Андрей Попов: «Кинотеатры не понимают, как работать и с чем»
— Как сегодня себя чувствуют кинотеатры в Краснодарском крае? С какими трудностями столкнулись в 2022 году?
— В феврале-марте 2022 года открылась, пожалуй, самая трагическая страница в истории российского кинопроката. Мы только что вышли из постпандемийного кризиса, улучшили кассовые сборы. В марте индустрия была застигнута врасплох. В пандемийный период мы также работали с небольшим числом фильмов, но наравне со всем миром ждали выхода главных кассовых кинолент. А сейчас нам ждать нечего. Из России ушли те фильмы, сборы от которых составляли основной доход. Мы уже понимаем, сколько потеряли. Это порядка 5 млрд рублей по стране. Региональная индустрия потеряла миллионы рублей.
— Насколько успешен был сам по себе 2021 год?
— Прошлый год, к сожалению, по некоторым блокбастерам не дал очевидных показателей роста. С другой стороны, другие фильмы, в том числе российские, сработали неожиданно хорошо. Несмотря на продолжающие действовать ограничения на заполняемость залов (сначала 15%, затем 30%, потом 50%), нам удавалось выходить на достаточно успешные месяцы.
— Как изменился спрос в феврале-марте 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого?
— Февраль мы отработали штатно. А вот в марте выручка снизилась в три раза по отношению к марту 2021 года. Понятно, почему это произошло. Ушли четыре больших фильма. Первая отмена — это «Бэтмен», который должен был стартовать 3 марта, затем были отозваны «Я краснею», «Морбиус» и «Соник 2».
— Disney, Warner Brothers, Sony и следом за ними другие компании отказались выпускать свои фильмы в России в ближайшем будущем. Как по вашим оценкам это скажется на прокате?
— Как я уже сказал, ушли четыре больших фильма, а в репертуар мы взяли дополнительно 12. Фактически в марте кинотеатр демонстрировал порядка 40 лент. Это не только российское кино, но европейское и американское. Кино, которое предоставляют независимые американские киностудии: от боевиков до фестивальных лент. Мы не понимаем, что сейчас выстрелит, поэтому стараемся брать все, что в других обстоятельствах не запустили бы в прокат.
Ожиданий от сборов российских фильмов, например «Хочу замуж», у нас было больше на фоне отмены «Бэтмена». Но в то же время можно говорить, что цифры достаточно хорошие. Успех российских фильмов мы связываем, прежде всего, с «Пушкинской картой». Иногда процент проданных билетов по ней доходил до 49%. Это очень много.
Кроме того, мы показываем фильмы, которые раньше не выходили в кинопрокат. Мы были удивлены кассовыми сборами фильмов российских режиссеров Балабанова и Тарковского. Глядя на них, приняли решение добавить в репертуар предложения от киностудии «Мосфильм». Прокат кинолент «Курьер», «Мы из джаза», «Самая обаятельная и привлекательная», «Вий», «Холодное лето пятьдесят третьего…» с 31 марта стартовали в кинотеатрах сети.
Пока лишь это 1-2 сеанса в день. Во-первых, мы не знаем будут ли они пользоваться спросом, во-вторых, советские фильмы, как правило, двухсерийные, время их просмотра составляет 2,5-3 часа, что фактически занимает 2 сеанса. В другой ситуации мы бы еще подумали над прокатом таких кинолент.
Но, думаю, в будущем мы также будем рассматривать советские фильмы и расширять географию их демонстрации. Кинотеатры сейчас действительно не знают, как и с чем работать.
— Какова доля российского кино в репертуаре сети кинотеатров «Монитор»?
— Сегодня в репертуаре наших кинотеатров около 20% составляет российское кино. В будущем, скорее всего, эта доля увеличится, поскольку помощь государства будет распространяться, в первую очередь, на площадки, которые предпочтут работать с российским контентом.
— Насколько индустрия кино будет популярна среди потребителей в ближайшем будущем?
— Еще года три назад мы стали развивать концепцию «Кинотеатр — центр событий». Мы понимали, что наша целевая аудитория — это зрители в возрасте от 14 до 26 лет. Сейчас нижний порог аудитории сместился до 18 лет. С увеличением игровых площадок и других видов развлечений более молодые зрители стали выпадать из числа нашей аудитории.
Но концепция должна развиваться в более спокойных условиях. Сегодня каждый день промедления чреват закрытием кинотеатров.
Конечно, закрытие «Киномакса» — это большой удар для индустрии, но это увеличит поток клиентов в наши кинотеатры. За время весенних каникул трафик наших центров увеличился в среднем на 10-20%. Пока мы не готовы сказать точно, что это не было связано с каникулами. Эффект от закрытия конкурента мы сможем оценить немного позже. Но в целом, это печальное известие. Вчера закрылся «Киномакс», завтра можем закрыться мы. Такая опасность есть.
— По вашему мнению, какие способы помогли бы кинобизнесу в текущих условиях? Какие меры может принять государство?
— В этом году помощь киноиндустрии от государства запланирована в размере 11 млрд рублей. Но, нужно понимать, что госпрограмма в большей степени всегда касалась помощи производителям фильмов, и в меньшей степени — кинотеатрам. Я не знаю, как сложится ситуация сейчас. Мы понимаем, что есть более стратегические направления для финансирования государства. Но в любые времена люди требовали и хлеба, и зрелищ. Надеемся, помогая производителям фильмов, государство не забудет о том, что они будут показаны в кинотеатрах. И если закроются киноцентры, то показывать фильмы будет негде.
— Что ждет отрасль кинопрокатчиков в ближайшем будущем? Какие сценарии существуют сегодня?
— Оптимистичного сценария уже нет. Изначально мы готовились к тому, что мейджоры вернутся в Россию в мае. Но уже сейчас есть понимание — раньше осени-зимы это не случится. Самый плохой сценарий заключается в том, что иностранные кинокомпании не вернутся к нам в течение нескольких лет. И это фактически означает смерть отечественного кинопроката. К сожалению, российский кинопром не сможет обеспечить качественно и количественно замену голливудским фильмам.
Сегодня кинотеатры сети «Монитор» получают мало сборов. Соответственно, становится меньше денег на оплату аренды, коммунальных услуг, замену оборудования, зарплаты. Сокращение персонала означает, что банки нам не дадут кредиты. Деньги обычно дают под залог кинооборудования. Но сейчас киноотрасль — это кризисная отрасль. В стране, где возможно в скором будущем не станет кинотеатров, банкам в залоге не нужно такое оборудование. Нам, конечно есть, куда расти, мы можем налаживать импортозамещение в отрасли, но для этого понадобится не один год.
— Российские кинотеатры заявили о том, что готовы заморозить цены на билеты. Что, по вашим оценкам, будет со стоимостью в обозримом будущем?
— Мы видели заявления наших коллег, что стоимость билетов не увеличат. Скорее всего, это имиджевое решение. Они будут расти в любом случае. Но не в разы. Хочется отметить и консешн-бар. Говоря о кино, мы думаем о попкорне и газировке. Цены уже выросли. Мы готовы к тому, что, если запасы колы в стране закончатся, и на рынок не вернутся производители, то нам придется работать с российскими производителями. Да, квас. Да, «Черноголовка».
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар