Краснодарский край, 15 дек 2021, 10:16

Роман Куринный: «Инвестиции в потребсферу Кубани выросли на 20% в 2021г.»

Руководитель департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края Роман Куринный в интервью РБК ТВ Кубань рассказал о состоянии потребсферы, ярмарках и фальсификации алкоголя
Читать в полной версии
(Фото: РБК ТВ Кубань)

— Налоговые отчисления потребсферы за период январь—август 2021 года увеличились почти в 1,5 раза по отношению к прошлому году. Как бизнесу удалось адаптироваться к коронавирусным ограничениям?

— Динамика по налогам сохраняется. За 10 месяцев 2021 году объем налогов в потребсфере вырос на 44% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Оборот в торговле вырос на 20%, на 11% в сфере общественного питания.

Несмотря на существующие ограничения экономика региона восстанавливается. Сегодня мы почти восстановились до показателей допандемийного уровня. Понятно, что бизнесу нелегко. При введении QR-кодов мы получили серьезное падение в сфере общепита. Но когда аналогичную систему ввели на все отрасли, тогда и предприятия стали показывать рост. Люди поняли, что это не временная мера и пошли прививаться. Сегодня 91% работников в потребсфере привиты от коронавируса.

— Ограничения негативно повлияли на отрасль. За счет чего же происходит стабильный рост динамики?

— Поддерживать динамику позволяет легализация бизнеса. Все предприятия должны быть оформлены, работать должным образом, платить налоги и заработную плату. Рост уровня заработной платы в потребсфере растет от года к году, и сегодня он один из самых высоких. Здесь, конечно, влияние оказали совокупность факторов, но и, прежде всего, меры господдержки, которые были оказаны на краевом и федеральном уровне. Надо отметить, что они могли работать только на тех, кто работал легально. Предприятия, которые осуществляли свою деятельность в тени, не смогли получить никакой поддержки и просто не смогли подняться.

— Сколько в 2021 году произвели продукции по основным направлениям потребительской сферы?

— Рост объемов производимого алкоголя на текущий момент составляет 20% (вино и крепкий алкоголь). Интересно смотреть на другие показатели — потребление. Когда мы начали серьезно заниматься легализацией рынка алкоголя, то за год мы наблюдали рост показателей реализации и потребления алкоголя в среднем на 10%. Мы посмотрели структуру, за 10 месяцев 2021 года по отношению к 10 месяцам 2020 года показатели реализации выросли на 4% по крепкому алкоголю и на 9% по вину. Данная пропорция нас радует, поскольку перераспределение в большую сторону идет на некрепкий алкоголь, и, таким образом, повышается культура потребления вина. Это говорит о том, что доходы населения не падают, в ином случае, люди стали бы употреблять более крепкие напитки.

Если еще год назад во время курортного сезона мы могли наблюдать так называемые «разливайки» — бочки с кранами, то сегодня мы констатируем, что большинство из них по тем или иным причинам закрыто. Сейчас развиваются сети производителей, они отрывают свои точки общественного питания, магазины и винные бары — «Абрау Дюрсо», «Лефкадия», «Усадьба Диивноморское». Турист, который тратил деньги в той же самой «разливайке», сейчас получает практически за ту же сумму качественное вино от производителя.

— По состоянию на 1 августа 2021 года из незаконного оборота изъяли 4402 литра нелегальной алкогольной продукции. Какое количество продукции изъято на текущий период времени? Какие меры по ограничению фальсифицированной продукции сейчас применяются?

— На текущий период на Кубани изъято около 9,5 тонн нелегальной алкогольной продукции. Стало намного меньше контрафакта, но он еще есть. Мы для себя выделяем такой показатель, как процент от количества проверенных объектов. Например, 3-4 года назад на 1000 проверенных объектов мы имели порядка 20% нарушений (работа без лицензии или работа с нарушением), из этого числа находилось порядка 80% контрафактной продукции. Сегодня мы проверяем 200 — 300 предприятий и выявляем всего 1-2 объекта с нарушений и 50% контрафакта. Доля объектов, которые работают вне правового поля однозначно снижается. Наверное, как и в любой отрасли, здесь никогда не удастся добиться 100% результата. Но можно сказать точно, что контрафактный алкоголь перестал быть системой, и сегодня существует тренд на легальное ведение бизнеса.

Ранее эта работа очень активно фиксировалась в сезон, а сейчас мы не наблюдаем сезонности. Сезон не заканчивается. Конечно, за всеми не уследишь и весь край не охватишь. Но как показывает практика, в 100% судебных разбирательств суд встает на сторону департамента. В текущем году в производстве находилось 550 дел в судах разных инстанций, из по 339 делам уже вынесены решения, все в пользу департамента.

— Если говорить об объемах фальсифицированной продукции, какая продукция чаще всего фальсифицируется?

— В объемах продукции однозначно — это вино. По крепкому алкоголю фиксируем не мы, а наши коллеги из федеральной службы безопасности, из полиции. В основном у них большие изъятия по крепкому алкоголю. Но можно смело констатировать, что объемы изъятого фальсифицированного алкоголя снижаются.

— Рост стоимости акциза — как вы оцениваете? Эксперты прогнозируют увеличение стоимости на алкогольную продукции к конку 2021 года.

— Сложно оценить. Мы всегда выступаем за то, чтобы поступления от акциза еще в большем объеме шли в бюджет субъекта и за то, чтобы производство росло. Мы понимаем, что этому будет способствовать и закон о вине, и пошлины, и преференции, которые предоставлены российским производителям. Естественно для того, чтобы увеличить поступления в бюджет, мы должны продавать российское вино, большая часть которого находится на территории региона. Нашим барам и ресторанам мы рекомендуем продавать местное вино еще и потому, что Кубань — это туристический регион. Для туриста интереснее попробовать вино того региона, в котором он находится. Так, приезжая во Францию, турист попробует французское вино, в Италии — итальянское вино, а приезжая на юг России, наверное, ему было интересно попробовать местный продукт. Это, безусловно, поддержка для наших предприятий.

— Сейчас на территории края круглый год работают около 1000 ярмарок. В чем главный смысл, и планируется ли увеличить их число в 2022 году?

— Главная цель — это точно не количество ярмарок. Мы ориентированы сегодня на качество и работаем над каждым объектом. Мы полностью переработали ярмарки выходного дня, если раньше это была социальная история, то сейчас ярмарки — это модно. На ярмарки стала ходить молодежь. На ярмарках стало хватать мест — это показательная тенденция. Несмотря на рост количества магазинов торговых сетей по всей стране, мы живем в регионе, где в этом смысле соблюдается баланс. Кубань — это регион, где качественно сочетается все форматы торговли. У нас доля сетей не превышает 30%, в крае много нестационарных торговых объектов и маленьких магазинов. На территории Кубани сегодня около 600 магазинов, которые входят в местные сети. Это уже бизнес, который имеет определенный якорь и платит все налоги в местный бюджет.

— Сколько продукции удается реализовать на таких ярмарках?

— Объем большой — более 20 тыс. тонн в год реализуется на ярмарках. В регионе около 1000 ярмарок — и это около 50 тыс. востребованных торговых мест. Наша задача — предоставить доступ всем КФХ, фермерам. Это важный формат для региона, и здесь главное не ставить себе количественных показателей. Важно выйти на новый уровень, чтобы ярмарки не носили социальный характер, где можно купить подешевле. Ярмарка — это должно быть колоритное, хорошее событие, где можно получить качественные продукты от производителя. Например, ярмарки выходного дня в Краснодаре мы сделали с QR-кодом, и потребитель мог легко и быстро получить полностью всю информацию о производителе. Это было интересно. На ярмарки стали приходить молодые люди. С нанесением кода люди поняли, что ярмарки не только для «людей постарше». Наша задача сделать ярмарками качественными, красивыми и для всех.

— Кубань вышла с инициативой по продаже вина на ярмарках. На каком этапе находится эта инициатива?

 — Возможность реализации вина на ярмарках мы вводим специально для наших небольших «гаражников», как их называют. Это стало востребовано именно тогда, когда мы приняли закон о вине, и такие производства стали стремительно расти. Это вино востребовано торговыми сетями, у которых есть запрос на вина мелких малоизвестных производителей. По цене и качеству это получается очень честное вино. На ярмарке сегодня виноделы могут только угощать вином покупателей. Мы хотим, чтобы, конечно, они имели и возможность продавать его. Инициатива находится на согласовании в правительстве, надеемся она пройдет.

— Какова судьба вина на маркетплейсах? Какова вероятность того, что кубанское вино мы сможем покупать на сайтах в 2022 году?

— Сегодня много споров и противоречий по данной теме, и нет четкого понимания, как это будет работать. Мы знаем, что есть ряд компаний, которые хотят встроиться в систему и предоставить свои площадки для реализации. Я считаю, что не нужно бояться таких проектов. Возможно, он даст потенциал для легальной реализации вина. На мой взгляд, нужно дать возможность реализовывать вино через интернет. Мы все участники рынка, и здесь нужно немного доверять друг другу. Оборот в онлайн-торговле вырос в 2,5 раза по сравнению с допандемийным периодом. Если это удобно для потребителя — почему бы и нет.

— По итогам 2020 года инвестиции в потребсферу Краснодарского края составили 17,9 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 2,4 млрд рублей. Какие показатели в 2021 году?

— Нам важно, чтобы все инвестиции превращались в налоги. Самое главное, что динамика сохраняется, а это значит, что доверие к региону остается на высоком уровне. Это прежде всего инвестпроекты в торговле, строительство лого-центров. В Сочи на предстоящем РИФ состоится подписание соглашения на строительство большого логистического центра за 20 млрд рублей. Даже без этого проекта — инвестиции в потребсферу в текущем году удалось повысить в среднем на 20%. Чем хороша отрасль потребсферы — тут много своих местных инвесторов, которых мы знаем, которые реализовали на территории края проекты, и мы знаем, на что они способны. В торговле мы делаем ставку прежде всего на этих инвесторов.

— Что будет с поддержкой бизнеса в 2022 году? Какие новые меры будут приняты для потребительской сферы?

— На начальном этапе, когда только начиналась пандемия, были оказаны достаточно большие меры поддержки. И сейчас, когда мы общаемся с бизнесом, нам говорят, что не столько нужны меры поддержки, как возможность работать. Да, тяжело, некоторые предприятия еще закрыты. Сегодня собственники бизнеса готовы соблюдать все требования, чтобы снова не допустить локдауна. Для бизнеса самое главное — стабильность, и здесь мы тоже этого правила придерживаемся. Если что-то открываем, то с уверенностью, что завтра, или через неделю не закроем снова. В этом мы видим еще одну основную поддержку бизнеса — в недопущении нелегальной работы, поскольку это наносит большой удар по работе легальных предприятий.

Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Как заработать на инвестициях в зарубежную недвижимость от 20% и выше
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ