Наталья Костенко: «Краснодару нужно найти баланс истории и современности»
19 февраля Консультационный научно-методический совет Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края одобрил проект предмета охраны и границ территории исторического поселения Краснодара. Ожидается, что документ, определяющий сохранение существующего облика центральной части столицы Кубани, будет принят к 1 марта 2019 года.
— Вы принимали активное участие в продвижении проекта по уточнению границ исторического поселения Краснодара. Что он собой представляет?
— Активное участие в этом процессе принимал Общероссийский народный фронт. Именно туда обратились эксперты архитектурного центра «Югреставрация», которые совместно с Южным филиалом РосНИИ культурного и природного наследия разработали проект уточнения границ исторического центра Краснодара. Они изучили текущее состояние 361 квартала, который сейчас входит в границы исторического поселения г.Краснодар, и пришли к плачевному выводу.
Было установлено, что две трети исторического центра мы уже потеряли, так как хаотичная застройка этой территории современными зданиями за последнее десятилетие полностью уничтожила самобытность и идентичность кубанской столицы.
— Какие решения были предложены для спасения оставшейся трети?
— Эксперты предложили сократить границы исторического поселения, но при этом усилить режимы охраны на оставшейся территории.
В частности, было предложено добавить к 285 зданиям, которые сегодня носят статус памятника, еще около 400 строений, которые имеют историческую значимость. Эти здания совместно с памятниками архитектуры формируют градостроительные линии и места, где еще можно почувствовать дух старинного Екатеринодара, посмотреть, каким был город в XVIII—XIX вв. В соответствии с федеральным законодательством, на них так же накладывается режим охраны, предполагающий, что дома можно реконструировать и перестраивать, но под присмотром Управления госохраны Краснодарского края.
На совещании в ОНФ сочли такой подход разумным и перенаправили проект в Управление госохраны Краснодарского края, чтобы специалисты рассмотрели данное предложение.подробнее и на более профессиональном уровне.
Отмечу, что ОНФ давно занимается проблемой сохранения исторического наследия в масштабах страны, а лидер движения — президент Владимир Путин — в последнее время несколько раз возвращался к этой проблеме.
Краснодарское отделение Народного фронта даже проводило свой мониторинг состояния исторического центра, но в разрезе сохранения памятников архитектуры, на которые наложен особый статус и особая охрана.
— Какие результаты были у этого мониторинга?
— Мы выяснили, что только 20% памятников архитектуры в центре Краснодара находятся в хорошем состоянии. При этом 10% из них оказались в плачевном — буквально на грани жизни и смерти. Есть несколько памятников, которые уже исчезли, причем никто за это так и не понес ответственности.
Результаты этого мониторинга были доложены губернатору Краснодарского края. Также была создана рабочая группа в мэрии Краснодара, задачей которой было проанализировать ситуацию.
Дополнительно при ОНФ был создан волонтерский корпус — специально, чтобы на системной основе отслеживать динамику состояния памятников в историческом центре. Кстати, в феврале этого года нашими волонтерами была выявлено ряд случаев незаконной реконструкции памятников архитектуры, которую бы никто не отследил, так как в Управлении госохраны явно недостаточно штатных единиц для этого. Наши волонтеры — большая подмога в этом плане.
— Возвращаясь к проекту уточнения границ исторического центра города… Как удалось добиться того, что он был принят?
— В первую очередь, это заслуга губернатора Краснодарского края. Вениамин Кондратьев неоднократно говорил, что нам нужно сохранить историческую часть Краснодара. Это способствовало тому, что Управление госохраны заняло более принципиальную позицию в своей работе. Благодаря поддержке губернатора общественники имеют возможность более активно будировать вопрос состояния исторического наследия Краснодара.
Проект рассматривал Консультационный научно-методический совет Управления госохраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края, куда входят эксперты самой разной направленности. Думаю, их позиция была объективной. В итоге, в Совете сочли документ квалифицированным и рекомендовали руководству Управления госохраны одобрить его в качестве проекта по корректировке границ исторического поселения Краснодара.
— Существовали ли какие-то альтернативные варианты проекта?
— Я их не видела. Со слов сотрудников Управления госохраны нам известно, что администрация Краснодара вносила некий документ под названием «Концепция развития исторической части города Краснодара».
Но даже если судить по названию, этот документ не мог быть рассмотрен Консультационным научно-методическим советом, потому что это не его профиль. Он, скорее, мог рассматриваться на Градостроительном совете при администрации Краснодара.
В любом случае, по нашим данным, этот документ был отозван спустя некоторое время. Проект, внесенный ОНФ, был официально опубликован на сайте Управления для широкого ознакомления (что важно), и с этой точки зрения альтернативы ему представлено не было.
— Есть ли у вашего проекта отрицательные стороны?
— Есть только один негативный момент — мы вынуждены сокращать площадь исторического поселения, изначально установленную в 90-е гг. прошлого века. Но в этом виноваты не эксперты, выявившие утрату двух третей исторического поселения, а, наверное, предыдущие руководители муниципалитета, которые позволили варварским образом перекраивать центр города.
Специалисты постарались сделать все, чтобы Краснодар смог сохранить статус исторического поселения, так как по большинству из 14 критериев он уже не подходил. Именно для этого были внесено предложение по расширению охраны дополнительно для более чем 400 зданий.
Задача людей, которые на самом деле любят Краснодар, — не допустить, чтобы был уничтожен исторический центр города. Потому что тогда Краснодар перестанет быть столицей Кубани, казачьего края, потеряет свою идентичность и туристическую привлекательность. А ведь именно туризм является второй по значимости отраслью экономики Краснодарского края.
— Какие вы еще видите способы сохранения исторического наследия города?
— Закон определил все возможные способы сохранения исторического наследия. Главное — это исполнять закон и стараться, чтобы он работал.
При этом Управлению госохраны все же нужно более активно выстраивать отношения с собственниками памятников, чтобы те тоже понимали, что они владеют не каким-то старьем, а инвестиционно-привлекательным объектом. Нужно просто рассказать им, как развивают экономику другие города России и зарубежья, сохраняя эти здания.
Например, в исторической части Уфы сделали полноценный деловой центр — не из высоток, а именно из исторических зданий. По этому же пути идет Москва, где весь центр состоит из исторических зданий, которые не сносят. У аварийных домов, не являющихся памятниками, оставляют фасады и перестраивают все остальное. Формируют туристические улицы для прогулок и экскурсий по старинной Москве, которые привлекают гостей со всей страны.
Кроме того, Москва не сносит даже старые заводы и здания трамвайных депо, а создают из них деловые центры, коворкинги и креативные выставочные пространства. Самый яркий пример — фабрика «Красный Октябрь».
А у нас подход такой, что нужно все обязательно снести и построить сомнительные с точки зрения архитектуры и комфортности проживания высотки, под которые в центре города нет необходимой инфраструктуры.
В целом, нужно шире смотреть на вопросы развития Краснодара. Это не значит, что на современном этапе нужно что-нибудь построить на месте старой застройки. Размещение объектов необходимо планировать, исходя из комплексного подхода в развитии транспортной, социальной и деловой инфраструктуры, с учетом понимания демографических перспектив региона и роли того или иного города в экономического развитии территории. У нас же планируются многоэтажные стройки в центре даже без понимания, куда от этих домов отводить канализацию.
Краснодару, безусловно, нужна стратегия развития. В ней должен быть найден баланс между историей и современностью, должно быть понятно, каким с точки зрения функциональности мы хотим видеть каждую территорию — это жилой микрорайон, туристическая, административная, деловая зона? А главное, намерены ли мы сохранить лицо Краснодара как исторической столицы Краснодарского края.?Или это просто южный город, где живут люди, приехавшие сюда со всей страны и не имеющие никакого отношения к историческим корням региона?
В этом наш долг перед теми, от кого мы наследовали эту землю, и новыми поколениями кубанцев, кому мы ее в дальнейшем передадим.