Корней Биждов: «Агрострахование начнет развиваться, когда снимут барьеры»
Национальный союз агростраховщиков (НСА) единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса. НСА был создан в 2007 году при активной поддержке Министерства сельского хозяйства России, Министерства финансов России, Федеральной службы страхового надзора и Всероссийского союза страховщиков. С 2016 года членство в Национальном союзе агростраховщиков является обязательным для страховых компаний, заключающих договоры агрострахования с государственной поддержкой.
В каком состоянии сейчас находится российский рынок агрострахования?
- С момента принятия закона о господдержке в сфере агрострахования в 2012 году и вплоть до прошлого года мы ежегодно росли на 20%. В среднем годовой объем премии составлял 8,5 млрд рублей. В 2012 году у нас было около 11 млрд рублей, а самый пик пришелся на 2014 год — 14 млрд рублей.
В 2015 году произошел спад, связанный с тем, что Банк России зачистил рынок от не самых благонадежных компаний, которые входили в ассоциацию «Агропромстрах». Кстати, наш Национальный союз агростраховщиков был в свое время создан крупнейшими компаниями именно как альтернатива этой ассоциации. Но в итоге зачистка рынка привела к тому, что из-за резкого сокращения числа псевдостраховщиков формально показатели отрасли снизились.
В 2016 году агрострахование с господдержкой показало рост 31% — такого не было ни у одного сегмента рынка. Причиной стало то, что на рынок вернулась большая часть классических страховщиков.
Сколько игроков действует на этом рынке? Есть ли какие-то особенности у таких страховщиков?
- На сегодняшний день агрострахованием с господдержкой в России занимаются 23 компании. Всего на рынке работает около 200 страховых компаний, и только 23 из них готовы заниматься таким очень тяжелым, высоко рискованным и очень сложным в обслуживании направлением, как агрострахование. В отличие, например, от каско и некоторых других видов, которые более предметны и более осязаемы.
Агростраховщики — это особый класс компаний во всем мире. В это направление идут либо профильные страховщики, которые так или иначе связаны с агробизнесом, либо компании с очень богатым опытом и мощным финансовым тылом. Этот бизнес очень рискован и по степени убыточности.
Кроме того, в компании должен быть штат экспертов и агрономов, которые могли бы квалифицированно проводить предстраховую экспертизу, сопровождать договор и участвовать в урегулировании убытков. Это очень специфический вид страхования — кстати, не только в России, аналогичное положение дел во всем мире.
Что оказало наиболее значительное влияние на рынок агрострахования в 2017 году?
- В конце 2016 года было принято решение о введении единой субсидии. Если раньше распределение денег шло под конкретные программы (например, на агрострахование в среднем выделяли около 5 млрд рублей), то сейчас в каждый субъект Федерации переводится общая сумма на развитие сельского хозяйства. Теперь региональным органам власти дана возможность самим распределять субсидии с учетом определенных коэффициентов и показателей. И здесь есть свои нюансы, так как одновременно были сокращены объемы субсидий.
По сути, региональная сфера АПК стала перед выбором: потратить часть денег на агрострахование, или финансировать посевные и уборочные кампании, ГСМ, семена, сельхозтехнику, поддержку племенного животноводства, погектарную поддержку, начинающих фермеров. Естественно, выбор пал не на страхование. Именно это в большей степени способствовало снижению объемов рынка.
Вторая причина кризиса — не очень правильно построенная работа, которую должен проводить Минсельхоз России. Например, до сих пор не опубликована методика определения страховой стоимости. Обычно эту нормативную базу размещают к концу марта, это самый крайний срок. Сейчас же на дворе октябрь, и она до сих пор не вышла. У этого есть и объективные причины, но большей частью они носят субъективный характер — чиновники, несмотря на неоднократные напоминания от НСА, выпустили этот вопрос из своего поля зрения.
Мы часто слышим, что падение рынка агрострахования не связано с единой субсидией. Говорят, что упал спрос, но это абсолютно неверно. Не может спрос в Краснодарском крае в один год упасть с 1,5 млрд рублей начисленной премии (это официальные данные) до нуля!
Как себя чувствует агрострахование на Юге России?
- Юг России всегда был в лидерах — как одна из главных аграрных территорий. Мы в ЮФО даже апробировали некоторые современные технологии агрострахования. Безусловными лидерами всегда считались Краснодар и Ставрополь.
Но что у нас есть на сегодняшний день? Краснодарский край — минус 100%, т.е. ноль договоров по агрострахованию с господдержкой. Адыгея — ноль договоров. Ростовская область — всего лишь 13 договоров в 12 хозяйствах на 16 млн рублей (по сравнению с прошлым годом — падение на 96%). Астраханская область — 2 договора с господдержкой, Волгоградская область — 4 договора. Итого по Южному федеральному округу — 19 договоров в 18 хозяйствах, это данные на 1 сентября.
Часть регионов пошла по другому пути. Например, Ставропольский край рекомендует своим аграриям заключение договоров, планируя просубсидировать их, когда выйдет нормативная база. Поэтому здесь показатели выше — 40 млн рублей. Но по сравнению с 2016 годом это все равно падение на 95%, так как в прошлом году объем заключенных договоров составил 768 млн рублей. Но там ведь не просто надо заключить договоры, но еще и проплатить 50%, а будет субсидия или нет — вопрос остается открытым.
Кроме того, у регионов существуют плановые показатели по застрахованным площадям. На сегодняшний день госпрограмма выполнена всего лишь на 20%, а осталось меньше трех месяцев до конца года. Вот такая картина.
Какой выход может быть из этой ситуации?
- Первое — необходимо оперативно принять нормативную базу. Но мы точно знаем, что сегодня между Минсельхозом и Минфином нет согласия в части некоторых позиций.
Второе — мы предложили Минсельхозу отправить регионам письма с разъяснениями, что нормативная база ожидается к утверждению в такие-то сроки и не претерпит никаких изменений по сравнению с прошлогодней. Это был бы сигнал к тому, что можно начать заключать договоры страхования озимых.
Но главная задача — это вывод агрострахования из единой субсидии или, что вероятнее, создание внутри нее защищенной статьи, касающейся агрострахования. Она могла бы регламентировать, что регионы должны направлять на агрострахование не менее определенной доли от единой субсидии. В этом году у Краснодарского края запланировано застраховать 333 тыс.га посевов, но в планах по выделению субсидий стоит «ноль». Мы стали выяснять и оказалось, что иногда региону дешевле и проще заплатить штраф за невыполнение этого показателя, чем субсидировать агрострахование, выделяя средства из единой субсидии.
Какие последствия может повлечь такая ситуация?
- Последствия очевидны: конкретные сельхозпроизводители не получат возмещение по своему ущербу. В этом году были заморозки в Краснодарском крае, было сильное градобитие в Адыгее и на Ставрополье. Все эти локальные события не привели к региональной катастрофе, но то, что режим ЧС вводили в 30 регионах, где пострадали около 2000 сельхозтоваропроизводителей, говорит о том, что они получили серьезный финансовый удар.
Что происходит, когда наносится такой ущерб? Если хозяйство не застраховано, сначала проводится оценка ущерба, подписывается огромное количество бумаг, направляются запросы в местные минсельхозы и федеральные органы с просьбой дать денег на поддержку из фонда чрезвычайных ситуаций и т.д. Но в 2016 году действовала норма отказа в выплатах по ЧС тем регионам, которые не занимались агрострахованием.
В таких регионах, как Краснодарский край, где урожайность очень высокая, ущерб для конкретного сельхозпроизводителя гораздо больше. Он всегда более ощутимый, и при потере более 20% урожая хозяйство может оказаться на грани разорения. Но такие локальные чрезвычайные происшествия как раз подсказывают, что страхование в регионах должно развиваться.
Что будет, если не предпринять те шаги, о которых вы говорили?
- Если произойдет отказ от субсидирования, это означает только одно: государство должно предусматривать в бюджете не менее 10-15 млрд рублей на прямые выплаты по чрезвычайным ситуациям. Иначе государственные деньги (минимум 242 млрд рублей на 2017 год), которые были выделены на развитие АПК, в случае масштабной засухи могут просто прогореть. Я все же надеюсь, что этого не произойдет.
Какие перспективы у Краснодарского края в этой непростой ситуации?
- Краснодарский край остается одним из наших приоритетных регионов, потому что вопросы агрострахования здесь всегда были очень востребованы. Мы разъясняем аграриям, как правильно заполнять страховую документацию, на что обращать внимание, как страховым компаниям строить свой диалог, по каким критериям выбирать страховые компании.
Я знаю многие особенности Кубани и ее специфику, но она по многим показателям остается одним из лидеров на рынке агробизнеса. Аграрный бизнес — одна из главных составляющих экономики региона, а средний уровень управленцев здесь гораздо выше. Ты чувствуешь это в диалоге: чиновник сразу ухватывает главную мысль, понимает, что нужно, тут же задает тебе уточняющие вопросы.
Я надеюсь, что в скором времени ситуация восстановится. Повторюсь: как только барьеры по неправильному механизму субсидирования снимут, агрострахование вновь начнет развиваться.
Какие еще проблемы отрасли вы могли бы выделить?
- Один из тезисов, который мы все время слышим, это доверие. Есть мнение, что «страховщики не платят», которое опровергается опять же официальной статистикой. За все это время мы осуществили около 7 тыс. выплат и произвели только 650 отказов — это 9%.
Но вопрос взаимодоверия между аграриями и страховым компаниям все равно остается актуальным. И мы будем его совместно решать, в т.ч. и дополнительным контролем за агростраховщиками, и на наших специальных семинарах с аграриями. Страховщики платят — это факт, пусть на сегодняшний день они пока и в небольшом выигрыше.
Как будет развиваться рынок агрострахования в ближайшем будущем?
- Можно сказать, что это один из самых недооцененных и недовостребованных сегментов страхового рынка, который во многом развивается инерционно. У нас считается классическим видом страхование имущества предприятий, промышленное страхование, каско. Про ОСАГО я уже не говорю.
Кстати, объем рынка агрострахования (а это добровольное страхование) всегда был больше, чем два вида обязательных направлений рынка — страхование опасных производственных объектов и страхование компаний-перевозчиков. Даже в этом году, с учетом падения, он все равно больше, чем два этих направления.
Как только произойдут перемены в системе субсдирования и изменены некоторые положения закона, бизнес будет расти. Небывалое развитие агробизнеса — долгосрочный тренд, и агрострахование должно защищать эту сферу.
Перспективы рынка связаны и с тем, чтобы страховщики выстраивали свои программы и стратегии с учетом этого сектора экономики. НСА не просто верит в восстановление и дальнейший рост агрострахования, но прилагает к этому все возможные усилия и действия. Уверен, что они будут не напрасны.