PROТуризм, 24 июн, 15:07

Ксения Титова: Туристическую нагрузку Юга необходимо перераспределять

Читать в полной версии
Фото: личный архив

Совокупный турпоток в Краснодарский край, Ростовскую область и Адыгею к 2030 году может вырасти в 1,5 раза, однако нагрузка на черноморские курорты Кубани уже сегодня слишком высока. О том, как перераспределить турпоток и какие виды туризма смогут развиваться в Приазовье, в интервью РБК Краснодар рассказа руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) Ксения Титова.

— «ПроГород» в 2024 году планировал приступить к разработке мастер-планов шести макротерриторий, в числе которых был указан «Восточный юг России». Планировалось, что в него войдут три региона: Краснодарский край, Ростовская область и Адыгея. Началась ли работа над этим проектом?

— С конца 2021 года мы занимаемся разработкой схем развития туризма макротерриторий по нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» и госпрограмме «Развитие туризма» под кураторством Минэкономразвития России. У нас на уровне страны определено 12 макротерриторий, которые объединяют 52 субъекта федерации и, по сути, формируют ключевой туристический потенциал России. Восточный Юг России — один из трех проектов, которые мы разрабатываем на юге страны. Наша работа состоит из двух этапов – аналитики и стратегии. На данный момент у нас завершается этап комплексного анализа.

Туристическая схема (мастер-план) — это комплексный документ на стыке стратегического социально-экономического и пространственного планирования. В нем учитываются все природные, социально-экономические, историко-культурные и инфраструктурные особенности территории. Документ позволяет комплексно развивать туризм в определенных регионах.

— Каков на данный момент туристический потенциал Кубани, Ростовской области и Адыгеи?

— Сегодня, по нашим оценкам, более 20 млн турпоездок в год приходятся на эту макротерриторию (1/4 турпотока страны). Порядка 80% из них — это Краснодарский край. За последний год Республика Адыгея показывает очень серьезное увеличение турпотока. Мы оцениваем его в 423 тыс. турпоездок сейчас, в два раза больше, чем в прошлом году. В Ростовской области потенциал тоже огромный благодаря федеральной трассе М-4 «Дон». Мы подсчитывали количество туристов, которые прибывают в Крым, Краснодарский край и на Кавказ по М-4 — это более 7 млн транзитных туристов.

— Как разработка и внедрение мастер-плана повлияют на туристический поток макрорегиона в ближайшие годы?

— Наши финальные оценки мы сможем дать к концу года, после завершения этапа стратегии, которые включает прогнозирование туристического потока. По нашим прогнозам, которые будут уточняться, число турпоездок достигнет 30 млн в 2030 году. Это существенная цифра. По сути, полуторакратный рост относительно сегодняшних показателей и одна пятая от федеральной цели в 140 млн поездок в 2030 году. Президент РФ Владимир Путин озвучил, что сегодня у нас 83 млн поездок по стране, но до 2030 должно стать 140 млн.

— Судя по опыту разработанных «ПроГородом» мастер-планов, обычно макротерриториия охватывает один из наиболее популярных видов туризма. Какие виды туризма наиболее перспективны на Восточном Юге России?

— Думаю, я никого не удивлю — это пляжный туризм. Около 30% потока ездит за пляжным отдыхом разного формата. Азовское море больше подходит для семейного отдыха. В Краснодарском крае вариативность намного выше. Он самый крупный и разнообразный с точки зрения ландшафта. Мы проанализировали больше 3,5 тыс. точек притяжения, которые сегодня есть на территории трех регионов, из них 70% — это Краснодарский край.

Следом за пляжным отдыхом идет познавательный туризм. Это и памятники археологии, и места, связанные с историческими личностями, которые являются выходцами из регионов. Также я отдельно выделю винный туризм, который набирает обороты. В прошлом году, по нашим оценкам, 1 млн туристов посетил винодельни Восточного Юга.

Интересный трек — сельскохозяйственный туризм. Потенциал направления пока недостаточно раскрыт из-за нормативных сложностей. Сельхозпроизводители на данный момент не могут строить объекты размещения у себя на территории, а 70% совокупной выручка должно достигаться за счет сбыта с/х продукции, а не оказания туристических услуг.

И еще отдельный один тренд — бальнеология (оздоровительный туризм). Около 20% номерного фонда в макротерритории — это санатории, в числе которых особенно развиты детские санаторно-курортные комплексы в Анапе. Оздоровительный туризм представляет большой интерес с точки зрения круглогодичного формата отдыха, потому что санаторий не зависит от того, теплое море или нет.

— Как будет идти развитие номерного фонда макротерритории с ростом турпотока?

— Совокупно к 2030 года запланировано около 45 тысяч номеров, даже без наших предложений в составе схемы, так как в трех регионах реализуется большое число инвестпроектов. При этом номерной фонд макротерритории уже сегодня огромный. Это, по сути, одна пятая всего номерного фонда страны — порядка 237 тыс. номеров. Существенный вклад в емкость средств размещения юга страны обеспечит разрабатываемый сейчас федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал», который будет направлен на создание круглогодичных морских курортов по поручению Президента. Два крупнейших южных курорта — Каспийский кластер в Дагестане и Новая Анапа в Краснодарском крае – совокупно смогут принять более 2 млн туристов к 2030 году.

Параллельно реализуется очень большое количество инвестпроектов. Нашей задачей было понять, как более равномерно распределить туристический поток по территории Восточного Юга. Сегодня Черноморское побережье в Краснодарском крае перегружено очень сильно. Мы с помощью космоснимков и больших данных за 2023 год посчитали загруженность пляжей и проанализировали потоки. У нас получилось в некоторых локациях порядка 6-7 человек на 10 кв. м. Там очень серьезная плотность в сезон. Чтобы такого не происходило, необходимо нагрузку перераспределять. Здесь большой потенциал имеют горные районы.

— В мае текущего года Агентство стратегических инициатив представило президенту России Владимиру Путину стратегию развития Приазовья как макрорегиона, включающего Краснодарский край, Ростовскую область, Республику Крым, ДНР, Херсонскую область, Запорожскую область и ЛНР. В связи с этим, планируется в дальнейшем создание мастер-плана для развития туризма на Азовском побережье?

— На Азовском побережье действительно сейчас огромная активность с точки зрения планирования развития этой территории, не только туристического, но и комплексного. Туризм пока не является одним из главных приоритетов, если мы говорим о присоединенных территориях. Наша основная задача сейчас — обеспечить инфраструктурную связанность с новыми регионами, в том числе через Ростовскую область, в которой замкнется круговой маршрут – «Азовское кольцо».

Здесь важно учитывать возможность экономии ресурсов на логистике. Если мы говорим про круговой маршрут, он позволит связать все прибрежные территории. Но если мы говорим о морских перевозках, то курсирование рейсов по Азовскому морю позволит существенно сократить транспортное плечо между многими населенными пунктами, которые находятся на Азовском побережье: например, маршрут Бердянск – Приморско-Ахтарск по воде – всего 130 км вместо 520 км по суше.

— Если все же оценивать туристические перспективы Приазовья – какие виды туризма, на ваш взгляд, должны там развиваться?

— В проекте «Пять морей и озеро Байкал» один из курортов предусмотрен в районе новых территорий, и хотя пока планы по нему малоизвестны, очевидно, это будет крупный курортный кластер. Поскольку при разработке турсхем мы всегда учитываем транспортную связанность регионов и турпотоки между ними, для нас особое значение будет играть развитие круизного судоходства на Азовском море, развитие сети причалов и марин. Например, концепция развития яхтенного туризма на Азово-Черноморском побережье и в Краснодарском крае предполагает на Черноморском побережье Кубани создать четыре новые марины. То есть направление яхтенного и круизного туризма тоже имеет большой потенциал, особенно в развитии связки Черного и Азовского морей.

Pro
«Синдром Лебовски». Почему мужчины на Западе отказываются работать
Pro
БАД от старости: что такое NMN и стоит ли его принимать
Pro
«Мужчины создают послушных подруг». Как ИИ и VR помогают заменить женщин
Pro
Спасут ли валютные облигации и флоатеры от инфляции и в чем риски
Pro
Что делать, если ребенка буллят: подробная инструкция
Pro
Быстрее Nvidia: как любимый бренд одежды Хемингуэя восстал из пепла
Pro
Сбербанк оценивает IТ-специалистов всего за один день. Как все устроено
Pro
Многокурсие: будут ли рубль рассчитывать так же, как иранский риал