряда системных проблем, связанных с обеспечением прав граждан, имеющих права на получение земельных долей и имущественных паев в ходе аграрной реформы 90-х годов». Обсуждался проект федерального закона об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельхозназначения. При этом фермеры заявляли, что им это неинтересно. Они говорят: «Вы мой участок верните». Но «верните» – это на другом уровне, здесь же обсуждается проект закона.

В итоги участники т.н. марша не доехали до Москвы на тракторах и решили принять наше предложение – полететь на самолете. В столице их приняли представители Совета по правам человека, уполномоченный по защите прав человека и т.д. На ряде мероприятий посчастливилось присутствовать и мне. Именно посчастливилось, поскольку эти фермеры выбрали свой алгоритм решения проблем и меня не зовут.

Участники т.н. тракторного марша считают, что я – ставленник администрации. При этом прекрасно знают, что моя должность была предложена губернатором на съезде краевой ассоциации фермеров.

Вообще-то, мне становиться омбудсменом было не очень удобно – бизнес в самом разгаре. Пришлось его спешно передавать сыну. А ведь последние 15 лет моей жизни связаны именно с фермерством.

Проблема отбора земли агрохолддингами действительно актуальна для Кубани?

Фермеры говорят, что агрохолдинги нанимают высококлассных юристов, которые в судах решают многие вопросы. Но кто мешает нам, фермерам, объединиться и тоже нанять юристов? Проблема в слабой фермерской саморганизации. Это даже губернатор заметил, поэтому и была введена моя должность. Сейчас даже не надо юристов нанимать, у меня появился небольшой аппарат, так что по обращению мы со своими юристами детально изучаем ситуацию. Однако рынок есть рынок.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов, который недавно приезжал на Кубань и встречался с фермерами, рассказывал, что многие из их земельных проблем уходят корнями в 90-е года. Именно поэтому их сложно решить юридическими методами. Действительно ли это так?

Да, есть такие проблемы, но их в Краснодарском крае их немного. В основном, они касаются работников соцсферы, которые остались без паев. Такие примеры есть в Выселковском, Кавказском, Каневском и в Щербиновском районах, но это происходило повсеместно. Говорить, что это основа недовольства, нельзя.

Возвращаясь к проекту закона, о котором вы упомянули… В чем его суть и кто разработчик?

Законопроект будет предложен Советом по правам человека президенту для рассмотрения и дальнейшей работы. Суть закона – дать возможность жителям и собственникам земельных паев выделить свои участки из холдингов и других хозяйств, чтобы начать свою деятельность. Опять же, на обсуждениях этого проекта звучали предложения со стороны ЗСК и с моей стороны. А «вежливые фермеры», кроме громких заявлений, ничего конструктивного не говорили.

Например, один из них – Олег Петров – утверждал, что надо убрать всех прокуроров. «Вы мне дайте власть, а я порядок наведу», – говорит он. Но кто ему мешает избираться, идти во власть законными методами? Кроме того, они постоянно обвинят нашу краевую рабочую группу по фермерам в том, что она ничего не делает. Но они так же входят в эту группу, и обвинения в бездействии - это обвинения и в их адрес. Кстати, на днях эта группа была обновлена.

А в чем состоит обновление и для чего оно нужно?

Ранее существовала рабочая группа при губернаторе, в которую входили в основном общественные институты (Общественная палата, ОНФ, Ассоциация фермеров), представители СПЧ, чиновники и юристы. Казалось бы, хороший состав, который может решать вопросы. При этом при силовых ведомствах (прокуратура, МВД, следственный комитет) была создана вторая рабочая группа. Это удлиняло путь решения проблем. Сейчас же группа создана по принципу «одного окна», что значительно упрощает и ускоряет рассмотрение обращений.

Проект закона, о котором вы говорили, предусматривает возможность выделения своих паев. Но есть, к примеру, такие ситуации: фермер взял в аренду 10-15 паев, обрабатывает их, ведет успешное хозяйство. И вдруг один-два пайщика захотели выделиться, парализуя таким образом работу хозяйства. Этот документ позволяет решить подобные ситуации?

Здесь проблема кроется в недобросовестности местных глав, на плечах которых сейчас лежат полномочия по регулированию этих вопросов. Фермер может обезопасить себя одним способом: законно оформить договор аренды и зарегистрировать его. Или же выкупить землю.

Кроме того, совместно с ЗСК мы недавно рассматривали вопрос выхода из долевой собственности крестьянско-фермерского хозяйства. Мы сейчас с местными парламентариями будем активно взаимодействовать, чтобы проработать поправки в федеральное законодательство, которые позволят фермерам, которые захотели выделиться, работать на земле. Речь идет, как правило, о небольших наделах – 5 га, скажем. Тем более, что холдинги в большинстве своем уже выкупили земли, на которых работают.

Сейчас есть закон о выделении фермерам земли без торгов. Если четкое понимание, кого при этом считать фермером?

Да, действительно, такая норма в федеральном законодательстве имеется. Она была принята по инициативе Краснодарского края, потому что нигде нет такого жесткого противостояния в земельных вопросах, как на юге страны.

Сейчас мы прорабатываем вопрос градации фермеров, и Минсельхоз РФ нас поддерживает в этом. Нужно понимать, где личное подсобное хозяйство (ЛПХ), где фермер, а где крупное производство. Если фермер обрабатывает от 10 до 500 га земли, например, а крупное хозяйство – свыше 700-1000 га, то должна быть соответствующая градация и по сумме уплачиваемых ими налогов. Кроме того, сегодня у нас фермер с 5 га земли и 5 тыс. га пользуются одними и теми же мерами господдержки. При этом она рассчитывается, исходя из гектаров или единиц продукции.

Я считаю, что это не совсем правильно: понятно же, что крупное хозяйство произведет больше и, соответственно, получит больше прибыли. Но мы же в трамвае не подаем руку взрослому дяде, а помогаем детям и бабушкам. Небольшим хозяйствам поддержка нужнее, а у крупных и так доходность хорошая – им субсидии в таком количестве не нужны.

Продолжая тему раздачи земли. Руководство края много говорит о выделении земли казакам без торгов. Не ущемляет ли это права «обычных» фермеров?

Во-первых, казак тоже становится фермером. Но здесь нужно жестко смотреть, чтобы они не передавали эти земельные участки в субаренду. Норма, которая позволяет отдавать казакам земли, неплохая: мы таким образом развиваем местное казачье общество и даем им возможность помочь своим поселениям. И главная задача власти здесь – проконтролировать, чтобы это шло именно в том направлении, в котором оно и планируется. Чтобы это не было каким-то средством обогащения или механизмом по переделу земли.

Вы вступили в должность уполномоченного по вопросам фермеров 19 июля этого года. Конечно, срок еще небольшой, но все же – чего уже удалось достичь?

Главное – удалось достичь понимания краевых властей, что надо что-то менять по поводу отношения к земельным отношениям в регионе. В краевой собственности всего около 500 тыс. га земли, а это около 2 тыс. договоров. Их нужно приводить в порядок. Представляете, если эти 2 тыс. договоров сейчас как-то «подзависнут». Это неправильно, мы тогда лишим людей возможности смотреть в завтрашний день. И я считаю своей главной задачей решение этого вопроса.

Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Каким будет 2025 год: прогнозы Маска, Далио и других гуру
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Выживет ли «Великолепная семерка» в 2025 году