Краснодарский край, 07 ноя 2016, 11:16

Татьяна Зубкова: Зарабатывают только «раскрученные» фотовыставки

Исполнительный директор фестиваля PhotoVisa Татьяна Зубкова рассказала РБК Юг, какие культурные мероприятия приносят прибыль организаторам и в чем сложности работы со спонсорами
Читать в полной версии
Фото: Анна Бурлакова

PhotoVisa — Международный фестиваль фотографии, ежегодно проводимый в городе Краснодаре. Первый форум в 2008г. проводился инициативной группой — Краснодарской краевой общественной организацией «Творческий союз Вива Фото» и московским куратором и историком фотографии Ириной Чмыревой.

В 2016г. VIII Международный фестиваль фотографии PhotoVisa проходил с 20 октября по 29 октября. Мероприятия в его рамках были представлены на 16 площадках, среди них персональная выставка «Люди угля» фотографа Максима Мармура в OZ Молл, «Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина» на факультете журналистики КубГУ, «Современная итальянская фотография. Выбор Международного фонда фотографии FIOF» и многие другие.

Также в рамках фестиваля традиционно проходят мастер-классы, лекции российских и зарубежных фотографов, кураторов и экспертов, кинопоказы, объявление итогов фестивального конкурса, встречи с директорами международных фестивалей, кураторами и журналистами.

– Как появилась идея проведения фестиваля PhotoVisa?

– Несколько лет назад краснодарские фотографы – члены объединения VivaPhoto – стали ездить на семинары, которые организовывались по России для фотожурналистов. И на одном из таких мероприятий в Тольятти мы встретились с Ириной Чмыревой, которая была там спикером. Во время перерыва между лекциями мы начали общаться – выяснилось, что она бывшая краснодарка. Тогда мы решили организовать ее лекцию в Краснодаре, а уже на послелекционном чаепитии и появилась идея организовать фестиваль фотографии в кубанской столице. Первый раз PhotoVisa прошла в 2008г.

– Как изменилась PhotoVisa за эти годы?

– Фестиваль рос, развивался, менялся его формат. Первая PhotoVisa была праздником фотографии для Краснодара. Теперь PhotoVisa трансформировалась и кроме ежегодных октябрьских событий (выставок, лекций, кинопоказов) в Краснодаре выставки под эгидой PhotoVisa проходят в течение года на различных международных фестивалях. Их курируют руководитель фестиваля Евгений Березнер и арт-директор Ирина Чмырева. Происходит такой взаимообмен: к нам они приводят интересных зарубежных авторов и кураторов, одновременно продвигая российских и кубанских авторов за рубежом.

– В экономическом плане чем отличается восьмой фестиваль, прошедший в 2016г. от предыдущих?

– Кризис отразился и на нас. Скажу так: в поддержке фестиваля в процентном отношении стала существенней доля помощи местных компаний, в т.ч. малого бизнеса.

– Какова специфика сотрудничества со спонсорами?

– С каждым партнером своя история отношений. Мы выстраиваем их в зависимости от компании-партнера. Например, в этом году нам помогал производитель фототехники Olympus, который, естественно, заинтересован в продвижении своей продукции, поэтому часть мероприятий фестиваля была связана с этим. А вот «Сибирская угольная энергетическая компания», благодаря которой состоялась выставка и известного российского фотографа Максима Мармура, никак не вмешивалась и не влияла на программу фестиваля.

Если говорить о местном бизнесе, то можно сказать, что мы находим те компании, которые близки нам по духу. Ведь они вряд ли получают прямые реальные дивиденды от помощи фестивалю. Но благодаря и их усилиям событие, которое заметно не только на российском, но и на международном уровне, прошло в этом году в Краснодаре уже в восьмой раз. Небольшая частная гостиница, но соответствующая всем требуемым стандартам; местное очень приличное вино, фирма, которая оплатила доставку гостя на фестиваль; кафе, устроившее прощальный вкусный ужин – все они вложились в создание положительного имиджа региона.

– Получаете ли вы поддержку от государства?

– Да, нас поддерживает министерство культуры Краснодарского края. Фестивалю на безвозмездной основе предоставили под выставки площадки в художественном музее им.Коваленко и Центральном выставочном зале. И это существенная помощь, благодаря этому мы можем показывать масштабные знаковые выставки.

– Насколько дорого сегодня организовывать выставки? Во сколько обходится их проведение?

– Дорого. Печать и в Краснодаре не дешева, а если в Москве у хорошего печатника на лучшей бумаге – умножай на пять. Но нам почти удалось избежать в этом году данной статьи расходов, благодаря партнерским отношениям. Но еще есть статья по оформлению работ (рамы, паспарту), печать каталога и другой полиграфии. Гостей надо встретить, поселить и хотя бы частично покормить.

Кроме того, у нас в лекционной программе было 14 мероприятий и 3 кинопоказа, плюс подготовка 15-ти фестивальных выставок. Это огромные трудозатраты. В этом отношении фестиваль жив только благодаря волонтерской команде.

– Является ли организация фотовыставок прибыльной?

– Думаю, в плюс могут выйти редкие проекты с большой медийной «раскруткой». Например, оказался прибыльным первый привоз проекта Екатерины Рождественской. Возможно, зритель массово пошел бы на выставку с действительно мировым фотографическим именем, на условного Ричарда Аведона. Но понятно, что это не могут быть аналоговые отпечатки (никакие сборы не покрыли бы в этом случае страховку).

С одной стороны, фотография вызывает живой интерес, выставки фото собирают больше публики, чем художественные. С другой – пока заинтересованных людей недостаточно, чтобы говорить о коммерческом успехе фотовыставок.

Если несколько лет назад, когда мы готовили первый фестиваль, в Краснодаре за год проводились 1-2 фотовыставки, то теперь в год 3-4 больших привозных и множество местных авторских, это помимо нашего фестиваля. Зрители выбирают, куда они пойдут и что будут смотреть.

Мне кажется, у PhotoVisa есть своя аудитория. У нас ведь ежегодно большая образовательная программа. Да и зритель знает, что мы привозим что-то такое, что может быть, не увидишь не только в Краснодаре, но и вообще в России. Например, мы впервые в России показали большую групповую выставку австралийской фотографии.

– PhotoVisa позиционируется как интернациональный фестиваль. Участвуют ли в выставках украинские коллеги?

– Цель искусства – соединять мостами разные культуры, что мы и пытаемся делать. Да, четыре года назад в нашем фестивале участвовали украинские фотографы. Думаю, что время соединительных мостов и с Украиной еще впереди.

– Как в дальнейшем планируется развивать фестиваль?

– Стратегическое развитие – это прерогатива руководителя Photovisa Евгения Березнера и арт-директора Ирины Чмыревой. О новых планах станет известно весной 2017г. Фестиваль – это живой организм, который меняется год от года.

Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Зачем «Эталон» понижает ставки на ипотеку и что будет с его акциями
Pro
Не более 15 минут на встречу: фишки командной работы от опытного продакта
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой