Краснодарский край, 13 мая 2019, 18:03

Антонио Джеуза: «В современном городе искусство должно быть современным»

Создатель Сочинской лаборатории видеоарта, эксперт в области искусства новых технологий Антонио Джеуза рассказал РБК Краснодар о перспективах совриска в регионах
Читать в полной версии

Антонио Джеуза — независимый куратор, критик, лектор и преподаватель, один из ведущих в России экспертов в области искусства новых технологий и крупнейший исследователь российского видеоарта. Возглавляет научно-методический отдел ГЦСИ-РОСИЗО (Москва).

Международный профессиональный опыт включает в себя работу на посту адъюнкт-куратора Tate Modern (Лондон) и лектора Центре Помпиду, ЦДМ в Карлсруэ, университете La Bicocca (Милан), Fondazione Sandretto Re Rebaudengo (Турин), Центре современного искусства Futura (Прага) и др.

В последние годы Антонио Джеуза активно занимается организацией различных образовательных мероприятий. В рамках Зимнего международного фестиваля искусств он создал Сочинскую лабораторию видеоарта.

— Как и почему появилась Сочинская лаборатория видеоарта?

— Этот проект родился в рамках Зимнего международного фестиваля искусств, с которым я уже сотрудничаю девять лет. Прекрасные организаторы этого мероприятия десять лет назад пригласили меня курировать выставку о видеоарте. Тогда мы подготовили первую экспозицию по теме экологии под названием «Эхо эко», на ней было представлено 12 работ.

Мы заметили, что большой интерес к видеоарту, с каждым годом аудитория становилась шире. Поэтому три года назад мы вместе с организаторами решили открыть лабораторию видеоарта для жителей Сочи. В течение недели я проводил интенсив, в рамках которого были лекции об истории видеоарта, показ современных работ и практикум.

В первый год пришли 12 человек, мы сделали выставку. И получилось чудо — то, о чем я всегда мечтал. Эта группа не распалась после лаборатории, они продолжали встречи. Им это было интересно, было желание продолжать. Мы сделали вторую лабораторию, уже с двумя группами. И в этом году также набрали две группы. В Сочи уже есть большое сообщество художников из разных областей, которые занимаются именно видеоартом.

— В чем особенность этого проекта?

— Формат «теория плюс практика» всегда работает хорошо. Но я горжусь тем, что проект получился очень «теплый». Не только потому, что в нем участвуют прекрасные люди, но и потому, что видно — им это нужно. Мы не просто приехали с проектом, показали его и уехали. Здесь все осталось — живет и развивается независимо от тебя.

Благодаря фестивалю Башмета мы могли развивать наш проект, который, надеюсь, продолжим и в следующем году. Это очень хорошее доказательство, что современное искусство успешно «приживается», когда местные жители вовлечены в процессы, в т.ч. чеоез обсуждение.

Я уверен, что если бы до этого не было семи лет фестиваля видеоарта, то было бы сложнее. Мероприятие подготовило аудиторию, чтобы она была готова воспринимать такую форму. Проходило обсуждение тем, механизмов, был интерес. В итоге на лабораторию пришли те люди, которые хотели попробовать сами. И я очень рад, что в Сочи теперь есть комьюнити, которое занимается видеоартом. Теперь я привожу это как пример успешного кейса по развитию современного искусства в городе.

Антонио Джеуза на лекции в Краснодаре (Фото: Игорь Глазко)

— Как вы оцениваете уровень проникновения современного искусства в регионах? Например, в Краснодаре начали устанавливать арт-объекты, но многие жители критиковали это решение.

— Между прочим, автор установленной недавно в Краснодаре работы «Столпы» Виктор Линский — один из участников Сочинской лаборатории. И я знал его еще до этого, так как курировал премию Кандинского, на которую он был номинирован около пяти лет назад.

Когда мы говорим о современном искусстве в городе, то речь идет о биографии, связанной с современным искусством. В Москве и Санкт-Петербурге, безусловно, больше мероприятий, больше организаций, которые этим занимаются, больше денег. В регионах возможностей меньше, меньше помещений, где можно показывать работы, меньше денег, меньше помощь от государства и муниципальных организаций, которая очень нужна для того, чтобы развивать дискурс современного искусства. Над этим надо явно работать.

Но деньги здесь — не самое важное. Важна публика. В «столицах» тоже есть люди, которые очень далеки от современного искусства. В последнее время я много путешествую по России, меня часто приглашают читать лекции. И по вопросам после них, по их качеству, я понимаю, что публика готова. Да, опыта меньше, да, но уже нельзя сказать, что в регионах аудитория не любит современное искусство или не хочет его.

В любой сфере искусства есть люди, которые его не любят. Но есть те, кто, например, не любит математику. Это не самое важное. Главное, что есть интерес. Теперь нужно правильно подавать работы. Не только делать проекты и выставлять их, нужно найти людей, которые смогут их пиарить и разговаривать с публикой.

Есть еще другой момент. Это образ современного искусства, который создается некоторыми СМИ. В результате люди считают, что оно представляет из себя что-то провокационное, радикальное, связанное с голыми телами. Но в реальности современное искусство включает в себя огромный диапазон предложений. Поэтому не надо бояться. Надо знакомиться и потом решать: «Да, это мое» или «Нет, вот это мне не нравится».

— Что вы думаете в целом об идее установки арт-объектов в Краснодаре?

— Я не знаю, какие художники готовили предложения, кроме Виктора Линского. Его скульптура прекрасна, очень интересная идея. Но точно могу сказать, что установка арт-объектов — правильно направление.

Паблик-арт нужно расширять. Мир меняется, меняется и искусство, оно развивается вместе с обществом. Не надо ждать классических, традиционных форм. Сам город, уже не тот, которым был 20 лет назад. Другие тротуары, другие фасады, и искусство, которое живет в городе, тоже должно быть другим — современным.

— Есть ли какие-то примеры популяризации современного искусства на уровне регионов?

— Популяризация подразумевает образование людей и вовлечение их в производство проекта. Это самое важное. Чаще всего в регионах самые известные случаи связаны с инициативой властей, когда губернатор принял решение, и, например, открыл музей. С моей точки зрения, это странный подход. Да, ты получаешь возможность привести хорошие работы авторов, имена которых знают везде в мире. Но люди, которые живут в городе, должны чувствовать, что это тоже их гордость.

Прекрасный пример — это «Арсенал» в Нижнем Новгороде, который очень много работал, чтобы не только выставлять хорошие работы, но и выращивать публику, выстаивать диалог с ней. Было огромное количество проектов, направленных на популяризацию искусства, на интеграцию людей.

Образование важно, чтобы люди знали больше о современном искусстве, знали, какие есть базовые инструменты, и были в состоянии оценить конкретную работу. Тут как в математике — если ты не знаешь ее принципов, то просто не сможешь понять. Нужны не профессиональные знания, но понимание основ и базы. Такие знания дать не сложно, нужно просто увеличить количество программ (таких, как Сочинская лаборатория видеоарта) и интегрировать людей в процесс.

В апреле 2019г. в Краснодаре в рамках некоммерческого цикла «Как устроено современное искусство» Антонио Джеуза провел открытую лекцию «Учиться, учиться и учиться. Ну ладно, я художник». Просветительский проект, который был запущен в декабре 2018 года ПАО «Ростелеком» и домом-мастерской PchelinHouse, включает беседы и лекции с участием приглашенных из Москвы и Санкт-Петербурга известных кураторов выставочных проектов, искусствоведов, галеристов и художников.

Pro
«Я с таким не работаю, но рискнем»: как не должен вести себя психолог
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как внедрить ИИ и не потерять после этого бизнес — советы юристов
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей