Краснодарский край, 13 фев 2019, 14:30

Евгений Горобец: «Умный город – это, прежде всего, комфортный город»

Советник мэра Краснодара Евгений Горобец рассказал РБК Краснодар о развитии smart city, диверсификации экономики и перспективах кубанской столицы как города будущего
Читать в полной версии

— Расскажите, пожалуйста, о планах по превращению Краснодара в «Умный город». С чего все началось?

— 17 октября 2018 года на форуме «Открытые инновации» в Сколково Краснодар вошел в международный клуб «умных городов», который ранее учредили Китай и Франция.

Это не только почетно, но и открывает для нас большие возможности для изучения зарубежного опыта по воплощению концепции Smart City. На мой взгляд, нам этого крайне не хватало. Мы будем смотреть успешные кейсы других стран и городов в этой области, оценивать, сможем ли их пересадить на благодатную краснодарскую почву в том виде, в котором они были там реализованы, или же потребуется модификация и переосмысление. Факторов очень много — начиная от законодательных и заканчивая техногенными: это и география, и климат, и уровень жизни населения. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае смотреть, применима ли эта модель успешного кейса к Краснодару или нет.

— Что сейчас власти Краснодара вкладывают в концепцию Smart City? И что в городе станет «умнее»?

— Потом после того, как Краснодар вошел в клуб умных городов, мы начали работу по изучению вопроса в целом — что именно подразумевается под «умным» городом. Сегодня в понимании большинства людей smart city — это, в первую очередь, цифровая экономика, использование Интернета вещей и IT-технологий.

На мой взгляд, smart city — это, прежде всего, комфортный город. А все цифровые технологии — его большая составная часть, те элементы и сервисы, которые позволяют сделать город по-настоящему умным и комфортным.

Для реализации этой концепции и превращения Краснодара в «умный» нам требуется, в первую очередь, сделать серьезный аудит того, что есть в городе. Тут как раз помогут серьезные электронные сервисы, которые дают возможность провести диагностику и выявить, сколько у нас есть «болезней» и насколько они запущены. Тогда мы сможем понять, как их победить.

Прежде всего, все сервисы smart city заточены на быстрое получение услуг горожанами. А власть в результате их наладки получает очень полное представление о городе и в следствии, сможет принимать более эффективные и качественные экономические решения.

— На каком этапе сейчас находится реализация проекта?

— Примерно два месяца Минстрой РФ, который патронирует федеральный правительственный проект «Умный город», собирал информацию и работал над тем, чтобы разработать некий набор стандартов. Там два набора элементов — обязательный пакет и рекомендуемые сервисы.

Все это проходило в очень демократичном режиме — никто никаких точек зрения не навязывал. Наоборот, они собирали инициативы, предлагали какие-то свои интересные вещи. В результате родился свод элементов, который был воплощен в виде нормативного акта.

После, работая с коллегами и перенимая их опыт, мы разработали проект дорожной карты — некой последовательности действий на ближайшие пять лет. При этом мы понимаем, что этот процесс не будет конечным — технологии развиваются, сервисы будут совершенствоваться, добавляться новые.

Пока мы в самом начале пути. 4 февраля в Сочи Минстрой вместе мэрией курортного города и администрацией Краснодарского края провел первую стратегическую сессию. Мы посмотрели, как это происходит.

Следующая стратсессия будет проходить в Краснодаре — ориентировочно в конце февраля. На этих мероприятиях происходит серьезный мозговой штурм. Участники разбиваются на группы в зависимости от отраслей и сфер жизнедеятельности, выявляют болевые точки, потом их ранжируют и предлагают пути решения в разрезе концепции Smart City. Например, как можно ликвидировать огромную дорожную пробку. В частности, если установить «умный светофор», будет проблема решена или нет?

После стратегической сессии и в Краснодаре мы соберем все идеи, которые возникнут, объединим и согласуем стандарты Минстроя и утвердим нашу дорожную карту.

В Краснодаре мы развернули проектный офис, в который вошли как сотрудники администрации города, так и эксперты из разных областей — представители партнерских организаций «Ростелеком», МТС, «Росатом», «Ростех» и так далее.

— Кто будет заниматься реализацией проекта? Планируется ли привлекать частное финансирование инвесторов?

— Условно все элементы умного города можно разделить на две категории. Есть сервисы, которые точно потребуют бюджетного финансирования. Например, создание цифровой платформы по взаимодействию «власть-горожане». Мы сейчас смотрим опыт Москвы, где запущены платформы «Активный гражданин», «Наш город», «Открытые данные». Также оцениваем кейсы Санкт-Петербурга, Новосибирска, Перми, Липецка, выявляем наиболее интересные практики и анализируем их, чтобы понять, применимы ли они к Краснодару или потребуется создать совершенно новые продукты.

Эта часть, скорее всего, потребует бюджетного финансирования. Не обязательно из муниципального бюджета. Мы надеемся, что нам и Федерация поможет, и Краснодарский край не останется в стороне.

А вторая большая часть — это те сервисы, которые, на наш взгляд, могут быть монетизированы и потенциально привлекательны для инвесторов. Сейчас мы ведем переговоры с представителями бизнеса и смотрим, сможем ли мы их запустить, не дожидаясь никаких бюджетных вливаний.

— О каких сервисах может идти речь?

— Тут есть много направлений. Это «умное» уличное освещение, весовой контроль, взимание штрафов, видеонаблюдение с распознанием лиц, всевозможные электронные карты: от оплаты проезда до туристических продуктов. У них разные сроки окупаемости, разные финансовые модели, они отличаются по привлекательности для инвесторов. Но наши партнеры заинтересованы в их реализации.

Теперь нам нужно разобраться в этой истории, чтобы понять, с кем дальше интересно идти и в какой форме организовать сотрудничество. Это может быть муниципально-частное партнерство, концессия, прямой инвестиционный контракт.

— Что даст Краснодару реализация проекта «Умный город»?

— Безусловно, Краснодар станет удобнее для горожан. Органы управления смогут более эффективно и взвешенно принимать решения, а бизнес получит возможность строить собственные финансовые модели, опираясь на точные данные.

По сути, для города будет создана единая блокчейн-платформа. Участие в пилотном проекте — это исторический шанс для кубанской столицы.

— Вы говорите про возможности для бизнеса. Какие направления диверсификации вы видите?

— Это очень сложный вопрос. Вообще, всегда стоит начинать со структуры городского бюджета. Он в Краснодаре очень сильно зависит от налога на доход физических лиц. Поэтому когда мы говорим о том, что город из-за приезжих стал тесным и неудобным, да, это так. У нас просто не выдерживают инженерные коммуникации и слишком маленькое городское пространство. С другой стороны, приезжие для нас — благо, потому что они вносят свой вклад в НДФЛ.

Другое дело, что мы сегодня не очень понимаем рынок труда. Все эти люди, которые едут в Краснодар жить и работать, кто они? По образованию, по профессии, по навыкам, по компетентности? Нам нужно делать город привлекательным для тех профессий и тех людей, которые действительно нам нужны.

Также я уверен, что туристический потенциал Краснодара очень недооценен. И в этой сфере надо очень многое делать. У нас транзитный город, через который все едут на море. Поэтому стоит задача — всех, кто через нас едет, задержать на сутки какими-то событиями, мероприятиями, ивентами. Люди должны их посещать, оставлять деньги и ехать дальше на море или в горы. Нужно иметь серьезную стратегию развития этого направления.

Третий элемент, который, я считаю, может очень серьезно продвгать экономику города — это мультимодальный хаб, который планируется создать вокруг аэропорта Краснодар. Там предусмотрен, в частности, серьезный грузовой аэропорт. Это очень важный момент для нас, так как сокращение времени в пути — это и экономия средств.

Еще одно важное направление — это создание медицинского кластера в Краснодаре. С одной стороны, медицина — это благородное занятие с общечеловеческой точки зрения. С другой — эти сервисы хорошо коммерциализируются.

Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
Как убедить руководство оплатить ваше обучение: пошаговый план
Pro
Вечные. Как экс-топ ЛУКОЙЛа продает жизнь после смерти за ₽10 тыс.
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто