Илья Фейгенов: как «Голос города» зазвучал в Краснодаре и Ростове
Молодые краснодарские предприниматели Илья Фейгенов и Артем Миронов запустили на Юге России проект спектаклей-прогулок «Голос города», рассказывающих о взаимоотношениях города и человека. Группы зрителей проходят по заранее намеченному, продуманному и срежиссированному маршруту. На стартовой площадке всем участникам выдаются наушники, через которые ведется рассказ. В июне 2016г. проект стартовал в Ростове-на-Дону, в сентябре прошел первый краснодарский показ.
Как возникла идея проекта?
Идея пришла в несколько этапов – после того, как мой друг Семен Киселев прошел московский спектакль, позвонил мне и сказал, что это интересная тема. Он предложил приехать и увидеть все самостоятельно, так как на словах объяснить формат мероприятия сложно. Я посмотрел ролики, узнал то, как проходит спектакль и влюбился в этот формат.
После этого мы стали вести переговоры с владельцами франшизы – театральной компанией Rimini Protokoll. Мы общались с московскими и питерскими продюсерами тех спектаклей, которые уже идут, но быстро поняли, что работать с ними будет проблематично. Нам сразу озвучили, что нужно занять очередь, и через два года – может быть – нам поставят спектакль.
Заниматься постановкой должны только пионеры формата?
Если работать в связке с Rimini Protokoll, то да, это должна делать их команда: режиссер, звукорежиссер и драматург. К сожалению, команда проекта не слишком многочисленна и им приходится взаимодействовать с представителями всех городов, желающих присоединиться к постановке.
Очевидно, это и стало причиной того, что нас не встретили с широкими объятиями – как людей, которые хотят развивать и продолжать историю проекта. Мы пытались сблизиться с ними для ускорения процесса постановки, но ничего не получилось, поэтому мы решили делать все самостоятельно. У нас нет двух лет, чтобы сидеть и ждать. Мы нашли в Петербурге тех людей, которые принимали участие в реализации одного из спектаклей и начали работать локально.
Краснодарский и ростовский спектакли, в итоге, не имеют отношения к московскому?
Совершенно никакого. Мы не приобретали франшизу, мы сделали полностью свой проект. Хотя, так или иначе, все те, кто ставит спектакли-прогулки, являются последователями формата, придуманного в Германии.
На новом этапе развития нашего проекта мы решили создать новую театральную платформу, в рамках которой можно ставить любые спектакли любым творческим группировкам. «Голос города» – это не спектакль про Ростов или Краснодар, это новая сцена, на которую может прийти любой режиссер, драматург или городской активист с пониманием того, что он хочет сказать своей аудитории. Далее на существующей платформе он может сделать свой спектакль. Желающие есть, и мы уже начинаем вести переговоры.
С какой периодичностью будут идти спектакли? Есть платформа, которая включает людей и техническое оснащение. При этом существует запрос от одного или десяти режиссеров, которые готовы реализовывать свои постановки. То, как часто будет проходить спектакль, зависит от взгляда режиссера.
Существующие сейчас спектакли в Ростове и Краснодаре ориентированы на теплое время года, но ничто не мешает перенести технологию, к примеру, на территорию заброшенного завода, где холод будет чувствоваться меньше. Когда вы начинали рассчитывали ли привлечь спонсоров? Были ли идеи обратиться за поддержкой государства? Запуская проект, мы посчитали его бюджет, и в расчетных мощностях были заложены только наши средства. До конца этого сезона мы вряд ли успеем найти партнеров, так как осталось мало времени. Со следующего года, окончательно проследив, как взаимодействует формат и зрители, мы запустим спонсорскую помощь.
По поводу сотрудничества с государством – мы рассчитывали только на то, что власти Краснодара помогут в согласовании маршрута и локаций, с которыми могут возникнуть сложности. Конечно, чем сложнее локация, к примеру, особо охраняемая территория, тем интереснее может выйти история, связанная с ней.
Уже сейчас мы взаимодействуем с бизнесом и получаем средства от этого сотрудничества, так как реализуем формат корпоративных спектаклей-прогулок. Чаще это нужно для тимбилдинга или является частью корпоративной культуры работы с кадрами. Возможность уже опробована на одной из ростовских компаний и сейчас запускается в Краснодаре.
Второй формат, который хорошо показал себя в Ростове – программа лояльности вместе с «Голосом города». Речь идет о возможности провести закрытый показ спектакля для постоянных клиентов или партнеров. В Краснодаре первопроходцами стал «Ростелеком», в Ростове – «Мегафон», АГТ Юг, 2ГИС, HH.ru и несколько небольших компаний. Все остались довольны, все совпало в контексте задач руководителя компании, решившего провести объединяющее мероприятие, после которого все сотрудники дружно идут пить кофе и обсуждать цели.
В проекте много вдохновляющих нот, а это необходимо в работе с направлением развития персонала. На фоне эмоций, возникающих после спектакля, легко строить планы на будущее. У спектакля хорошее техническое оснащение. Каковы были затраты на технику? Оборудование, которое мы используем, в России не производится, поэтому технику заказывали в Китае. Ничего сложного в этом нет, но чтобы все было так, как мы планировали, пришлось прибегнуть к такому способу. Два с половиной месяца мы ожидали изготовление комплектов для Ростова и Краснодара, потом ждали доставку. В общей сложности, затраты на изготовление и все остальное составили около полумиллиона рублей.
Сколько человек в команде проекта?
На два города у нас порядка 15 человек: администраторы, гиды, актеры, водители. Так же есть SMM-специалисты, маркетологи, дизайнеры – около пяти человек. Менеджеры проекта, которые договариваются, проводят презентации – еще три. И плюс бухгалтер. До 25 человек. Сложно ли было продвигать формат, который никому не знаком? Часто ли задавали вопросы о том, что это такое?
Да, восприятие в обоих городах было сложным. До сих пор возникают недопонимания, но связано это только с тем, что это новый продукт на рынке, такого еще не было. Таким же образом на рынке появлялись квесты, только лишь с тем отличием, что слово «квест» было на слуху и вызывало ассоциации, а «спектакль-прогулка» или «променад-спектакль» не вызывает целостных ассоциаций. До сих пор задают вопросы. Каждый представляет проект по-своему – для кого-то это спектакль, для кого-то экскурсия или уличный театр. В будущем в наших спектаклях прибавится больше экскурсионной, исторической составляющей, но в тех, что функционируют на данный момент в двух городах, мы не ставили такой задачи. Это сделано специально, чтобы у людей не появлялось отсылок к аудиогидам. У нас позиционирование конкретное – спектакль-прогулка.
Рекламная кампания в Ростове прошла с дополнительным усилением. Во-первых, билет стоит немало, от 960 до 1200 рублей. Во-вторых, мы заходили на рынок летом, когда в городе было не слишком много людей. Большая часть горожан разъехалась, оставшиеся же не были восприимчивы из-за жары. Итогом стало то, что в Ростове, на сегодня, количество зрителей приблизилось к 800.
Сколько составили затраты на рекламу и какие инструменты использовались? На рекламную кампанию в Ростове мы потратили примерно 600 тыс. руб. за весь период, в Краснодаре – 280 тыс. руб. Наши инструменты, в основном, это интернет-маркетинг во всех его проявлениях. Многих мы «догоняем» через ретаргетинг, работаем в социальных сетях, через «сарафанное радио» и лидеров мнений. Тех, кто любит свой город, находим через хэштеги. Можно сказать, что вся стратегия построена на интернет-маркетинге и совсем немного на других средствах. В Ростове и Краснодаре у нас есть несколько рекламных щитов – скорее, для укрепления имиджа, а не для продаж. Сейчас спектакль идет под названием «Голос города», но вы говорите, что той же платформе будут появляться новые спектакли в аналогичном формате. Какое название они будут носить?
Мы поставили перед собой дать определение тем спектаклям, которые уже есть, чтобы в дальнейшем ни у кого не возникало путаницы. Вместе с доработкой существующих сценариев мы хотим оптимизировать маршруты и сделать два варианта спектаклей для каждого города – с актерами и без, на которые будут две разные цены. Конечно, восприятие спектакля будет различаться, но наша задача сейчас сделать так, чтобы обе версии были максимально интересными. Базовая версия с билетом за 1200 руб. будет идти с актерами, она получит свое название, спектакли будут перезапущены. Это не глобальный процесс, все останется на своих местах, но некоторые работы по оптимизации мы все же проведем. У нас много «ручного» труда. Кроме гидов и водителей, есть еще команда людей, которые отвечают на вопросы, потому что зрители стали несколько ленивыми и вместо того, чтобы прочитать подробную информацию на сайте, бесконечно спрашивает во всех социальных сетях. Наша работа над проектом окончательно наладит этот процесс и в т.ч. cкажется на стоимости билета – мы постараемся сделать ее ниже.
Какова себестоимость спектакля?
Она разная, в Ростове – выше, в Краснодаре – ниже. В Ростове у нас есть офис, поэтому есть расходы на его содержание, в Краснодаре мы эти издержки сократили. Кроме того, в Ростове больше актеров. Себестоимость одного спектакля с группой в 30 человек – порядка 500 рублей на одного участника. Общая сумма затрат еще не окупилась.
Какой срок вы ставите для полной окупаемости проекта?
Это зависит от многих факторов. По оптимистичным прогнозам в этом году успеем выйти в ноль. Если смотреть пессимистично – один-два месяца после старта нового сезона в 2017 году.
Как вы находили актеров и не планируете ли привлекать известных личностей? Нам было сложно найти актеров, потому что был летний период, когда многие в отпусках. При этом театральное сообщество достаточно снобски отреагировало на запрос режиссера и руководителя проекта. Нам помогли театральные кружки, действующие на любительском уровне.
Профессиональных известных актеров, я считаю, приглашать нет смысла, так как в рамках проекта он не раскроется полностью – наши актеры не разговаривают, задействована только мимика, поэтому вряд ли «Голос города» может быть интересен профессионалу. К тому же, наши спектакли иногда проходят едва ли не стихийно, у актера, занятого в театре, просто нет возможности так быстро менять расписание. Нынешняя команда готова сотрудничать в таком ритме.
Но если у режиссера есть видение того, что в его спектакле должен быть задействован именно известный человек и профессиональный актер, то он, конечно, может привлечь его к работе. Каким вы видите жизненный цикл этого проекта?
Нельзя ответить однозначно. Существующий проект можно постоянно дополнять новыми историями. Обновления могут быть ориентированы на запросы общества, к примеру, в этом году у нас «Год кино», в следующим будет новая тема, почему бы не ориентироваться на нее? То же самое с кубанской культурой или подготовкой к футбольному чемпионату – тематик много, можно расставлять акценты.
Ориентируясь на опыт московских и питерских спектаклей, можно сказать, что жизненный цикл спектакля составляет 2-3 года. Если спектакль рассчитан на туриста, он может существовать почти бесконечно, пока есть туристический поток. Наши спектакли, правда, больше ориентированы на жителей города. Как будет расширяться география проекта?
Мы планируем запустить спектакли в Сочи. Конкретные локации еще не определены. Когда мы закроем сезон в Ростове и Краснодаре, то перейдем к работе над сочинским проектом, а по результатам работы через месяц-полтора, сделаем выводы и поймем куда двигаться дальше.
На следующий год мы планируем запустить свой проект в Москве и Петербурге, в нескольких городах за пределами страны, но это все зависит от того, как мы закроем текущий сезон и как проведем работу в Сочи. Кроме этого, сейчас у нас есть запросы из Казахстана, Армении, Украины, из Ставрополя. В большинство городов информация дошла через Facebook и общих знакомых, мы направляли предложение только в Украину и Казахстан. Подробнее сможем поговорить после того, как отработаем спектакли в Сочи.