Краснодарский край, 18 апр 2023, 07:30

Максим Секачев: Краснодарский Драмтеатр планирует увеличить доход в 2023г

Директор Краснодарского академического театра драмы им. Горького Максим Секачев в интервью РБК ТВ Юг — о доходах и посещаемости театра, техническом переоснащении здания и кадровой обеспеченности
Читать в полной версии

— В 2022 году аналитики отмечали высокий спрос на билеты в театр. Продажи билетов в августе-сентябре 2022 года, на старте осеннего театрального сезона, увеличились на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. После объявления частичной мобилизации интерес к разного рода развлекательным мероприятиям снизился, а затем стал постепенно восстанавливаться. Что мы можем сказать об интересе к театру и о спросе на билеты сейчас?

— В 2022 году мы отмечали очень серьезный рост внимания зрителей к нашему театру и к театральному процессу в целом. Здесь есть целая совокупность причин и факторов. Прежде всего, люди устали от пандемии коронавируса, от тех ограничений, которые были в 2020-21 годах. Все мы помним, какие были ограничения на посещение театров, кинотеатров, других зрительных залов.

Мы отмечаем среднюю заполняемость большого зала на 1000 мест на уровне 90-95%. Это серьезные цифры, и за этим стоит большая работа всего коллектива. Сегодня театр выполняет большую и высокую миссию с точки зрения создания хорошего настроения, определенной ауры и атмосферы для наших зрителей. Вокруг сейчас действительно сложная повестка, и определенные внешние факторы влияют на наше настроение, ощущение своей жизни. И приходя в театр, люди растворяются в мире искусства, в работе артистов. В этой связи я не сказал бы, что мы увидели падение зрительского интереса осенью прошлого года. У нас он был достаточно стабилен, и сохраняется по сей день. Сегодня можно сказать, что в 2019 году, а это был допандемийный год, с которым можно сравнивать цифры, по зрителям мы идем с некоторым опережением, но незначительным. Но я бы отметил определенный рост стоимости билетов и заполняемость зрительного зала в среднем.

Если говорить языком цифр, 2022 год мы закончили в плюсе по сравнению с 2019 годом больше чем на 25 млн рублей. Для серьезного академического театра регионального значения это большие цифры. Если говорить о зрителях, это порядка 120 тыс. посещений в год. Это и гастрольные выезды, но основные, конечно, это три наши площадки — основная, камерная и открытая сцены.

— Сколько составила общая выручка театра за 2022 год назвать?

— За 2022 год мы остановились на цифре более 80 млн рублей валового сбора. Это если говорить о внебюджетных услугах театра — продажа билетов, работа нашего буфета, различные коммерческие мероприятия, которые составляют определенную долю нашей общей выручки. В этом году я ставлю для себя и для всей команды театра новую задачу — увеличить эту цифру более чем на 10%.

Я бы отметил рост интереса молодежи. Про «Пушкинскую карту» мы очень много говорим. Понимаем, что это очень эффективный и интересный инструмент реализации молодежной политики, работы с молодыми зрителями. Сегодня практически каждый пятый-шестой зритель в нашем зале приобрел билеты по «Пушкинской карте».

— Приходилось ли вам в связи со всеми обстоятельствами повышать цены на билеты?

— Мы ставим перед собой социальную миссию. И мы, наверное, не имеем права кратно увеличить стоимость билетов. Мы все существуем в условиях рыночной экономики, но, тем не менее, сохраняем общую доступность билетов в зрительный зал. Эту политику выстраиваем очень мягко, гибко работая с поясами цен.

Средняя стоимость сегодня составляет около 800 рублей. У нас разброс цен от 400 рублей (это балкон и задние места в партере) до 1600 рублей (первые места в партере). Много это или мало, вопрос дискуссионный. Если сравнивать с коммерческими мероприятиями со звездами российской эстрады и театральной сцены, это, конечно, недостаточно высокие цены. Но я сказал про нашу миссию социального созидания и ответственности перед зрителями, поэтому мы считаем эту стоимость, позволяющую нам выполнять план по доходам, который нам дает учредитель.

— Во сколько сейчас обходится содержание всего театра? Какой процент от этой суммы идет из вашего заработка, а какой из бюджета?

— Когда учился в Высшей школе деятелей сценических искусств, наш мастер Геннадий Дадамян и другие коллеги говорили, что процент успешности театра определяется тем, сколько зарабатывает театр на каждый выделенный рубль из бюджета. У нас эта сумма составляет примерно «60 на 40». 60% — это субсидии из краевого бюджета, порядка 40% — это наша общая выручка. На 2023 год и последующие мы хотим подойти к планке «50 на 50». Это звучит, может быть, несколько амбициозно, но я считаю, что нам это по силам. Сумма содержания театра для такого крупного регионального учреждения — это порядка 200 млн рублей.

— В следующем году будет ровно 50 лет, как в нынешнем здании театра прошел первый спектакль. В каком состоянии сейчас находится само здание? Заметен ли износ чего-либо?

— 50 лет для любого здания, учреждения — это уже весомый срок, когда необходимы определенные капитальные вложения, ремонт. Благодаря нашему учредителю, министерству культуры, и губернатору Краснодарского края нам удалось выполнить ремонт паркета, замену кресел. Часто люди в отзывах пишут, что они заметили преобразования. Но не предела совершенству. У меня есть поэтапный план, программа действий по обновлению нашего театра. Есть желание в фойе произвести ремонтные работы, в других помещениях закулисного пространства. Особенно обращаем внимание на все, что касается нашей сцены, это сердце любого театра. Здесь требуется идти в ногу со временем, и обновление должно быть регулярным, это и световое, и звуковое оборудование, и видеотрансляции. Мы хотим быть в тренде современных технологий и театрального искусства в целом.

— В сентябре 2022 года озвучивалось, что западные санкции привели к проблемам со специальным оборудованием в крупных московских театрах: наиболее остро вопрос стоит со световой техникой, которая ранее закупалась в Европе. Столкнулись ли вы с подобной проблемой?

— В той или иной мере есть определенные сложности с технической поддержкой, например, установленного оборудования. Это и программное обеспечение, и различная техподдержка. Но наши мастера умеют решать эти вопросы. Например, все, что касается приобретения оборудования, сегодня мы работаем в рамках законодательства РФ, и в этом году в рамках нацпроекта «Культура» нашему театру выделена субсидия, проводятся торги по приобретению света, звука. Мы будет останавливать свой выбор на отечественном производителе. Например, акустическую систему мы будем покупать в компаниях, которые работают в Красноярске. Пусть там есть и иностранные комплектующие, но они являются отечественными производителями. Что касается света, мы тоже ищем альтернативные марки, которые подходят под нашу стилистику работы, под наши требования. Поэтому процесс этот не остановился, он неизбежен сегодня, в этой связи мы научились обходить эти обстоятельства.

— Сколько всего было вложено средств во все обновления в 2022 году?

— Порядка 40 млн рублей в прошлом году составила субсидия именно на дополнительное техническое оснащение театра. Мы, конечно, производим определенные виды затрат, но надо понимать, что такие крупные и серьезные инвестиционные вложения театру сегодня невозможно осуществить собственными силами. Зрительный зал функционален, он хорошо продержался этот сезон. Мы смотрим, наблюдаем, насколько все удобно и эргономично получилось. Пока нас все устраивает.

— В феврале была информация, что в 2023 году три театра Краснодара получат новейшее оборудование, в том числе и ваш. Есть ли уже понимание, какой будет объем господдержки?

— Я уже говорил про участие нашего театра в нацпроекте. Порядка 9 млн рублей на свет и звук будет выделено, и я думаю, что мы постараемся из своего бюджета еще добавить определенную сумму, чтобы закрыть те потребности, которые сегодня наши технические цеха прогнозировали.

— В начале ноября 2022 года мы общались с директором «Одного театра» Алексеем Мосоловым, он говорил о дефиците специалистов, которые необходимы для функционирования театров. К примеру, он сообщал, что их звукорежиссер работает в нескольких театрах. И на тот момент у «Одного театра» был один штатный техник, хотя их требуется пять. Как обстоят дела с дефицитом специалистов у вас, есть ли нехватка кого-либо?

— Конечно, каждый специалист из технических цехов, которые обеспечивают театральный процесс, уникален. В этой связи мы стараемся сохранять каждого работника, общаться по проблемам, которые в жизни возникают. Бывает, люди принимают решение об увольнении в силу своих социальных и внутренних проблем. Я могу с удовлетворением сказать, что за тот сложный период времени, который был в 2022 году, практически ни одного ценного сотрудника технических служб мы не потеряли. Это звукоцех, осветители, монтировщики. Есть определенное движение кадров, но именно по ключевым специалистам, на которых держится основа технического и информационного оснащения театра, нам несколько легче.

Для меня как для театрального менеджера и для нашей команды важно, чтобы очень часто на сайте или в кассе театра стояла табличка «все билеты проданы». Это признак успешности, признак того, что мы востребованы, что наш театр интересен и его сегодня выбирают зрители для своего времяпрепровождения. А если говорить про ремонтные работы, они проводятся. Может быть, они не видны широкому кругу зрителей, но очень большая часть работы предстоит за кулисным пространством. Мы в летний период планируем провести ремонтные работы в некоторых площадках.

Для меня очень важен комфорт работы артистов — гримерки, оснащение гримуборных. За 50 лет нужно проводить косметических ремонт, чтобы здание выглядело красиво, презентабельно. И я сам лично когда прохожу и осматриваю помещения практически в еженедельном режиме, те или иные поручения даю наших техническим службам. Театр для меня — как дом. Я всегда говорю на планерках: «Коллеги, а вы бы дома у себя так сделали?». Когда все службы будут относиться к театру как к дому, он и будет для нас гостеприимным, уютным, красивым, таким же, как и для нашего зрителя.

Pro
Как $36 трлн госдолга могут разрушить амбиции Трампа
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
«Не успеваю тратить»: каково работать в аудиторах «большой четверки»
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Стоит ли вступать в споры с налоговой инспекцией и как это делать
Pro
Развитие CPU почти остановилось. Какие технологии приходят на смену
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных