Краснодарский край, 20 сен 2022, 18:09

Василий Швец: «Говорить, что Анапа не ощутила влияние санкций, неверно»

Как санкции и режим закрытого неба на Юге сказались на турпотоке, сколько объектов энотуризма появится в будущем и что подготовят для гостей курорта к 2023 году, РБК Краснодар рассказал мэр Анапы Василий Швец
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба мэрии Анапы

— На своей инаугурации в 2020 году вы заявили о намерении удвоить бюджет Анапы в течение пяти лет. Как удается выполнить стратегический план?

— За прошедшие два года бюджет Анапы вырос на 3,7 млрд рублей и впервые превысил 9 млрд рублей. Это на 60% выше планового показателя 2020 года. Два года подряд мы входим в тройку лидеров среди муниципалитетов Кубани по качеству управления финансами. У нас сохраняется хорошая динамика, и я не сомневаюсь, что все намеченные планы мы воплотим в жизнь.

— Какой результат у летнего туристического сезона 2022 года в Анапе? Выросли ли показатели по сравнению с прошлым годом?

— Только по официальным данным, за курортный сезон Анапу посетило свыше 3 млн туристов, а всего с начала года — около 3,5 млн. И это далеко не финальные цифры. Сезон продолжается, только сейчас он бархатный. Что касается турпотока, то по сравнению с прошлым годом, несмотря на все вызовы этого непростого года, он вырос на 5%.

— Как на туристический сезон повлияли санкции против России и режим ограничения полетов?

— Говорить, что мы совсем не почувствовали влияния санкций, было бы неверно. Особенно это касается начала сезона, когда из-за закрытого аэропорта фиксировалось небольшое снижение турпотока, но уже к июлю показатели не только вернулись к уровню прошлогодних, но и выросли. Пик загрузки санаторно-курортного и гостиничного комплекса выпал на июль и август — заполняемость составила более 90%. Многие туристы предпочли приехать на своих машинах — для их удобства мы проработали альтернативные способы транспортной логистики.

Кроме того, с июня запустили около 140 автобусных междугородних рейсов — в два раза больше, чем в прошлом году. Были и дополнительные по направлениям: Ялта, Сочи, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Черкесск, Астрахань и так далее.

И конечно, главной логистической сетью стал железнодорожный транспорт. Ежедневно на наш вокзал приезжали порядка 10 тысяч туристов. Количество поездов увеличилось практически до 20. Основными направлениями были Москва, Петербург, Красноярск, Екатеринбург, Мурманск и другие крупные города. Также добавилось около 40 пар сезонных летних поездов из разных регионов.

Многие наши объекты размещения наладили сотрудничество с туроператорами по организации трансферов для туристов из Сочи, Минеральных Вод и других удобных по логистике городов с аэропортами. Как видим, все это в совокупности дало хороший позитивный эффект.

— Каким будет анапский бархатный сезон в 2022 году? Сколько гостей примет курорт?

— Бархатный сезон в Анапе прекрасен всегда. И мы традиционно насыщаем его событийными мероприятиями, чтобы наши гости насладились не только теплыми сентябрьскими днями, но и яркой культурной программой. С 20 по 30 сентября на нашей территории пройдет знаменитый международный кинофестиваль «Киношок», первые масштабные «Горгиппийские игры», мероприятия, посвященные 79-й годовщине освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. А в октябре будет праздник молодого вина. Гостей ждем немало: сейчас в Анапе работают более 1,5 тыс. объектов размещения, и на бархатный сезон прогнозируется загрузка до 80%. Почти как летом.

— В своем выступлении на ВЭФ президент Путин объявил о необходимости создания всесезонных курортов на Черноморском и Азовском побережье, чтобы ежегодно там могли отдохнуть до 10 млн туристов. Хватит ли номерного фонда, или нужно расширение? Есть ли возможность создать дополнительную инфраструктуру?

— Анапа — круглогодичный курорт. И мы продолжаем развиваться в направлении всесезонности — у нас для этого есть все. Каждый год мы расширяем рамки сезона, показываем, что отдыхать на Юге России комфортно и интересно в любое время года. Обычно в это время средняя заполняемость наших санаториев и гостиниц не более 60%, так что у Анапы высокий потенциал, чтобы увеличить турпоток. У нас огромное количество отелей и здравниц круглогодичного цикла, с каждым годом их становится больше, они расширяют свои возможности и предоставляют все больше услуг для отдыха в так называемый низкий сезон.

— Что подготовят в Анапе к следующему летнему сезону? Как изменится инфраструктура?

— Все больше наших объектов размещения проходят классификацию по присвоению категорий. Так, по сравнению с прошлым годом число 3-звездочных отелей в Анапе увеличилось со 141 до 172, 4-звездочных — с 36 до 42. Также на курорте работают 4 «пятерки». И этот курс мы продолжим. Кроме того, в этом сезоне у нас стало больше на четыре классифицированных пляжа, теперь в Анапе 18 «синих» флагов, четыре «зеленых» и пять «желтых». Два пляжа имеют международную категорию «Голубой флаг». Наша задача — сделать так, чтобы отдыхающие чувствовали себя у нас максимально комфортно и безопасно. В этом году запустили более 500 интеллектуальных видеокамер — все подключены к системе «Безопасный город». Охватили всю курортную зону — пляжи, набережную, скверы, прогулочные маршруты. И к следующему сезону будем расширять эту сеть, «заводить» в нее наши курортные поселки — в первую очередь отдых должен быть безопасным.

Также в сезон 2023 года зайдем с новыми общественными пространствами. Буквально на днях мы открыли новый сквер 85-летия Краснодарского края в Супсехе, еще три парка откроем в Гостагаевской, Витязево, Виноградном — все эти сельские территории пользуются популярностью среди туристов. Еще один парк Крещения Руси строим в городе. И это программа-минимум. Улучшать городскую среду, делать более комфортными, зелеными и благоустроенными курортные территории — наша постоянная задача.

— Энотуризм на Кубани с каждым годом развивают все больше. Каким спросом он пользуется у гостей и жителей Анапы?

— Для Анапы энотуризм — одно из главных и перспективных направлений. Сейчас у нас 23 виноградарских предприятия и свыше 30 винодельческих фермерских хозяйств. Семь крупных винзаводов ежегодно производят почти 1,5 млн декалитров вина. Анапские винодельни входят в многочисленные маршруты российского агротуризма, в том числе «Винные дороги Боспорского царства».

В 2021 году наши «Виноградники Гай-Кодзора» вошли в список лучших винодельческих предприятий мира, а винодельня гравитационного типа «Скалистый берег», которая открыла двери для туристов этим летом, получила признание в категории «промышленная архитектура» на международном конкурсе World Architecture Festival. Все наши винодельни самобытные, аутентичные. Есть, например, «Винная деревня» в кантри-стиле, есть современные — «Скалистый берег», шато Гай-Кодзор и многие другие. Все они предлагают туристу интереснейшие экскурсии, дегустации.

Кроме этого, всех наших виноделов вместе с лучшими винодельнями Юга России мы объединяем на традиционных эногастрономических ярмарках. Они проходят в центре Анапы, собирают десятки тысяч гостей. Все это сопровождается музыкой, познавательными и развлекательными мероприятиями для детей и взрослых. В прошлом году такая ярмарка прошла в рамках фестиваля «Аморефест». Тогда же, кстати, мы провели первый в России винный марафон. В этом году эногастрономической ярмаркой мы открывали сезон. Как я говорил ранее, еще одно подобное мероприятие планируем провести в октябре и посвятить сбору урожая и первому молодому вину.

В будущем таких событийных мероприятий будет еще больше, есть отклик, есть запрос от туриста, и мы, как винодельческая территория и как южный центр виноделия, должны представлять отрасль в лучшем виде.

— Какие объекты винного туризма могут появиться в ближайшем будущем?

— В скором времени в Анапе появится крупнейший центр энологического туризма. Его возводит группа компаний «Ариант» в поселке Виноградном на месте легендарного СПК им. Ленина, который дал стране 31 Героя социалистического труда. Первые объекты уже открыты — это гастромолл и современный стадион, а в перспективе здесь появятся винодельческий комплекс, туристический центр, конгресс-холл, концертная площадка, музей. Уверен, это будет очень востребованная точка притяжения.

Будет масштабирован проект «Винная деревня» рядом со станицей Гостагаевской. Там планируется добавить к существующей инфраструктуре смотровую площадку, ресторан, большую площадь для проведения концертов и массовых мероприятий, прогулочную аллею, зону отдыха и другие объекты. Активно развивается виноградарство в крестьянских хозяйствах. Объемы закладки, конечно, небольшие в сравнении с предприятиями, но ежегодно регистрируются новые фермерские хозяйства, на их базе появляются мини-винодельни. В общем, процесс возрождения виноградарства и виноделия идет, и достаточно активно.

— Какие прогнозы можно сделать по туристическому сезону в 2023 году?

— Сегодня в принципе сложно что-то далеко прогнозировать. Все мы зависим как от эпидемиологической, так и внешнеполитической обстановки. Но тем не менее рассчитываем только на благоприятное развитие событий и планируем принять туристов уж точно не меньше, чем в этом году. А с учетом темпов развития внутреннего туризма и возможного возобновления работы аэропортов, думаю, показатели турпотока будут намного выше. По крайней мере, мы начинаем подготовку к следующему сезону уже сейчас и сделаем все возможное, чтобы он также прошел на самом высоком уровне.

Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Греция оправилась от кризиса. Почему рост не спасает ее от бедности
Pro
Мозг все равно вас обманет: Даниэль Канеман — о когнитивных искажениях
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов