Краснодарский край, 13 сен 2018, 13:39

Евгения Карпанина: «Фестивали — это репутационный капитал»

Организаторы фестиваля PhotoVisa рассказали, зачем Краснодару нужен Дом фотографии, как мероприятие дожило до десятилетнего юбилея и что изменилось за эти годы
Читать в полной версии
Фото: из архива Photovisa

PhotoVisa — Международный фестиваль фотографии, ежегодно проходящий в Краснодаре. Первый форум в 2008 году проводился инициативной группой — Краснодарской краевой общественной организацией «Творческий союз Вива Фото» и московским куратором и историком фотографии Ириной Чмыревой.

IX Международный фестиваль фотографии PhotoVisa прошел с 18 октября по 19 ноября 2017 года в Краснодарском крае. Юбилейный X фестиваль также планируется официально открыть во второй половине октября 2018 года. Сооснователь фестиваля PhotoVisa Татьяна Зубкова и нынешний исполнительный директор Евгения Карпанина подвели итоги десятилетней истории события.

Сооснователь PhotoVisa Татьяна Зубкова (Фото: Алиса Есикова)

— Как прошел фестиваль PhotoVisa в 2017 году? Что изменилось, и чем он запомнился?

— Евгения Карпанина: Наш фестиваль делится на выставочный и образовательный блоки. В прошлом году была впечатляющая образовательная программа, с яркими интересными спикерами. Я никогда не видела такого количества людей на наших лекциях. В школе творческой фотографии были заняты все места, мы приносили стулья из соседних аудиторий, слушателей была масса.

Например, молодые дизайнеры и фотографы остались под огромным впечатлением от лекции Константина Еременко, его рассказ о верстке фотографических книг просто переворачивал представления людей об этом. Энергетика была нереальная. Для нас, организаторов, круто получать такой отклик.

— А что изменилось в выставочной части?

— Татьяна Зубкова: В прошлом году фестиваль представил уникальную выставку российской фотографии за период 1920 –1980-е годы. Кураторы сделали эдакий срез страны глазами лучших фотографов. Это был затратный проект: печать и оформление выставки, отдельный каталог. Все стало возможным благодаря местному бизнесу. Спонсором проекта выступил краснодарский предприниматель Данила Щепетина. Его отец Георгий Щепетина был известным краснодарским фотографом. И в память о нем, о его любви к фотожурналистике сын решил проспонсировать выставку хорошей репортажной фотографии.

Исполнительный директор фестиваля Евгения Карпанина (Фото: из архива Photovisa)

— Если говорить о спонсорах, как менялись взаимоотношения с представителями бизнеса за время существования фестиваля? Стало ли их проще привлекать или поиск экономической поддержки осложнился?

— Е. К.: Наша десятилетняя история взаимоотношения со спонсорами была очень переменчивой. Если ее изобразить графиком, то получится такая кардиограмма со взлетами и падениями. Какие-то года очень хорошо финансировались, в какие-то было тяжелее. Фестиваль был создан, как частная инициатива, влюбленных в фотографию людей, и до сих пор на этом же и держится, поэтому государственной финансовой поддержки у нас не было и нет. Конечно же край и город нам сильно помогают: все выставочные площадки — наши партнеры на безвозмездной основе и это очень много значит! Без многолетнего сотрудничества с музеями Коваленко и Фелицына, с Центральным выставочным залом, фестиваль был бы невозможен. Было бы сложно реализовать проект — в лучшие годы к нам приезжали делегации из 15 стран.

— А если говорить непосредственно о финансовой поддержке и участии бизнеса? Как строились с ними взаимоотношения на протяжении этих десяти лет?

— Е. К.​: Жизненный цикл любого фестиваля можно разложить на несколько этапов. На первом — ты никто и ничто. Тебя никто не знает. И привлекать спонсоров очень сложно, так как это репутационные риски для любой компании. Они хотят видеть название в достойных проектах. Одно дело — вложиться в крупный известный фестиваль, совсем другое — рискнуть и поддержать новое мероприятие.

Т.З.​: В свое время нам повезло. Когда фестивалю исполнилось четыре года, благодаря фонду «Айрис», московского центра «Гараж», фестиваль получил хорошее финансирование. И это помогло выйти на серьезный международный уровень. Хотя позже, в очередной кризис, «Гаражу» пришлось выбирать между проектами и Фотовиза опять оказалась в «свободном плавании».

— Кто стал поддерживать проект на следующем этапе. Было ли сложно находить спонсоров в кризисное время?

— Т.З.​: Начинать новый проект можно опираясь на малый бизнес и местные гранты. Для большого проекта нужен совсем другой уровень финансирования. Сейчас у Фотовизы, имеющей многолетнюю успешную историю, хорошую репутацию и известный бренд получается находить финансовую поддержку у крупных компаний в Краснодаре.

Е. К.: Хочу посоветовать будущим поколениям организаторов фестивалей — не бойтесь страшных крупных компаний. К ним надо идти в первую очередь, так как раз они могут позволить себе такую роскошь как игра в репутацию. Мы же, как крупное мероприятие, которое уже проводится на высоком профессиональном международном уровне, не можем создавать братскую могилу нескольких десятков логотипов партнеров. И от нас пока не ушел ни один спонсор.

Фото: из архива Photovisa

Какие крупные компании поддерживали вас финансово?

— Е. К.: Когда мы опять оказались в «свободном плавании» мы стали искать и находить спонсоров в Краснодаре. Да, это не московские бюджеты, а региональные. Но все же наши партнеры — очень достойные и мощные компании. Уже ставший традиционным, наш генеральный спонсор — «Ростелеком», многолетний партнер, который с нами чуть ли не с первых фестивалей — «Газпром трансгаз Краснодар», а в этом году с нами и банк «Центр-инвест».

— Высказывалось такое мнение, что в регионах фестивали — убыточная история, которая в лучшем случае выходит «в ноль». Как обстоит в этом плане с PhotoVisa?

— Е. К.​: Это правда, мы не зарабатываем на фестивале. У нас не коммерческая история, это история про любовь. И мы были к этому изначально готовы. Конечно, у нас не убыточное мероприятие и никто не продает квартиры, чтобы событие состоялось. Организаторы PhotoVisa понимают, сколько мы можем получить и в этот бюджет укладываемся.

Есть такое понятие, как репутационный капитал. Каждый сам себе зарабатывает свое имя, которое потом инвестируется в другие, уже коммерческие проекты. А фестиваль — наша визитная карточка. PhotoVisa — крупный известный проект, о котором знает мировое профессиональное сообщество. Мы показываем, что мы можем собрать такой огромный фестиваль, который существует уже десять лет.

— Фестиваль PhotoVisa в этом году празднует свой юбилей. По вашему мнению, что именно позволило проекту так долго «прожить»?

— Т.З.: Как-то несколько лет назад мне попалась статья с обзором по фотографическим фестивалям, которые тогда существовали в России. По мнению автора, основная их проблема была в том, что их средний срок «жизни» составлял 4-5 лет максимум. Причина в том, что рано или поздно команда энтузиастов выгорает. Организация таких мероприятий требует огромного количества времени и энергии, а материальной отдачи нет. И люди просто устают.

Мне кажется, что наша PhotoVisa смогла перешагнуть планку такого жизненного цикла благодаря тому, что мы постоянно находили новых людей, которые готовы нести «факел» дальше.

— Что изменится в этом году? Какая у него концепция? Можете вы уже озвучить, работы каких фотографов будут представлены?

Т.З.​: Несомненно новое — это конкурс и большая выставка фотокниг, которые пройдут в «Типографии» в рамках фестиваля. Кроме конкурсных работ на выставке будут показаны зины из коллекции Анастасии Богомоловой, издания «ФотоДепартамента», книги, ставшие финалистами конкурса PHOTOBOOKFEST, организованного Центром им. братьев Люмьер, и фотокниги из личной коллекции арт-директора фестиваля Ириной Чмырёвой.

Также пройдет выставка фотографического конкурса, который мы не проводили уже два года.

Традиционно выставочная часть фестиваля состоит из экспозиций иностранных, российских и краснодарских фотографов. В этом году будет представлено много проектов местных авторов: Левана Мамулова, Натальи Вертлиб, Анны Сержант, Яны Васильевой. Всего на разных городских площадках пройдет более 25 различных выставок.

Фото: из архива Photovisa

—  Какие площадки будут еще представлены в этом году?

— Е. К.: Все что есть в городе! Например, одна из очень ярких, диктующих необычную подачу — это площадка в Oz Mall. Там есть красная «космическая тарелка» без окон и дверей, где каждый раз приходится продумывать оформление. Так как нет стен, к которым можно было бы прибить гвоздь и повесить фотографию в раме, то реализация получается очень оригинальной сценографии, где что-то свисает с потолка… или что-то вырастает из пола.

— Кто будет представлен в образовательном блоке? Какие темы и лекции запланированы?

— Е. К.​: Пока что рано озвучивать лекторов, так как предполагается много иностранцев и идет процесс оформления виз. Мы заинтересованы в том, чтобы были крупные именитые эксперты и представительная программа. В рамках наших мероприятий у фотографов и дизайнеров завязываются полезные знакомства. Мы пытаемся предоставить авторам, местным и тем, которые приедут на фестиваль, возможность профессионального общения с известными экспертами. Возможно, это изменит их судьбу. Например, пару лет назад меня поразил владелец одной из галерей в Далласе, который на лекции объяснил всю последовательность действий необходимых для того, чтобы фотография могла попасть в его коллекцию.

— Как вы видите будущее фестиваля?

— Е. К.​: Я думаю, что PhotoVisa успешно продолжит свою работу. Но хотелось бы взять отдых хотя бы на год — мне кажется, тут хорош формат биеннале. Иногда нужно отойти в сторону, оглянуться, подумать и посмотреть, что ты делаешь. Ведь подготовка к новому фестивалю начинается тогда, когда предыдущее событие еще идет. Люди посещают выставки, а организаторы уже думают, что сделать на следующий год. Например, тем фестивалем, который будет в октябре, мы занимаемся с осени прошлого года — и, можно сказать, безостановочно.

— А если немного пофантазировать и помечтать о будущем. Что хотелось бы сделать и изменить в фестивале?

— Т.З.: Больше всего нам хотелось бы, чтобы в Краснодаре появился Дом фотографии. Место, где будет аккумулироваться и сохраняться лучшая фотография снятая кубанскими и российскими фотографами. Это было бы пространство, которое работало и как музей, и как выставочный зал, и как образовательный центр. А фестиваль PhotoVisa вложил бы в Дом фотографии свой накопленный опыт, потенциал и ресурсы.

Для этого нужны помещение и достаточно большие финансовые вложений, поэтому спонсоры тут вряд ли помогут.

Сейчас никто не собирает лучшие образчики кубанской фотографии. Умирают фотографы и пропадают их архивы. Теряется огромный пласт истории, фотографии, которые документировали жизнь.

Pro
Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
Сауны и ледяные ванны: как разные температуры влияют на наш организм
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
«Вы не знаете точно, где дно». Угрожает ли банкам в США новый кризис
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим