PROТуризм, 16 окт 2023, 08:00

«ПроГород»: на Кавказе высокий потенциал развития разных видов туризма

Руководитель проектного офиса «ПроГород» (ВЭБ.РФ) Ксения Титова в интервью РБК ТВ Юг — о том, каким критериям должен отвечать курорт, что отличает туристические территории Юга и Северного Кавказа, что ждет туротрасль РФ
Читать в полной версии
Фото: Фото: предоставлено Ксенией Титовой

Каким должен быть курорт

— Что современные разработчики мастер-планов территорий понимают под курортом? Каким требованиям и стандартам он должен отвечать?

— В нашем понимании всесезонный курорт — это совокупность услуг на территории, оказываемых туристу, которые носят круглогодичный характер. Это автономная система оказания туристических услуг с определенным позиционированием, основанным на туристическом продукте региона или макротерритории. Например, это может быть бальнеология, если в регионе развиты туристические аттракции, основанные на грязевых, целебных источниках и представляющие лечебно-оздоровительный потенциал.

Важно, чтобы туристическая локация была удобно расположена для въезжающих в регион туристов — условно, если основной турпоток в регион попадает через аэропорт, то путь до курорта должен пролегать по качественной дороге и в идеале без пересадок на иные виды транспорта. Кроме того, в радиусе получаса езды от курорта должны быть альтернативные вариант досуга, высокая плотность достопримечательностей, которые сделают отдых туриста более разнообразным и задействуют иные аттракции региона. Поэтому базовые критерии всесезонных курортов — обеспеченность туристическими функциями, услугами на определенной территории, удобная транспортная доступность, наличие аттракции в радиусе получаса езды на автомобиле.

— Какие неочевидные локации на Юге и Северном Кавказе обладают потенциалом для туристического развития и могут стать новыми точками притяжения?

— На Северном Кавказе сегодня базово преобладают два ключевых вида туризма — это горнолыжный и природный. При этом учитывая уникальную специфику Кавказа, который включает в себя и выход к Каспийскому морю, и горные массивы, и природные территории, и уникальные исторические города, в том числе самый древний город России Дербент, объекты ЮНЕСКО, то потенциал развития видов туризма сегодня огромный.

Мы понимаем, что туристические поездки не бывают моновидовыми. Обычно, как минимум, вплетается культурно-познавательный, гастрономический туризм. Сегодня наша задача в рамках проекта состоит в том, чтобы проанализировать, где и чем представлены туристические кластеры Кавказа, посмотреть баланс по видам туризма. Например, мы понимаем, что сегодня есть спрос на развитие троп, активного туризма, терренкура.

Нам предстоит понять, какие дополнительно виды туризма необходимо развивать, учитывая потенциал спроса на них. Возможно, нужны отдельные аттракции вблизи уже существующих источников спроса, чтобы формировать всесезонный формат отдыха. Мы знаем, что те же горнолыжные курорты часто сталкиваются с проблемой заполняемости вне сезона. Одной из наших задач является уравновешивание предложения за границами высокого сезона, его равномерное распределение в течение года за счет создания инфраструктуры для разных форматов отдыха.

Чем выигрывают курорты Юга и Северного Кавказа

— В России большое внимание уделяется внутреннему туризму. Есть ли вероятность, что развитие, например, Дальнего Востока, приведет к сокращению турпотока на Юг России?

— Турпоток сегодня — это более 70 млн человек, он быстро не переметнется. Тренды по посещению определенных туристических локаций в России складывались на протяжении последних 15-20 лет. Если говорить о Юге и о Северном Кавказе, это уникальная территория с точки зрения географии и совокупности видов туризма, предложения, которым сложно найти альтернативу.

Мы понимаем, что путешествие по Северо-Кавказскому федеральному округу — это в первую очередь путешествие из соседних федеральных округов. Соответственно, стоимость логистики здесь меньше. Объем туристического предложения, который может предложить регион, очень разнообразный, поэтому он привлекает абсолютно все бюджетные группы туристов с абсолютно разными предпочтениями. Расположение СКФО в масштабах страны очень выгодно с точки зрения доступности региона на любых видах транспорта. Возможность того, что развитие каких-то других регионов повлечет за собой спад туристического потока на Кавказ, минимальный.

— Что в целом можно сказать о перспективах туристической отрасли страны в ближайшие годы?

— Задача, стоящая сегодня перед отраслью — понять приоритетные точки роста и форматы инфраструктуры, которые необходимо развивать в регионах. В рамках разработки схемы развития туризма Российской Федерации основной вопрос, который ставился перед нами – понять, для кого мы создаем туристическую инфраструктуру в регионах. Звучит просто, но по сути это огромный объем информации о путешественниках по стране.

Туристический поток и необходимая инфраструктура складываются в первую очередь из бюджетных групп. От этого, например, зависит вид транспорта, который выбирают люди. Мы понимаем состав путешествующих групп, сколько человек едет, соответственно, мы понимаем средний чек и длительность пребывания в регионе. Исходя из бюджетных групп, мы также понимаем потребность в типах средств размещения — нужны отели две-три звезды или четыре-пять. Может быть, в регионе вообще нет отеля 5 звезд, и туда сегодня высокобюджетных путешественников сложнее привлечь. Понять, в каком объеме, для каких путешественников и где необходимо строить инфраструктуру — это наша задача и задача, которая сегодня стоит перед отраслью.

До последних 5-8 лет какого-то централизованного вклада в развитие туристической инфраструктуры не было. Сегодня государство понимает всю важность позиционирования турпродукта страны и регионов, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Сейчас вклад туризма в ВРП составляет порядка 3%, задача довести его до 5%, до международного уровня. Также необходимо развитие въездного туризма, составлявшего до пандемии существенную часть рынка, порядка 20 млн человек. Понимая, что ближайшие 5-7 лет этот объем турпотока может восстановиться, нам важно понимать его распределение по стране и потенциальный объем вклада в экономику.

Pro
Почему мы избегаем ставить амбициозные цели и как это преодолеть
Pro
Получивший $25 млн бывший CEO Intel обещал голодать: как спасают компанию
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Honda и Nissan станут одной компанией: зачем это нужно и что будет дальше
Pro
ИИ, ИИ и снова ИИ: какие стартапы привлекли больше всех в 2024 году
Pro
«Стесняюсь сказать»: 38 готовых фраз на все случаи жизни