ДонЭкспоцентр: Встряска в событийном бизнесе позволит мыслить по-другому
— В апреле на площадке «ДонЭкспоцентра» состоится выставка предметов искусства «Арт-Ростов». Если взглянуть на историю этого проекта, как изменится концепция в этом году?
— Да, действительно, в тринадцатый раз мы открываем в донской столице наш авторский проект «Арт-Ростов». Выставка ведет свое начало с 2011 года и уже через шесть лет мы достигли рекордных для себя показателей — в 2017 году проект посетило более 30 тысяч жителей донской столицы. С тех пор из года в год мы стараемся удивлять чем-то новым.
Ежегодно экспозиция «Арт-ростов» меняется концептуально, мы стараемся уделить особое внимание жизни и творчеству деятелей искусства и культуры, которые отмечают юбилей в этом году. Так, в 2023 году отмечает юбилей русский поэт Владимир Маяковский. Мы договорились с московским музеем Маяковского, они радушно нам предоставили часть экспозиции, которую мы представили на площадке «ДонЭкспоцентра». Мы постарались отразить разные ипостаси его личности, не только как поэта-футуриста, но и режиссера, киноактёра, рекламщика. В рамках экспозиции будут представлены: афиши, плакаты, обложки, журналов, фотографии музея Маяковского.
Также в 2023 году 85 лет исполнилось бы знаменитому барду Владимиру Высоцкому. Мы выделили отдельную экспозицию, посвященную его творчеству, где будут представлены редкие фотографии. У нас в донской столице есть ценитель творчества Владимира Высоцкого — это Людмила Скворцова, режиссер телекомпании «Дон-ТР». Она будет все дни выставки проводить экскурсии, рассказывать об интересных фактах.
Кроме того, ежегодно на выставке «Арт-Ростов», мы делаем премьеру нашего мультимедийного проекта. В этом году это будет проект, посвященный жизни и творчеству великого русского живописца Николая Рериха. Авторский фильм о нем включает порядка 100 картин в формате оживших полотен и множество интересных фактов о его личности. Также в рамках выставки будет проходить флешмоб: «Рисуем как Рерих», который приурочен к примерному показу «Рерих, путь к свету».
— Традиционно, каждый год на выставке «Арт-Ростов» были представлены зарубежные художники, в том числе. Будут ли они представлены в этом году?
— По всем известным причинам, в этом году, к сожалению, как таковых зарубежных авторов не будет представлено. У нас будет представлена на выставке Сербская республика, но я хочу сказать что в рамках нашего мультимедийного проекта, который посвящен Николаю Рериху, можно увидеть и международную повестку. Это в своем роде уникальный автор, который совершил беспрецедентное путешествие через Гималаи. Более 500 работ его творчества посвящены Индии. Часть этих работ будет представлена на выставке в виде репродукции оживших полотен.
Что касается географии и представленности участников. Если говорить о международных участниках — нет. Но если говорить о российских художниках, будет представлено порядка 20 регионов с многих уголков России. — Сегодня большой акцент делается на развитии креативных индустрий. Будет ли «ДонЭкспоцентр» проводить еще какие-либо мероприятия или выставки в сфере культуры искусства, есть ли такие планы? — В этом году уже пять лет как мы занимаемся развитием своего нового направления. В группу компаний «ДонЭкспоцентра» входит креативная группа «Р-АРТ», которая занимается разработкой и созданием мультимедийных интерактивных проектов.
Ожившие полотна — это технология, которая позволяет окунуться зрителю внутрь искусства, погрузиться в картину. Этот проект не только о полотнах — это повествование о жизни и творчестве великих русских и зарубежных живописцев. За пять лет существования креативной студии, мы создали уже порядка 10 фильмов совместно с искусствоведами, используя коллекции музеев со всех уголков России и зарубежья. Коллекция наших фильмов представлена не только в Ростове. Мы экспонируем проекты в Екатеринбурге, в Самаре, в Воронеже, в Перми. И планируем расширять географию. — Вы сейчас упомянули интересный тренд, который используется в мировой индустрии искусства — это мультимедийные проекты. Как создаются интерактивные экспозиции в «ДонЭкспоцентре»?
— При создании современной экспозиции очень важно уделять внимание современным технологиям. Эффект оживших полотен — это только лишь один из инструментов, которые мы используем для привлечения интереса к современному искусству и шедеврам мировой классики, особенно подрастающего поколения. При создании экспозиции мы используем различные технологии — это интерактивные панели, 3D голограммы. На этой выставке, мы создадим картину по технике Николая Рериха посредством нейросети. — Если говорить о конгрессно-выставочной деятельности в целом, это сфера была одной из наиболее пострадавших в период пандемии. Удалось ли улучшить финансовые показатели в настоящее время? Есть ли запрос со стороны бизнеса к проведению мероприятий? — Действительно, вовремя пандемии 2020-2021 года конгрессно-выставочная отрасль была признана на уровне правительства Российской Федерации особо пострадавшей. Нам удалось получить помощь от государства для того, чтобы сохранить свой бизнес, сохранить рабочие места и свой коллектив. Если говорить о том, что происходит сейчас. После пандемии наступил новый кризис в событийном бизнесе уже южного региона.
Дело в том, что событийная площадка всегда зависит от качественной логистики и, безусловно, закрытие аэропорта на сегодняшний день сказывается на качестве и количестве мероприятий. Но любой кризис — это инструмент развития. У нас есть классный коллектив, у нас есть на сегодняшний день порядка 20 авторских проектов, которые мы трансформируем, развиваем, думаем, каким образом нам их улучшить, сделать новые проекты, которые будут интересны. Непростые условия для развития нашего бизнеса действительно существуют, но я могу точно сказать, что на создании проектов это отражается в чем-то даже в лучшую сторону. Встряска в событийном бизнесе позволит мыслить по-другому и развиваться дальше, понять куда нам двигаться.
Что касается пандемии, если оценивать финансовые, экономические показатели, где-то нам удалось вернуться на допандемийные показатели, где-то нет. Современная тенденция такова, что если нет каких-то крупных международных проектов, то для нас это, вызов. Почему бы и не создать собственный проект с интересным качественным контентом и привлечь на него близлежащий регион и посетителей из ближайших регионов. — Несмотря на сложившиеся условия, у вас наверняка еще есть запланированные мероприятия до конца года? Над чем работаете сейчас? — В портфеле «ДонЭкспоцентра» порядка 20 авторских проектов из различных сфер — это и АПК, и строительный сектор и бьюти-индустрия, медицинская сфера. Если мы говорим о креативе, о творчестве, то я хотела бы сказать, что помимо выставки «Арт-Ростов» в нашем портфеле есть также мультимедийный фильм — проект о великом маринисте Иване Айвазовском. Этот проект называется «Айвазовский. Гений и моря».
Мы постоянно работает над новыми проектами. Мы приступили к работе о гениальном художнике Леонардо да Винчи. Это будет фильм «Леонардо да Винчи. Тайна «Мона Лизы». Дело в том, что любой проект — это долгий плодотворный труд, создание такого проекта занимает от 6 до 9-10 месяцев. Сейчас дан только старт, мне рано анонсировать этот проект, но точно знаю, что на следующей выставке «Арт-Ростов» в 2024 году я рада буду представить премьеру этого фильма. — Каков объем инвестиций в создание такого фильма? — Создание такого проекта достаточно дорогостоящая история. Существуют первоначальные инвестиции, которые вложены в оборудование. Оно используется для экспонирования самого проекта, также серьезные инвестиции при создании фильма затрагивают работу с музеями на территории России и зарубежья. Картины, которые используются в создании проекта, как правило, являются частью многочисленных музейных экспозиций. По всему миру мы проводим точечную работу с музеями, договариваемся. Безусловно, это всё в современном мире не бесплатно.
Я не могу озвучить вам цифры, но создание таких проектов для нашей компании — серьезные инвестиции. Однако мы рассчитываем эти проекты создавать не на один раз, а планируем их показывать в разных регионах. Наша мечта поехать на гастроли. Интерес к русским живописцам очень высок в мире. Вот, например, мы подумываем о том, чтобы экспонировать наши проекты на территории Китайской Народной Республики. Окупаемость этих инвестиций достаточно пролонгирована.
— Кроме инвестиций здесь предполагается задействование еще и сложного оборудования, есть ли оно в России? Существуют ли проблемы в этом аспекте? — Да, это очень хороший вопрос. Это сложный, узкий момент сейчас. Пять лет назад, когда мы создавали это направление, был закуплен достаточно серьезный комплект оборудования. Сейчас мы хотели расширить парк оборудования, потому что есть востребованность на прокат этих проектов. Когда оборудование задействовано в прокате, например в Екатеринбурге, мы не можем уже демонстрировать тот или иной проект в Казани, или в Ростове-на-Дону. Мы хотели приобрести второй комплект — это достаточно серьезный парк проекторов, экранов, компьютеров, серверов. Это действительно серьезные инвестиции.
Мы копили, собирали откладывали, но сегодняшняя ситуация нас поставила перед фактом, что тот комплект оборудования, который мы хотели закупить в странах Европы на сегодняшний день недоступен нам. Есть китайские аналоги, мы сейчас их рассматриваем, оцениваем. Я думаю, что в 2024 году мы расширим свой парк оборудования и сможем показывать наши фильмы уже на более широкую аудиторию, более широкую географию, параллельно в нескольких регионах.
— Роль креативных индустрий в последнее время растет, в том числе благодаря той концепции, которая была прописана на федеральном уровне еще в 2021 году. Достаточно ли территориальной инфраструктуры у креативных предпринимателей, представителей искусства на юге России? — В этой сфере мы работаем с 2011 года, и я вижу, как весь этот период развивается креативный кластер на юге России. В Ростове появляются новые креативные пространства. Зачастую их поддерживают меценаты, появляются проекты на самоокупаемости. На самом деле очень приятно, что этот кластер растет. Недавно открылся центр истинных ценностей при поддержке губернатора Ростовской области.
Мне очень радостно, что такая инициатива есть и для нашего проекта — это дополнительная поддержка, дополнительный стимул. Потому что мы работаем в коллаборации с деятелями искусства и выступаем за то, чтобы развивалась та индустрия, в которой мы делаем проекты. Безусловно, та инициатива, которая была спущена от правительства Российской Федерации по поддержке творческих инициатив важна. Мы очень ждем, когда этот проект будет принят, потребность в этом действительно есть. Сами художники очень далеки от продаж, маркетинга и поэтому финансирование как со стороны меценатов, так и властей всегда стимулирует рост индустрии, а креативной особенно.