ЮГАГРО, 21 ноя 2017, 14:11

Роман Воротников: «Кубанскому агропрому нужно выходить на рынки СНГ»

О развитии экспортного потенциала Кубани, проблемах бизнеса при выходе на внешние рынки и перспективных направлениях экспорта РБК Юг рассказал директор Центра координации поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников
Читать в полной версии

Чем именно занимается региональный Центр координации поддержки экспорта? С какими компаниями вы работаете?

- Мы занимаемся поддержкой экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, деятельность которых не связана с производством или реализацией подакцизных товаров. Центр создавался в рамках государственной программы. Сейчас по России работает 54 подобные организации — практически в каждом субъекте, где есть экспортеры.

Если говорить о клиентах, то, например, Центр поддержки предпринимательства Гарантийного фонда работает со всеми субъектами МСП, а их в крае порядка 300 тысяч. Мы же сотрудничаем как с действующими экспортерами, так и с экспортно-ориентированными компаниями, которые уже работают в крае или на межрегиональном уровне и для которых выход на международный рынок — следующий этап развития.

Выход предприятия за границу сопряжен со сложностями при оформлении документов, уплате различных сборов, взносов, налогов, поиске партнеров. Осложняет налаживание контактов языковой барьер. Также возникают проблемы при оформлении таможенной документации, прохождении таможенных, сертификационных процедур. Именно для помощи в этих ситуациях и существует наш Центр.

Как именно вы помогаете предпринимателям, которые планируют выйти на внешние рынки?

- Центр на бесплатной основе оказывает нефинансовые виды поддержки. Мы консультируем по различным направлениям: организация и ведение внешнеэкономической деятельности, таможенное оформление и регулирование. Мы также сопровождаем сделки, помогаем при оформлении документов и проводим экспертизу внешнеторговых контрактов.

Другое направление работы — проведение обучающих программ, семинаров, вебинаров, круглых столов и конференций. Именно со знаний и компетенций начинается экспорт. Кроме того, мы выполняем маркетинговые исследования внешних рынков на предмет возможности выхода туда компаний и перспектив для экспортеров.

Следующее важное направление –—это зарубежные мероприятия, бизнес-миссии и коллективные стенды кубанских компаний и их продукции в рамках зарубежных международных выставок. По опыту, можно без сомнения сказать, что эти мероприятия самые интересные, востребованные и — главное —результативные, с точки зрения продвижения нашей продукции на зарубежные рынки.

Часть нашей работы заключается в поиске зарубежных бизнес-партнеров. Занимаемся мы этим как по линии торговых представительств РФ за рубежом, с которыми активно сотрудничаем, так и по линии различных других бизнес ассоциаций и объединений предпринимателей.

Также занимаемся переводческой деятельностью, помогаем при встрече иностранных делегаций, делаем перевод и адаптацию сайтов компаний на иностранные языки.

Как центр помогает представителям МСП принимать участие в деловой деятельности за рубежом?

- Несомненно, это является важной частью выхода на внешние рынки. Нужно понимать, что партнеры, которые приезжают в Краснодарский край, в большей степени заинтересованы в том, чтобы продвигать свою продукцию на рынок Кубани или вести совместную деятельность на территории края, а не закупать здесь местную. Поэтому мы организуем деловые поездки и бизнес-миссии, встречи с потенциальными партнерами за рубежом, в т.ч. в рамках посещения проходящих в стране пребывания международных выставок.

Наше второе направление деятельности за рубежом — выставочно-ярмарочная деятельность. Это, наверное, один из самых важных и эффективных видов продвижения, который доступен таким центрам, как мы. Мы организуем стенды на крупных международных выставках и предоставляем желающим предпринимателям возможность выставить и презентовать свою продукцию и услуги, а также принять участие в организуемой центром контактно-деловой бирже с зарубежными партнерами. Центр предоставляет переводчиков, поэтому фирмы могут проводить переговоры, заключать сделки и контракты.

Как поменялся вектор международной торговли? Какие рынки интереснее для малого и среднего бизнеса?

- С учетом тенденций и курса валют, мы считаем, что наиболее эффективным рынком для старта малого и среднего предпринимательства являются страны СНГ. Там узнаваем наш бренд, там помнят, знают и любят российские товары и продукты, особенно из кубанского аграрного региона. Меньше сложностей с языковым барьером, схожий менталитет, проще ведутся расчеты. В ряде стран, особенно входящих в Таможенный союз, также упрощена часть процедур по таможенному оформлению.

После того, как предприниматели освоили ближнее зарубежье, начали осуществлять экспорт, обучили сотрудников и привели товар в соответствие с необходимыми требованиями, уже можно пробовать выходить на рынки Европы или Азии (в зависимости от востребованности продукта).

Азиатский регион сейчас стоит на втором месте по перспективности для МСП. Но выйти на эти рынки без помощи очень тяжело. Мешают и языковой барьер, и большая разница в менталитете, возникают различные сложности с логистикой.

А как обстоит дело с другими странами?

- Несмотря на санкции, европейские страны активно сотрудничают с нами. Но я не могу назвать этот рынок наиболее перспективным, как и рынки Северной Америки. Играют свою роль расстояние, влияние международной политической обстановки и ряд других факторов.

Сколько компаний обратились к вам за помощью за время работы центра? Кубанские предприятия каких сегментов чаще всего решают выходить на международный рынок?

- С начала работы нашего центра к нам обратилось уже свыше тысячи малых и средних предприятий. В основном, продажей продукции на экспорт занимаются компании из сегмента пищевой промышленности. Продовольственные товары пользуются большой популярностью в странах СНГ.

Но продают за рубеж не только продукты, идут на экспорт и строительные материалы, различные изделия из камня, гипса, стекла, продукция химической промышленности, деревообработки и многое другое.

Как менялась структура компаний, которые к вам обращаются, за последние годы?

- Если говорить об изменениях, то больше стало обращаться «пищевиков» и аграриев. Но об общем объеме экспорта сложно судить, так как многие фермеры, например, не заинтересованы в том, чтобы самостоятельно экспортировать свою продукцию. Зачастую крупные компании скупают ее у них и затем уже в больших объемах продают за рубеж.

По вашему мнению, какие перспективы экспорта есть для малого и среднего бизнеса?

- Рынок экспорта малых и средних предприятий находится на стадии зарождения. Это касается не только Кубани, но и всей России в целом. И на общем фоне мы выглядим очень хорошо — Краснодарский край занимает лидирующие позиции и по объемам экспорта и по количеству занимающихся экспортом субъектов МСП, число которых стремительно растет в последние годы. В регионе за рубеж отправляют продукцию порядка 790 компаний.

Поэтому считаю, что перспективы у малого и среднего бизнеса хорошие. И это подтверждается статистикой.

Что останавливает малые предприятия от выхода на внешние рынки и что мешает им в работе?

- Прежде всего, мешает отсутствие знаний. У МСП нет информации, как выходить на внешние рынки, какие рынки перспективны, с кем общаться, как проводить деловые переговоры с зарубежными партнерами. Второй фактор — это нехватка финансов.

И третий — отсутствие покупателей. Ведь спрос на свою продукцию за рубежом надо формировать, заниматься продвижением товара и компании. Для этого нужно выезжать за границу, участвовать в выставках, коллективных экспозициях, встречаться с зарубежными партнерами, которые приезжают в регион.

Актуальные проблемы отрасли будут обсуждаться на пленарном заседании «Экспортный потенциал российского АПК: возможности и риски» в рамках Международной выставки сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции «ЮГАГРО». Выставка пройдет в ВКК «Экспоград Юг» (Краснодар) с 28 ноября по 1 декабря 2017 г. РБК Юг выступает официальным информационным интернет-партнером мероприятия.

Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Во сколько бизнесу обходятся плохие коммуникации — результат исследования
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки