PROТуризм, 15 мая 2023, 07:00

Уманский: Цены на отели Сочи выросли на 18% и продолжат расти летом 2023г

Президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский рассказал РБК ТВ Юг, куда едут российские туристы в 2023 году и что будет с инвестициями в туристической отрасли на Юге России в ближайшие годы
Читать в полной версии
Фото: Илья Уманский

— Какие прогнозы на летний сезон по южнороссийским регионам можете сделать?

— Сезон обещает быть успешным. Текущие показатели бронирований уже превышают прошлогодние. Та неопределенность в поведении потребителя, с которой мы имели дело в прошлом году, сейчас отсутствует. Туристы уже не ждут открытия авиасообщения и не откладывают в связи с этим планирование отдыха. Большую работу в части обеспечения транспортной доступности курортов провели РЖД, существенно увеличено число поездов и, по заверению коллег, в резерве есть дополнительные мощности, которые будут задействованы при повышении спроса. Многие туристы планируют оправиться в этом году в отпуск на автомобиле.

Что касается курортов, то вне конкуренции, конечно, Сочи, как самый транспортно доступный морской город — он показывает наилучшую динамику спроса, причем не только на лето, а на весь год. Загрузка качественных объектов размещения в этом году в Cочи редко была ниже 60%. Повышенный спрос неизбежно нашел отражение в стоимости. На фоне общего повышения цен на услуги размещения в пределах 8-9% в этом году в Сочи в среднем цена выросла на 18%, и в условиях динамического ценообразования, которое применяется в отрасли, можно предположить, что ближе к сезону цены могут продолжить расти. Поэтому лучшим решением будет позаботиться об отдыхе заранее.

— Ранее сообщалось, что себестоимость содержания гостиниц выросла до 40%. Действительно ли имеет место такой тренд, и как он распределяется между объектами размещения разных категорий?

— Да, я тоже встречал эту информацию. Там речь идет не о совокупности расходов, а о конкретных расходных статьях, которые растут особенно сильно, влияя на себестоимость услуг для конечного потребителя. Точных цифр изменения себестоимости по отрасли нет. Сейчас мы переживаем этап серьезной турбулентности, когда приходится одни товары заменять другими, переориентироваться с одних поставщиков на других, менять логистические цепочки. Все это приводит к подорожанию, не говоря уже курсе валют, который тоже существенно влияет на стоимость импортных товаров. Особенно остро подобные изменения отражаются на отелях, предоставляющих большой набор дополнительных услуг помимо размещения, например, работающие по системам «Все включено» и «Ультра все включено» и предлагающие, в том числе, импортный алкоголь.

Рост коммунальных тарифов, оплаты труда, цен на продукты питания безусловно сказывается на себестоимости и, как следствие, на стоимости услуг для потребителя. Однако ключевую роль в формировании стоимости гостиничных услуг играет все-таки спрос и наличие достаточного количества предложения. Конечно, отельеры, имеющие крайне низкий уровень рентабельности бизнеса и длительный срок окупаемости проектов — более 10 лет, пытаются воспользоваться любой возможностью, чтобы заработать на профицитном спросе. И наоборот, в случае недостатка спроса готовы опускаться ниже себестоимости, чтобы компенсировать хотя бы часть затрат, которые они неизбежно несут. В этом и выражается динамическое ценообразование.

— Как рост стоимости проживания сказывается на спросе?

— Повышение цены подталкивает туриста к смене либо локации, либо продолжительности отдыха, на южных курортах она в среднем составляет 8 дней. С учетом времени на дорогу, которое сейчас значительно увеличилось, сокращать продолжительность отдыха туристы не имеют возможности и пытаются найти какие-то другие локации, где они могли бы сэкономить. Например, мы фиксируем очень высокий рост спроса на курорты Абхазии — в несколько раз относительно прошлого года.

Кроме того, большое количество туристов, сменив вид транспорта с авиа на железную дорогу или автомобили, теперь не привязываются к близкому расположению аэропорта. В этой связи путешественники рассматривают такие направления, как Новороссийск или Джубга, Туапсе и т.д. Думаю, что для территорий, до которых на протяжении долгого времени турпоток дотягивался не в полном объеме, это шанс, которым сейчас можно воспользоваться, сформировав дополнительную привлекательность.

Туристическая отрасль страны исторически концентрировалась на тех территориях, куда был спрос. Так сложилось, что у нас более 20% номерного фонда сконцентрировано в Краснодарском крае, а более 50% всего номерного фонда страны — в Южном федеральном округе, Московской и Санкт-Петербургской агломерациях. Уже на протяжении двух лет мы наблюдаем тенденции, связанные в целом с расширением географии поездок россиян по разным направлениям. И сегодня перед нами стоит задача обеспечить путешествия по всей стране, выйти за границы уже сформированных туристических территорий и организовать новые в других регионах страны.

Здесь мы видим, что появились новые явные лидеры. На протяжении нескольких лет рекорды бьет Северный Кавказ, куда направился в значительной степени турпоток. Дагестан демонстрирует рост показателей почти на 300% ежегодно. Его вплотную догоняет Чечня. Близки к этому показателю Мурманская, Калининградская области, Башкирия, Бурятия, Дальний Восток.

— Насколько туристическая инфраструктура Юга сегодня является привлекательной и перспективной для инвестора?

— С одной стороны, отрасль переживает перерождение. О таком внимании со стороны государства еще недавно можно было только мечтать. Запущен национальный проект по туризму, а вместе с ним в отрасли появились многочисленные меры поддержки, в частности субсидирование процентной ставки для инвесторов, строящих новые гостиницы. Создана госкорпорация «Туризм.РФ», готовая входить собственным капиталом в новые проекты и выступать гарантом перед банками-кредиторами, реализуются меры грантовой поддержки инвесторов, строящих модульные и некапитальные средства размещения, и многое другое.

Однако, с другой стороны, даже эти многочисленные меры не позволяют говорить о том, что отрасль становится привлекательна и перспективна для инвестора. Ключевые показатели рентабельности продаж и рентабельности активов в гостиничной деятельности, по официальным данным ФНС, находятся на критически низких уровнях 6,5% и 2,3% соответственно. А фискальная нагрузка 9% превышает этот показатель большинства очень привлекательных отраслей — например, сельского хозяйства (3,6%) или рыболовства (8,5%), рентабельность продаж у которых 25,3% и 67,8% соответственно, а рентабельность активов 9,4% и 22,3%.

Все это говорит о том, что для экономического оздоровления гостиничной индустрии и превращения ее в привлекательную для инвестиций отрасль, необходимы такие же системные изменения, которые в свое время были проведены в сфере сельского хозяйства. Необходим, как минимум, комплексный пересмотр фискального законодательства, при котором налоговая нагрузка была меньше, но распространялась бы на всех, а не только на крупный и легально работающий бизнес.

На протяжении последних 10 лет основной формой инвестиций в гостиничную отрасль наших курортов стали вложения в гостевые дома и апартаменты. Находясь вне контроля государства, так как их деятельность ничем не регламентируется, они предоставляют, по сути, те же виды услуг по временному предоставлению проживания, что и гостиницы, только без учета, контроля и фискальных издержек.

В принципе, более-менее сносная экономика есть и у официально работающих гостиничных проектов емкостью около 30 номеров, имеющих возможность вести свою деятельность, оставаясь в рамках льготного налогового режима (УСН). Но как только речь заходит о крупных проектах, использующих ОСН, показатели резко снижаются.

Еще один показатель, который очень хорошо характеризует здоровье отрасли, это средний уровень зарплат: чем выше рентабельность, тем выше зарплаты могут позволить себе предприятия. Гостиничная отрасль вместе с общепитом в рейтинге уровня зарплат по отраслям находится на предпоследнем месте, опережая в доходе только работников сферы производства одежды. Конечно, это не способствует повышению качества предоставляемых услуг, а главное, приходу в отрасль молодых специалистов, которые так необходимы при условии осуществления планов по развитию индустрии туризма.

— Насколько с точки зрения бизнеса эффективны действия регулятора в отрасли?

— Известно, что управление отраслью перешло в Минэкономразвития. Я считаю, что это хороший шанс для отрасли найти решения существующих проблем. За прошедшие несколько месяцев регулятором предприняты ряд мер, в которых отрасль давно нуждалась. Например, принято решение об отмене НДС для туроператоров, работающих во внутреннем и въездном туризме, начат отбор заявок на субсидирование процентной ставки по кредитам для строительства новых гостиниц, выделены дополнительные средства для грантовой поддержки строительства модульных отелей. Большую роль министерство сыграло в урегулировании проблем с запуском закона об электронной путевке, который грозил парализовать туроператорский рынок.

Сейчас мы ожидаем окончательного решения, которое позволит туроператорам по внутреннему и въездному туризму не передавать данные в систему, как минимум, в ближайшие два года. Однако сделать предстоит еще очень много, самое главное — обеспечить экономическую самостоятельность отрасли, чтобы она смогла развиваться не только под влиянием мер поддержки, которые сейчас оказываются, но и после того, как эти меры закончатся.

— Что станет точкой перспективного развития в отрасли в ближайшем будущем?

— Во всех странах, которые принято считать успешными в сфере туризма, фокус развития отрасли ориентирован, в первую очередь, на въездной туризм. Именно доходы от въездного туризма формируют значительную часть ВВП туристических лидеров, где часто этот показатель превышает 10-15%. В нашей стране вклад туризма в ВВП находятся в пределах 2,5%. Потенциал нашей страны — природный, исторический, географический — позволяет рассчитывать, что мы можем в ближайшее время обеспечить существенный прорыв в этом вопросе. Важно, что при развитии въездного туризма неизбежно развивается и внутренний, так как потребитель в стране с тем же удовольствием пользуется создаваемой инфраструктурой и туристическими продуктами.

Основные сдерживающие факторы на текущий момент — сложности в получении и дороговизна российских виз, а также нехватка качественной инфраструктуры, в первую очередь, гостиничной. Если со вторым вопросом, мы постепенно справляемся, то первый стоит без движения уже многие годы. Несмотря на то, что в 2019 году был принят закон об электронных визах, который должен был значительно упростить процесс их получения, этот механизм так и не был запущен. На прошедшем осенью прошлого года президиуме Госсовета по туризму этот вопрос был поднят перед президентом и по итогам мероприятия вошел в список поручений. Мы очень надеемся на его скорейшее разрешение.

Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Наслаждайтесь упущенными возможностями: советы для тех, кто вечно спешит
Pro
Доллары, дирхамы или рубли: как вести расчеты с иностранными партнерами
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла