Зодчие будущего, 09 янв, 14:50

ВШЭ: «Туризм — мощный драйвер развития креативных индустрий на Юге РФ»

Научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина рассказала РБК ТВ Юг о развитии сектора в ЮФО и СКФО, спросе на творческие специальности и перспективах экспорта креативного продукта
Читать в полной версии
Фото: личный архив Т. Абанкиной

Законодательная база

— Правительство РФ утвердило Концепцию развития креативных индустрий до 2030 года. План реализации концепции был принят в 2022 году. Он устанавливает целевые показатели по развитию креативных индустрий в России: доля творческих отраслей в экономике к 2030 году должна составить не менее 6%, занятость в секторе должны вырасти до 15%. Возможно ли, на ваш взгляд, достичь задач, поставленных в концепции в период до 2030 года? Что для этого необходимо?

— Сегодняшняя задача состоит в том, чтобы удвоить занятость в креативных индустриях. Но, я думаю, нам реально увеличить этот показатель в 2,5 раза. Росстат официально рассчитал предварительные оценки вклада креативных индустрий в российскую экономику — сегодня это примерно 3,2% — 3,3%.

С учетом той инфраструктуры, которая сейчас создается, тех льгот и преференций, которые приняты на федеральном уровне и во многих субъектах РФ, это амбициозная задача, но достижимая. Я надеюсь, что к 2030-му году мы действительно сможем удвоить вклад креативных индустрий, потому что потенциал позволяет это сделать.

Отмечу, что креативные индустрии — это, прежде всего, творческие люди, а потом уже инфраструктура, условия развития и так далее. Поэтому здесь очень важно обеспечить, с одной стороны, доступный вход в креативную экономику через образование. С другой стороны, очень важно, чтобы в отрасль стягивались представители из других сфер, в том числе даже люди пожилого возраста, мамы с детьми с частичной занятостью, люди с ограниченными возможностями.

— В ноябре 2023 года депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, который определяет, какая экономическая деятельность относится к креативной индустрии. Согласно законопроекту, правительство составит реестр компаний креативных индустрий и будет вести его. Курировать творческий сектор будет Минэкономразвития. На ваш взгляд, как это повлияет на развитие креативных индустрий?

— Тот факт, что в России принимается такой закон, говорит о степени зрелости сектора креативных индустрий, это фиксирование долгосрочного приоритета. Фактически, закон задает стратегические развитие отрасли.

Приказом министерства культуры РФ определен уже перечень, собирательная классификация отрасли, туда включены разные виды деятельности в соответствии с классификатором, которые определяют этот сектор. Во всех странах он несколько отличается: единого нет нигде. Поэтому, конечно, для оперативной работы с креативной экономикой условия уже созданы.

Потенциал южнороссийских городов

— Возможно ли, на ваш взгляд, городам Юга России и Северного Кавказа достичь показателей данной стратегии или может быть даже преодолеть эти цифры? Что для этого необходимо? Какие шансы у южнороссийских регионов?

— У Краснодарского края есть все основания превысить средний показатель по России к 2030 году. Здесь развивается очень много инфраструктуры, это и технопарки, и кинокластеры. Активно развивается индустрия моды и дизайн. Потенциал Ростовской области тоже довольно высокий. Как правило, в группе лидеров по доле креативного кластера оказываются территории, в которых присутствует город-миллионник, т.е. где существует концентрация творческого класса.

Одним из ключевых направлений работы южнороссийских регионов, которое является стратегически значимым для развития творческих отраслей, является экспорт. Очевидно, что с разворотом на Восток, большой потенциал открывается не только в области взаимодействия со странами Ближнего Востока и Северной Африки, но и со странами Азиатско-Тихоакеанского региона, Латинской Америки. В следующем году Россия председательствует в БРИКС, и, я думаю, будут созданы условия для развития контактов со странами, входящими в это межгосударственное объединение. А это страны с огромной емкостью рынка, огромным спросом и населением.

Конечно, сейчас территории Юга находятся в зоне тревожности, но мне кажется, что в скором времени ситуация здесь будет гораздо более дружественная и открытая, что даст возможность развития без каких либо ограничений.

Творческие люди

— Еще несколько лет назад порядка 70% специалистов, занятых в творческих профессиях, приходилось на десяток наиболее распространенных: маркетологи, разработчики программного обеспечения, швеи и другие рабочие родственных занятий. Изменилась ли ситуация сейчас?

— Интерес к креативным индустриям заметно возрастает. Во всех вузах и колледжах, которые сегодня открывают направления, связанные с креативными индустриями, например дизайн, мода, компьютерная графика, звукорежиссура, даже гастрономия, очень популярны. Конкурсы везде растут. Это очень обнадеживающая тенденция.

Она связана с тем, что с 2021 года в стране ведется систематическая работа по развитию индустрии. Были запущены два федеральных проекта: «Придумано в России», созданный для поддержки креативных индустрий и экосистемы креативных индустрий, и проект «Пушкинская карта», фактически способствующая росту спроса, поддержке в выборе молодежи в сфере культуры, посещения театров, концертных залов, музеев, кинотеатров. Это важно, поскольку для креативных индустрий сегодня требуется, квалифицированный потребитель, люди, которые разбираются, понимают и готовы сами реализовывать творческие проекты и сами готовы участвовать в культурной жизни.

Что касается швей, о которых вы говорите, то отмечу, что индустрия моды растет высокими темпами, в том числе и в России, поэтому швеи, они как были востребованными вчера, так и остаются востребованным сегодня.

— Какие творческие специальности сегодня дефициты? На какие профессии фиксируется повышенный спрос?

— В огромном дефиците сегодня управленческие навыки, программы по управлению креативными индустриями. Навыки открытия своего дела, бизнес-планирование, оценка бизнеса, создание и продвижение стартапов является очень востребованными в сфере креативных индустрий, как и направления, связанные с творческим контентом для IT-сектора: анимация, гейм-дизайн, все, что связано с Event-индустрией и проведением событий, организацией звука, света, VR-реальностью, дополненной реальностью. Это те специальности, спрос на которые опережает предложение, и которые развиваются очень динамично во всем мире, и Россия находится в тренде тех же тенденций. Сектор креативных индустрий растет примерно на 17%-18% ежегодно. Пандемия дала толчок такому развитию.

Опираясь на данные Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters, который проводится в течение 3-х лет, необходимо отметить важность бэкстейдж-профессий — визажисты, костюмеры, звукорежиссеры, аниматоры. Потребность в специалистов «за кадром», которые обеспечивают работу медийных персон, сегодня составляет порядка 80%.

— Какие из креативных индустрий наиболее развиты в ЮФО и СКФО? Специалисты каких направлений занимают наибольшую долю в этом секторе?

— Подчеркну, что креативные индустрии очень неравномерно развиваются как в мире, так и в России. Эта же тенденция касается регионов Юга и Северного Кавказа. Безусловными лидерами в Южном федеральном округе являются Краснодарский край и Ростовская область. В этих субъектах вклад сектора креативных индустрий в экономику находится на уровне среднероссийских показателей. Краснодарский край — даже идет с некоторым опережением. Регионы Северного Кавказа, несмотря на огромный потенциал, пока вносят порядка 1%. В СКФО должна вестись очень большая работа с регистрацией предпринимательства, и высветлением многих бизнес-процессов.

Конечно, если мы говорим про макрорегион Юг и Северный Кавказ, то здесь необходимо отметить рост интереса к туризму в этих регионах. Сам по себе туризм не входит в сектор креативных индустрий, но он является очень мощным драйвером развития художественных промыслов, которые входят в сектор креативных индустрий, сувенирной продукции, фестивалей, вообще любых творческих событий, которые привлекают людей.

Креативный девелопер

— Насколько креативные индустрии сейчас популярны среди инвесторов? Есть ли интерес с их стороны к проектам креативной сферы?

— Исследования ВШЭ демонстрируют, что люди с креативными компетенциями сегодня востребованы во всех секторах — промышленности, на транспорте, даже сельском хозяйстве и рыбном хозяйстве. Опыт работы ВШЭ с крупнейшими российскими компаниями показывает, что корпорации также понимают важность и перспективность развития креативных компетенций, поэтому они вкладываются в создание инфраструктуры и творческих проектов.

В регионах России есть понимание, что приток креативной творческой молодежи приходится на столицы и города-миллионники, поэтому здесь стараются создать среду, которая была бы благоприятна для творческих бизнесов. Здесь создаются креативные кластеры и условия, в том числе, способствующие работе с крупным бизнесом.

— Креативный кластер — довольно новый феномен на рынке недвижимости. В ЮФО и СКФО он пока представлен единичными проектами. Насколько творчество может повлиять на сферу недвижимости? Насколько активно могут расти инвестиции в эту сферу со стороны инвесторов?

— Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ выиграл конкурс Минкультуры РФ по формированию мастер-планов и концепции городских креативных пространств. Для шести российских городов были разработаны такие документы. Как правило, многие из них осваивают пространство бывших промышленных сооружений. Поэтому мы имеем дело с превращением заброшенных территорий в новые привлекательные кварталы и это очень важная часть работы по формированию городского пространства.

Исследование НИУ ВШЭ показывало, что стоимость арендной платы в зоне таких обновленных пространств возрастает примерно на 7%. В целом благополучие района тоже растет. Нахождение в таком кластере — это возможность взаимодействия с другими креативными бизнесами, привлекательными для потребителей и потенциальных клиентов. Эти выгоды от нахождения в кластере как раз и повышают, в том числе, стоимость аренды.

После пандемии ситуация несколько изменилась и сейчас творческие кластеры, прежде всего, развиваются как пространства для стартапов. Начинающим предпринимателям на безвозмездной основе предоставляют коворкинги, проводят образовательные или консультационные программы. Здесь проводят форумы или обсуждение с творческими бизнесами, встречи с руководством региона или города. Таким образом такие пространства сегодня выполняют функции институтов развития, институтов коммуникации.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Работа без роли: зачем и как внедрять систему «плавающих» должностей
Pro
Люди с высоким уровнем EQ больше зарабатывают. Как его развить
Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Истечет ли в 2025 году срок подачи заявлений на разблокировку в Euroclear