Краснодарский край, 15 ноя 2021, 15:16

Роман Воротников: универсальный рецепт успеха и экспортные стереотипы

Экспорт товаров в Краснодарском крае в 2021 году вырос на 31% и составил почти 4 млрд рублей. По динамике экспорта Кубань вошла в топ 5 регионов России за 2018–2020 годы.
Читать в полной версии

Какие стереотипы о Кубанской продукции у зарубежных партнеров, как выйти на зарубежных партнеров и и с какими сложностями могут столкнуться экспортеры при выходе на иностранный рынок, РБК Краснодар рассказал Роман Воротников, руководитель Центра поддержки экспорта Краснодарского края.

— Итоги бизнес-встречи в Казахстане. Каких соглашений удалось достичь?

— Действительно, недавно у нас проходила бизнес-миссия. В год проводится порядка 5–7 подобных мероприятий. Конечно, многое зависит от ситуации — сейчас пандемия, которая осложняет деятельность в связи с закрытием границ в некоторые страны. Есть страны, которые доступны для посещения и Казахстан входит в их число, а также является одной из самых перспективных стран для экспорта.

Каждое мероприятие четко прорабатывается — мы находим стой стороны партнеров — по сути эта поездка уже на переговоры. в данной бизнес миссии приняло участие 8 компаний — по несколько человек от каждой. Это субъекты МСП, которые являются получателями поддержки по нашей линии. На той стороне отработали контакты — была биржа B2B. Также мы стараемся в обязательном порядке проводить переговоры на той стороне с торговым представителем Российской Федерации, с представительствами российского экспортного центра если они присутствуют в данной стране, с различными другими структурами, бизнес объединениями, ассоциациями. Все эти структуры и помогают организовать подобные мероприятия.

Уже есть небольшие результаты, хотя из миссии мы приехали совсем недавно. Предварительно на стадии заключения у нас 3 компании с контрактами. Нужно отметить, что самоцель миссии не поехать и заключить контракт на большую сумму — это ручной режим. Цель поездки — это познакомить компанию с зарубежными партнерами, с рынком. Предоставить холодные и горячие контакты. Обычно где-то через полгода уже заключаются первые контракты. Суммы небольшие — это первичные поставки. Главное, чтобы системная работа компаний позволяла иметь дело с большим количеством клиентов. В дальнейшем база клиентов и доверие развиваются, вследствие чего растут и объемы поставок.

— На какую сумму заключены соглашения?

Суммы небольшие, несколько миллионов рублей — это образцы. Если они нравятся партнерам, они размещают их в торговых сетях, ритейле, если видят, что товар ходовой — то следом идут огромные заявки на продукцию. В большей степени мы работаем с предприятиями МСП — это не крупные компании, отгрузок на миллиарды рублей у них практически нет. Однако компании, которые начинали экспорт с ближайших стран будучи малыми, через 5–6 лет становились крупными. Если, конечно, правильно работать и иметь востребованный товар.

— Какую помощь Центр поддержки экспорта способен оказать предпринимателям на Кубани?

— Мы работаем в системе центров поддержки экспорта — сейчас действуют 84 центра. Их курирует Минэкономразвития и федеральный российский экспортный центр. Система четко разложено — по сути мы МФЦ для экспортеров. Мы оказываем порядка 30 различных услуг. Есть 3 основных этапа экспортной сделки. На 1 месте — аналитика. Нужно понимать на какую страну вы выходите, какие там особенности местного рынка. Это поможет избежать лишних расходов, времени, быстро сориентироваться. На втором этапе — обучение. Все хотят экспортировать сразу в Китай или Европу, однако не все понимают, насколько этот рынок сложный. Мы готовы перевести материалы, создать сайт на иностранном языке, помочь с составлением коммерческого предложения.

Сейчас у нас 3 образовательные программы по уровню опыта экспортеров. Как оформлять таможенный и валютный контроль, как пройти сертификацию, презентовать продукцию.

Сейчас у нас есть 2 акселератора. За каждым конкретным экспортером закреплен наставник, который в ручном режиме может помочь вывести компанию на полноценный экспорт. 3 этап — контакт с зарубежным партнером. Достичь его можно различными мероприятиями — миссия зарубеж, обратная бизнес-миссия (прием делегации) и участие в крупнейших международных выставках.

— Существует ли универсальный рецепт в экспорте для представителей МСП?

— В первую очередь нужно прибегнуть к различным аналитическим материалам. У нас есть базы, отдел, который занимается анализом рынков. Наибольшие перспективы у МСП — на рынке стран СНГ и Евразийского экономического союза. Это быстро, без пошлин, без языкового барьера. Нашу продукцию на этих территориях знают и уважают.

У Краснодарского края партнеры более чем в 100 странах. Вопрос объемов и товара. В Европу выйти чуть сложнее — нужна определенная подготовка, сертификация. У каждого продукта есть специфика — что-то пойдет лишь в странах СНГ, а что-то примут в Европе или Азии.

— Какие отрасли Краснодарского края наиболее перспективны для экспорта?

— Самая перспективная и крупная отрасль Краснодарского края в сегменте несырьевого неэнергетического экспорта — пищевые продукты и сельское хозяйство. Отгрузки насыпом, зерном, солнечное масло, продукты питания — эти категории по статистике наиболее перспективны и развиты. Постепенно нефтепродукты заменяются продуктами питания — продуктами с добавленной стоимостью.

— Доля продуктов питания в общем объеме экспорта.

— Мы видим рост с годами, но статистику испортил COVID-19. Локдаун, невозможность взаимодействия, отмены выставок. По сути, доля продуктов питания и сельского хозяйства в общем объеме экспорта — вторая по величине после нефтепродуктов.

— Когда динамика роста бизнеса вернется к допандемийным показателям?

— Думаю, что рост уже начался, но идет постепенно. Есть определенные колебания. Как только закончится масштабная пандемия — бизнес сразу нормализуется. Лично я прогнозирую стабилизацию к 2022–2023 году.

— Какие стереотипы существуют на экспортном рынке?

— Можно проследить некую тенденцию-мы видим, что некоторые продукты продаются в определенных странах, а в других — не идут. Продукция Краснодарского края за рубежом считается экологически чистой. Все понимают, что у нас большая страна — есть плодородные земли. В основном пищевую продукцию покупают в странах СНГ. У них меньше требований к сертификации. В Китай чаще везут сахар, мед, растительные масла — кондитерские изделия. В Европу или Америку через электронные торговые площадки покупают в основном штучные товары. Поделки, бытовая косметика, костюмы.

Китайская водка дешевеет. Почему это сигнал, что экономика КНР в кризисе
✍🏻 Почему вас не слышат? Тест на поведение в конфликте
Более 50% проектов по улучшению продуктов проваливаются. И вот причины
«Меди банально не хватает». Что принесет России мировой дефицит металла
Вызов, но не кризис. Чем грозит России избыток нефти на мировом рынке
Как «Норникель», НЛМК, «Сибур» учатся предвидеть аварии на производстве
Из сарая на Тайване в империю электроники: как Терри Гоу построил Foxconn
В России стало рекордно мало «экстремальных трудоголиков»