PROюгАгро, 15 ноя 2022, 09:49

Александр Попов: «Дивноморская ракушка» увеличит выпуск мидий вдвое

За последние 2 года общий объем производства мидий и устриц в Краснодарском крае увеличился на 65%. О производстве морепродуктов в эфире РБК ТВ Юг рассказал генеральный директор ООО «Дивноморская ракушка» Александр Попов
Читать в полной версии
Фото: Игорь Глазко

— Статистика говорит, что объемы увеличиваются, на вашем предприятии в том числе. За счет чего растут цифры и как политика импортозамещения в целом повлияла на производственный процесс?

— Со всеми событиями, импортозамещением, однозначно отрасль развивается, идут тенденции к увеличению. Отрасль новая, она только зародилась как таковая, и только сейчас мы начинаем доходить до определенного уровня понимания — как это делать, как продавать, как с этим продуктом работать. Все-таки это живой продукт, который раньше в России не выращивался.

Производство мидий и устриц на Кубани || РБК Мнение

— Планируете ли вы увеличивать объемы производства и расширяться по всей территории России?

— Основной наш сбыт — это побережье, потому что сезон реализации мидий и устриц, когда они максимального качества, это лето. В этот момент вся Россия присутствует на Юге. Основной ориентир — продавать именно местную продукцию на локальном рынке, где самое короткое плечо по доставке, логистике и максимальная свежесть продукта. По поводу расширения: мы планомерно каждый год расширяемся в рамках возможностей, новых возможностей по сбыту. Конечно, мы в основном всегда упираемся в погоду. Что мы хотим — это одно, а что нам природа дает вырастить — это другое.

— Какой процент на сегодня поставляется из-за границы? Нарушились ли логистические цепочки из-за санкций?

— Если брать малька мидии — он местный, живет у нас в море, мы его естественным образом собираем, проблем никаких нет. Но мы зависим от комплектующих, на которых выращиваем мидий, — специальные чулки. Сейчас ищем возможности, где их можно здесь производить. В Белоруссии предлагают попытаться производить. Пока каких-то конкретных решений нет, мы все еще вынуждены все завозить из Европы. Хотя санкций в отношении этих продуктов нет, некоторые партнеры просто отказываются продавать. Кто-то хочет продавать, но если продает — сложности с оплатой, доставкой, это все очень сильно поднимает стоимость комплектующих.

Если брать устрицу — весь малек импортный, 100%, закупается во Франции. Сегодня сказать, что будет по устрицам, не могу, в этом году пока не закупали. Есть предприятие из Крыма, как-то организует логистику, доставку. Малька устрицы очень сложно привезти за счет того, что от доставания из воды до момента опускания в море должно проходить не более трех суток. С учетом того, что нужно его отправить на самолете, растаможить и доставить на побережье, это очень короткий промежуток времени. Когда не было никаких ограничений, мы в трое суток еле-еле укладывались.

— Как влияет климат, температура воды на производство, выращивание морепродуктов?

— Мы очень сильно зависим от природы. Взять прошлый год, он был очень тяжелым. Шли на очень большой урожай, но из-за погодных аномалий потеряли очень много и не смогли поставить каких-то рекордов по объему выращивания. 2022 год более стабилен по погоде, температура более умеренная. Морепродукты не любят резких скачков температур. Когда из-за аномальной жары перегревается море, это напрямую сказывается на смертности.

— Спрос на устриц и мидий, как показывает статистика, увеличился. На это повлияло оживление ресторанного сектора, развитие внутреннего туризма, последствия пандемии. Опишите картину 2022 года, учитывая вышеупомянутые факторы.

— Я бы не сказал, что это последствия пандемии. 2020 год, когда сезон открылся в июле, это был самый активный сезон, и продажи были самые большие. 2022 год тоже был хороший по объему продаж. Я думаю, это связано с тем, что турист переориентируется на местный рынок в силу ограничений. Все равно развивается культура потребления продуктов — приезжие на побережье хотят попробовать свежие морепродукты, как и люди, которые раньше ездили в Европу и там их ели. Конечно, у людей появляется интерес попробовать.

— Что с ценами на сегодняшний день?

— Цены у нас с 2019 года ни разу не поднимались на продукцию, они снижаются — в силу того, что увеличиваются объемы производства. Сейчас экономическая ситуацию сложная, у людей становится меньше денег, поэтому о повышении цен не идет речь. Мы стремимся увеличить объемы производства, чтобы максимально снизить цену. Каждый дополнительный килограмм продукции, который мы выращиваем, имеет более низкую себестоимость, чем предыдущий. Это происходит в силу того, что она делается на одном и том же фундаменте.

— Какие прогнозы и перспективы у производства морепродуктов на 2023 год?

— В 2023 году мы планируем вырасти раза в 1,5–2 по объемам выращивания. Что касается реализации, пока сложно предугадать, что будет в следующем году, будет ли курортный сезон. Мы зациклены по сбыту в основном на курортный сезон. Все, что мы продаем, порядка 90%, — это рестораны, которые кормят наших туристов, другие рестораны, с которыми мы работаем. Поэтому сложно что-то говорить, но мы надеемся, что хуже не будет.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Нерезидент с бизнесом в России: можно ли избежать проблем с налоговой
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов