Иван Перонко: второй Олимпиады не будет, но будут другие знаковые проекты
Иван Александрович, через несколько дней в Сочи стартует инвестиционный форум. Расскажите, пожалуйста, какой портфель проектов планирует представить на форуме Краснодарский край? Можно ли говорить о том, что сейчас регион уходит от мега-проектов и представляет больше инвестиционных предложений для малого и среднего бизнеса?
На сегодняшний день сформирована единая информационная система: более 1800 инвестиционных предложений Краснодарского края во всех сферах экономики региона. В нее входит 900 проектов общей стоимостью около 500 млрд руб. и 950 площадок общей площадью более 8 тыс. га. Все они будут представлены на международном инвестиционном форуме «Сочи-2015». В нашем инвестиционном гипермаркете достаточно много предложений для среднего и даже малого бизнеса. Все они будут представлены на стендах наших 44 муниципалитетов, которые традиционно активно участвуют в работе форума в Сочи. Мы продолжаем работать над тем, чтобы инвестиционный поток направлялся во все города и районы края.
То есть мега-проектов, сравнимых с подготовкой к Олимпиаде, в ближайшее время в крае не предвидится?
Второй Олимпиады у нас, конечно, не будет. Но в ближайшие годы край станет площадкой для реализации целого ряда других знаковых для страны проектов. Полным ходом идет подготовка к проведению Кубка Конфедераций 2017 года, Всемирных военных игр 2017 года, чемпионата мира по футболу 2018 года. Началось строительство подходов к мосту через Керченский пролив, которое, как вы понимаете, ведется на территории Краснодарского края. Уже утвержден проект обхода Краснодарского железнодорожного узла, предусматривающий финансирование из федерального бюджета в размере 88 млрд рублей. Этот проект очень важен для Краснодарского края. Он позволит увеличить пропускную способность железнодорожной сети в направлении Тамани и Новороссийска и разгрузит существующую железную дорогу, которая проходит через Краснодар. Строительство планируется завершить в 2018 году. Есть и другие крупные инвестиционные проекты в транспортной сфере: строительство системы газопроводов «Южный коридор», нефтяной трубопроводной системы «Юг», расширение трубопроводной системы «Тенгиз-Новороссийск», а также строительство сухогрузного района морского порта Тамань.
Определены стратегические проекты в туристском комплексе - туристско-рекреационный кластер «Абрау-Утриш» (Новороссийск и Анапа), комплексное развитие сети автотуристских кластеров (Горячий Ключ, Туапсинский район и Геленджик). И, конечно же, мы реализуем программу дальнейшего использования олимпийского наследия – инфраструктуры и спортивных сооружений.
Но все это – перспективы, пусть и ближайшие. А как сегодня складывается ситуация? Власти края изначально давали прогноз по снижению инвестиционной активности в 2015г. по сравнению с олимпийскими 2013-2014годами. Как повлиял на этот прогноз нынешний кризис?
Действительно, «инвестиционный максимум» пришелся на 2013 год: объем инвестиций в Краснодарский край превысил 955 млрд руб. В 2014г. наблюдалось снижение - объем инвестиций составил 693 млрд руб. В I полугодии 2015г. в экономику края инвестировано почти 200 млрд. рублей инвестиций - на 40 % меньше, чем в январе-июне 2014г. По общему объему привлеченных инвестиций в I полугодии 2015 года среди субъектов Российской Федерации Краснодарский край занял 5 место, пропустив вперед Москву, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Республику Татарстан. В Южном федеральном округе Краснодарский край сохраняет лидерство – доля нашего региона в общем объеме инвестиций по-прежнему составляет 60%.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в первой половине 2015 года на территории Краснодарского края реализовано 22 крупных (стоимостью более 100 млн. рублей) инвестиционных проекта на общую сумму 25,6 млрд. рублей. В результате создано 1,4 тыс. рабочих мест, а годовые налоговые поступления во все уровни бюджета от созданных производств оцениваются почти в один миллиард рублей. Мы рассчитываем, что до конца 2015 года завершится реализация еще 45 крупных проектов на общую сумму 54,4 млрд рублей. Инвесторов по-прежнему привлекают сельское хозяйство края, возможности инвестировать в обрабатывающие производства, транспорт и связь. К концу года, несмотря на все кризисные явления, мы рассчитываем выйти на объем инвестиций 500-550 млрд рублей.
Объем ВРП Краснодарского края в январе-августе 2015г. снизился на 3,5% к аналогичному периоду предыдущего года. ВВП России за этот же период уменьшился на 3,6%. Доходы консолидированного бюджета Кубани за 8 месяцев 2015г. составили 131,3 млрд. рублей. Прироста к аналогичному периоду 2014г. – 1,1%.
А какие преференции для инвесторов действуют сегодня в крае?
Прежде всего, мы предоставляем льготы по налогу на имущество для инициаторов инвестпроектов. Также в крае для ряда промпроизводств снижается налог на прибыль до 13,5% в пределах окупаемости инвестпроектов. Кроме того, мы предоставляем инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль, выдаются региональные субсидии для компаний, реализующих инвестиционные проекты, одобренные администрацией края.
И наш опыт показывает, что такая государственная поддержка инвесторов окупается сторицей. С 2012 года администрацией края одобрено 39 инвестиционных проектов с общим объемом капитальных вложений более 418 млрд. руб. За три года сумма льгот составила более 6 млрд руб. При этом поступления от хозяйствующих субъектов, созданных в результате реализации этих проектов, в бюджет края до 2018 года составят более 50 миллиардов.
Что предпринимают власти региона для улучшения инвестиционного климата в регионе?
Сегодня ни один закон или другой нормативный акт, регулирующий экономическую деятельность, у нас в крае не принимается без обсуждения и учета мнения предпринимателей. И практику Краснодарского края по проведению оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития РФ признало одной из лучших в стране. В Рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в регионах Кубань - в тройке лидеров.
Краснодарский край одним из первых в стране внедрил «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», разработанный «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
Контроль за тем, как применяется этот стандарт, ведет одновременно и рабочая группа представителей органов власти края «Проектный офис», и экспертная группа представителей инвесторов и объединений предпринимателей региона.
В разработке принятой в прошлом году инвестиционной стратегии края до 2020г. участвовали и отраслевые эксперты, и бизнес-объединения. Именно они определяли основные задачи власти, принципы взаимодействия с бизнес-сообществом, гарантии прав и меры государственной поддержки инвесторов и предпринимателей. Сегодня вместе с бизнес-сообществом мы формируем инновационную стратегию Кубани. Ведь инновационные технологии жизненно необходимы для реализации программ импортозамещения, успешного развития АПК, транспортного и строительного комплексов и, конечно же, промышленности края.
Недавно в Краснодаре представили новая концепция инновационного развития региона. В чем ее суть? И как будут поддерживаться инновации?
Кубань имеет огромный инновационный потенциал. Это признают не только наши, но и федеральные эксперты. Проблема в том, что этот потенциал не используется в полной мере. В крае есть сильные научно-исследовательские и конструкторские организации, научно-технические подразделения на промышленных предприятиях, образовательные учреждения и консалтинговые центры. Но нет прочной связи науки и производства. Нет инновационной инфраструктуры.
Вот и получается, что сегодня доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте края составляет всего 14,5%, в то время как в Южном федеральном округе - 16,7%, в среднем по России - 19,8%, а в отдельных регионах, таких как Санкт-Петербург, Нижегородская, Кировская, Тульская, Ульяновская области, превышает 30%.
Очевидно, что такое положение дел надо менять. И это не просто желание краевых властей. Это задача, поставленная Президентом России в 2012 году в одном из его «майских указов».
И как краевые власти будут обеспечивать инновационный прорыв? Уже к 2018 году Кубани необходимо увеличить долю высокотехнологичных производств как минимум до 16,5%...
Будем объединять все имеющиеся в крае субъекты инновационной деятельности, вести системную работу по развитию инновационной среды и региональной инфраструктуры. Другого пути просто нет. Без инноваций сегодня невозможно устойчивое развитие экономики и тем более - экономический рост.
Планируется создать Региональный инновационный центр (РИЦ). На его базе возникнут объекты инфраструктуры: инновационный бизнес-инкубатор, инжиниринговый центр, центр прототипирования, центры молодежного инновационного творчества.
РИЦ будет сопровождать кубанских инноваторов от генерации идеи до практической реализации проекта, оказывать помощь в коммерциализации, апробации исследований, привлечении дополнительного финансирования от институтов развития и инвесторов, определять направления инновационных разработок на основе заказов от бизнеса.
Кроме того, планируется создание Инновационного интернет-портала Краснодарского края, на котором будут размещаться проекты инновационных разработок. Также будет создан совет при главе администрации края по инновационному развитию.
Мы будем активно сотрудничать с федеральными институтами развития, чтобы привлекать финансовые ресурсы и новые технологии в экономику Кубани.