Краснодарский край, 08 сен 2023, 11:00

Архипов: «Брутто-контракты обойдутся Краснодару в ₽4,5 млрд в год»

Замглавы Краснодара по вопросам строительства, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Архипов рассказал РБК ТВ Юг о создании метро, финансировании проектов модернизации ливневой канализации и сооружении новых мостов
Читать в полной версии
Фото: РБК ТВ Юг

Дороги и ливневки

— Мэр Краснодара Евгений Наумов в феврале 2023 года заявил, что дорожно-транспортная инфраструктура города требует «революционного прорыва». Сколько средств из городского бюджета на этот сегмент выделено в текущем году?

— В 2023 году в статью по развитию дорожно-транспортной отрасли Краснодара заложено почти 9,5 млрд руб. из местного, краевого и федерального бюджетов. Из них 4 млрд руб. — это федеральные субсидии, около 3 млрд руб. — краевые субсидии, 2,5 млрд руб. — это собственные средства города, в том числе и дорожного фонда. На сегодняшний день освоено порядка 51% в рамках всех наших программных объектов и муниципальных контрактов.

— Сколько проектов реализовано в данной области и какие работы планируется провести до конца 2023 года?

— Проектов очень много. Я бы их разделил на дорожные и транспортные.

На проекты в рамках дорожного хозяйства запланировано порядка 4,5 млрд руб. На эти средства мы реализуем программу «Безопасные и качественные дороги». Кстати, в 2023 году мы уже выполнили эту программу и направили 1,5 млрд руб. на 37 объектов. Мы досрочно отремонтировали более 50 км дорожного полотна. Сейчас мы готовимся к проведению торгов объектов на 2024 год. Общая сумма торгов — 1,1 млрд руб. В основном это контракты на содержание сети улично-дорожного хозяйства: ремонт автомобильных дорог; реализация программы интеллектуальной транспортной системы, в рамках которой мы устанавливаем умные светофоры, обустраиваем систему мониторинга интенсивности движения; на капремонты, реконструкцию, строительство новых дорог в городе.

Второе направление — это содержание и ремонт ливневой канализации, на которое запланировано около 400 млн руб. Здесь у нас тоже несколько текущих контрактов — на откачку ливневых вод, на содержание насосных станций, на ремонт колодезного хозяйства трубопроводов.

Третье направление — это транспорт, 4,5 млрд руб. Основные направления работы связаны со строительством 35 км трамвайных путей в западной части города. В этом году мы завершаем модернизацию трамвайного узла ул.Московская — ул.Красных Зорь — ул.Островского — ул.Садовая. Также предусмотрена закупка 100 трамваев, 40 из них мы закупим уже в 2023 году. Также закупим в лизинг 60 новых троллейбусов для КТТУ (38 троллейбусов с увеличенным автономным ходом). Кроме того, планируется до конца года купить 16 электробусов с зарядными станциями, которые будут ходить по маршруту 2Е.

— Одна из болезненных тем Краснодара — это ливневки. В этом году в городе продолжается работа по модернизации системы водоотведения. Собираются обследовать и прочистить не менее 150 км сетей, сдать один объект на улице Дмитриевская Дамба и завершить проектирование еще семи объектов. Какая работа в этом направлении уже проведена по итогам первых восьми месяцев? Все ли идет по плану?

— Тема действительно очень сложная, и планы расширяются каждый год. Это очень серьезное хозяйство, которое требует очень серьезных денег на содержание и ремонт. На сегодняшний день эта цифра составляет почти 9 млрд руб.

Конечно, таких средств на ремонт и модернизацию в бюджете города нет. Поэтому мы обратились в Министерство строительства и ЖКХ РФ и Министерство природных ресурсов РФ. Там есть целевые программы, федеральные, национальные проекты, в рамках которых возможно получить финансирование на эти цели.

Я думаю, к концу года будет понятно, сможем ли мы получить финансирование. При должном финансировании до 2030 года мы планируем построить еще порядка 67 км сетей ливневой канализации.

— Как в департаменте планируют решить проблему с регулярными подтоплениями Музыкального микрорайона? Возможно ли в принципе решить эту проблему?

— В этом районе необходимо проводить капитальный ремонт и реконструкцию отдельных дорог со строительством системы ливневой канализации. Но для этого собственникам МКД необходимо на целом ряде участков в рамках уже утвержденной и разработанной документации по планировке территории отказаться от части своих земельных участков. К сожалению, эта работа ведется очень медленно. Но без предоставления этих участков в собственность муниципалитета мы не можем ни запроектировать, ни получить какие-то субсидии на ремонт, ни реализовать строительно-монтажные работы.

Транспорт, парковки и мосты

— В 2022 году в Краснодаре запустили автобусный маршрут, работающий по брутто-контракту. Ранее вы озвучили, что перевод пассажирских перевозчиков на новую систему расчетов составит 14,5 млрд руб. Актуальна ли эта оценка?

— Это актуальная оценка. Если полностью реализовать весь проект и перевести примерно 100 маршрутов (не только автобусные, но и все маршруты трамвайно-троллейбусного управления) на брутто-контракты, то стоимость перевода составит ориентировочно 14,5 млрд руб. Это те средства, которые мы должны заложить в бюджет, чтобы в рамках 44-ФЗ, провести процедуру торгов этих муниципальных контрактов. По предварительным расчетам, в виде оплаты за проезд в бюджет города вернется порядка 10 млрд руб. Соответственно, для серьезного качественного повышения уровня транспортного обслуживания населения необходимо около 4,5 млрд руб. в год бюджетных средств. Но поскольку таких средств в бюджете нет, мы ведем диалог с краевым министерством транспорта и дорожного хозяйства, чтобы нам в последующие периоды предоставлялись эти суммы.

— Сколько маршрутов вы планируете перевести на эту систему в будущем году?

— Пока сложно сказать. Мы подготовили предложения на следующий этап. Все будет зависеть от наполнения бюджета и возможности субсидирования из краевого бюджета. Сейчас предложения готовы по 10-20 маршрутам.

— Рассматриваете ли вы такую возможность, что в будущем все маршруты перейдут на данную схему?

— Это будет достаточно тяжело исполнить. Опять же необходимо для этого 4,5 млрд руб. Но если мы как минимум половину из задуманного реализуем и переведем в первую очередь социально значимые маршруты, то в принципе это реально выполнимая задача.

Чтобы вы понимали, брутто-контакт дает не только качественное обслуживание населения. В нем заложены суммы на достаточно хорошую заработную плату водителей, на амортизацию подвижного состава. В первую очередь мы хотим перевести на брутто-контракты «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление», это позволит перевозчику самостоятельно и закупать подвижной состав за счет выручки, получаемой при работе на брутто-контактах.

— В июле снова обсуждалась возможность строительства метро в Краснодаре. Ранее уже не раз обсуждались различные варианты его строительства. Даже называлось число станций — их должно быть около 50. Обсуждалось и канатное метро. Но власти Краснодара отказались от этой идеи. Сейчас рассматривается проект строительства метро в Краснодаре? Каким оно будет?

— Если мы говорим про метро подземное, есть различные организации, которые ведут свою деятельность на территории РФ и имеют опыт строительства метро. Они предлагают различные варианты метро. Мы эти варианты смотрим, но пока этого объекта нет в транспортной подложке генерального плана Краснодара. И говорить о каких-то шагах по его реализации в части проектирования пока преждевременно.

— О какой сумме инвестиций мы можем говорить? Сколько примерно средств потребуется для реализации такого проекта?

— Точно не скажу, но это десятки миллиардов рублей.

— По данным на июль, в Краснодаре работают 239 платных парковок на более чем 9 тыс. мест. До конца 2025-го количество этих мест планируют увеличить еще на 2 тыс. При этом ранее вы сообщали, что ежегодный прирост автомобилей в городе составляет порядка 10-15 тыс. единиц. Насколько сейчас спрос на парковочные места превышает предложение? Сколько составляет дефицит парковок в летний период, когда на Юг приезжают туристы?

— По сравнению с прошлыми годами оборачиваемость одного паркоместа в Краснодаре увеличилась с 4 до 6. Это значит, что на одном паркоместе в день паркуются шесть машин. Отмечу, раньше одна машина могла занимать парковочное место целые сутки, иногда дольше. Сегодня можно констатировать, что система работает эффективно. Показатели выручки тоже серьезные. В среднем выручка в 2021 г. составляла до 200 тыс. руб. в день, в 2022 г. — уже более 200-250 тыс. руб. в день, в 2023 г. — больше 400 тыс. руб. в день.

Кроме того, соблюдать правила парковки помогает система штрафов. С одной стороны, к сожалению, количество выносимых постановлений растет. С другой стороны, уплата штрафов пополняет местный бюджет и муниципальный дорожный фонд.

План по выручке за оплату платных парковок составлял 30-90 млн руб. На сегодняшний день за первое полугодие 2023 года мы собрали порядка 230-250 млн руб. По нашим прогнозам, до конца выручка вырастет до 500 млн руб.

— На новом Яблоновском мосту в июне запустили движение по двум полосам. На остальной части объекта работы обещают завершить до конца года. Администрация города озвучивала, что старый Яблоновский мост снесут. В какую сумму оценивается снос сооружения? В какие сроки планируется демонтировать старый мост?

— Сейчас рассматриваются разные варианты демонтажа объекта. О сроках говорить рано, потому что проект демонтажа в сегодняшних ценах составляет примерно 45 млн, а сам демонтаж — 450-500 млн руб. Пока это все под вопросом, будем смотреть по состоянию бюджета и на возможности получения субсидий из края в 2024 году.

Много в этом году было разговоров о закрытии/перекрытии Тургеневского моста. Подчеркну, мы об этом никогда не говорили.

Да, проект реконструкции разработан еще в 2021 году. Его ремонт с учетом инфляции в сегодняшних ценах составляет порядка 600 млн руб. Средства на эти работы в бюджете города отсутствуют, а каких-либо субсидий пока не предусмотрено. Кроме того мы понимаем, что начинать какие-либо работы без завершения строительства нового моста — это абсурдно. Поэтому вернемся к вопросу о финансировании ремонта Тургеневского моста в 2024 году.

— На месте Скобяного рынка в центре Краснодара предполагалось создать полноценный транспортно-пересадочный узел. Предполагалось, что он будет включать остановки общественного транспорта, велопарковки, кафе, другие объекты. Какие сейчас планы по развитию этой территории?

— Вопрос достаточно сложный. Для создания полноценного ТПУ требуется значительная территория, которая займет не только Скобяного рынка, но и участки, которые находятся в собственности у хозяйствующих субъектов. Изъять их просто так и выкупить муниципалитет не может. Поэтому сейчас рассматриваются несколько вариантов, которые мы сможем реализовать с участием бизнеса. Они прорабатываются на уровне нескольких структурных подразделений администрации Краснодара.

Планируем, что к концу 2023 года будет понимание, каким пойти путем.

Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике