Краснодарский край, 24 дек 2021, 08:47

Александр Трембицкий: «На Кубани сфера ТКО радикально изменится к 2024г.»

Вице-губернатор Кубани Александр Трембицкий в интервью РБК ТВ Кубань – о развитии инфраструктуры, экспортном потенциале, «мусорной революции» и том, есть ли в регионе энергодефицит
Читать в полной версии
(Фото: РБК Краснодар)

— Власти Кубани осенью 2021 года заявили, что в ближайшее время планируют увеличить сеть зарядок для электромобилей в 2,5 раза и построить дополнительно 124 станции. Как будет идти реализация проекта и определены ли уже площадки под них?

— Мы действительно планируем до конца 2024 года увеличить количество зарядных станций на территории края ровно до той максимально потребности, которая на тот момент у нас рассчитана. Одним из ключевых инвесторов выступит компания «Россети Кубань».

Количество электромобилей растет в геометрической прогрессии. Но пока что инфраструктура в России не может обеспечить беспрепятственное движение электромобилей из точки А в точку Б даже в рамках одного региона. Пересечь Краснодарский край на среднестатистическом электромобиле пока что невозможно.

Поэтому Кубань включили в число восьми пилотных регионов, где в рамках федеральной программы построят минимум 124 зарядные станции. Их расположение продумано так, чтобы человек мог беспрепятственно передвигаться по территории края. Мы понимаем, что эта инфраструктура должна быть расположена либо на объектах придорожного сервиса, либо на развлекательных площадках, либо на территории общепита, где человек останавливается по пути.

Назвать конкретные места я пока не могу, потому что это будет зависеть от ряда факторов, в частности, от существующей инфраструктуры «Россетей». Они свою сеть знают гораздо лучше, понимают, где у них есть свободные мощности.

— Во сколько обойдется реализация проекта?

— Пока что преждевременно давать оценки по стоимости проекта, потому что она будет зависеть от многих факторов, начиная от цены земельного участка, если его придется вдруг выкупать, до точки подключения и ее удаленности от электростанции. Но уже сейчас мы можем сказать, что инвестиции будут исчисляться десятками миллиардов рублей.

— Еще одна инфраструктурная тема — это метановые заправочные станции. Кубань лидирует по объемам потребления этого топлива, но инфраструктура сильно отстает. Как решается этот вопрос?

— Количество метановых заправок на территории Краснодарского края крайне недостаточное сейчас. К сожалению, последние полтора года мы видим тенденцию сокращения личного транспорта, который использует метан, как топливо. Основная причина — не хватает инфраструктуры.

В этой части регион принимает активное участие в федеральной программе по развитию газомоторного топлива. На следующий год запланирован ввод в эксплуатацию 20 заправочных станций. То есть мы удвоим их количество на территории края. И на перспективу до конца 2024 года должны довести количество метановых заправок минимум до 90.

Логика точно такая же, как в случае с электротранспортом — человек, который владеет автомобилем, который ездит на метане, должен беспрепятственно передвигаться по территории региона, имея возможность заправлять автомобиль ровно там, где ему удобно.

Но тут есть своя проблематика, модернизация газотранспортной инфраструктуры отстает от роста объемов потребления, мощностей не хватает. Мы были вынуждены перенести на последующие периоды ввод в эксплуатацию 10 метановых станций.

Изначально на модернизацию заложили одни суммы, но по факту требуется в 2-3 раза больше. Поэтому губернатор региона подписал план по газификации региона на 2021-2025 гг., который снимет инфраструктурные ограничения.

— Ограничение выездного туризма привело к росту турпотока внутри страны. Это стало фактором, увеличившим нагрузку на автодорожную сеть, особенно ту, которая ведет к Черноморскому побережью и Крымскому мосту. Что будет делаться для увеличения их пропускной способности?

— Только за три месяца летнего курортного сезона этого года через Темрюкский район проехало 2,3 млн автомобилей. Это колоссальная цифра и колоссальная нагрузка, в том числе на улично-дорожную сеть наших населенных пунктов. Поэтому стоит задача увести весь транзитный транспорт за пределы населенных пунктов, в первую очередь, Краснодара и, естественно, населенных пунктов, которые расположены по пути к Крымскому мосту. Поэтому строится несколько обходов. Ведутся работы по строительству Дальнего Западного обхода города Краснодара, который является частью транспортной артерии, которая будет направлена в сторону Крымского моста.

Плюс ко всему у нас есть дороги на Анапу, Новороссийск, транзитный грузовой транспорт, который идет в портовую часть Краснодарского края. Огромный объем грузооборота и товарооборота проходит через Новороссийский и Таманский порты.

Поэтому сейчас совместно с федерацией мы также ведем работы по строительству подходов к Новороссийску и обхода населенных пунктов Крымска, Славянска-на-Кубани.

— В Краснодарском крае большой упор делается на наращивание экспортной составляющей. Но, как вы сказали, это неизбежно приводит к росту нагрузки на дорожную сеть. Что планируется в этом плане? Будет ли расширяться сеть железных дорог?

— Не так давно в Новороссийске была уже реализована первая часть проекта по обходу города транзитным транспортом, который идет на зерновой терминал. В ближайшее время будет реализована вторая часть проекта.

В части планов компании РЖД мы довольно тесно взаимодействуем, работаем. Они уже ведут реализацию некоторых проектов по увеличению пропускной способности железнодорожных путей на пути к Краснодарскому краю. Более того, у нас есть еще одна проблема, о которой мало кто говорит — железные дороги вынуждены в пик в летний сезон отдавать приоритет пассажирскому поезду в ущерб грузовому.

Соответственно, где-то нарушаются сроки поставок, у кого-то и контракты срываются, они несут убытки, штрафные санкции и так далее. В этой части мы также работаем совместно с РЖД. Те мероприятия, которые они проводят и в направлении Таманского полуострова и в направлении порта Новороссийска на перспективу ближайших двух лет позволят увеличить пропускную способность и снять те ограничения, которые есть сейчас на жд транспорте.

— Краснодарский край традиционно входит в топ-3 региона по энергодефициту. Все те проекты, которые вы упоминали, увеличат потребление электроэнергии. Как решаются эти вопросы?

— Как такового энергодефицита на Кубани нет. Единая энергосистема страны рассчитана таким образом, чтобы не делать собственную генерацию в каждом регионе, это очень дорого и влияет на тариф. У нас собственной генерации под 2 гВт, а потребление примерно в 3-4 раза больше, а летом в пике показатель достиг без малого 6 гВт.

Но за счет перетоков из соседних регионов как такового энергодифицита нет. Страдает у нас доставка энергии до конечного потребителя. Проблему создают изношенность сетей и оборудования. Постепенно она решается. Давайте сравним лето 2020 года с летом 2021 года. В 2020 году пик потребления был значительно ниже, но мы имели колоссальную проблему по Краснодару, когда в Юбилейном микрорайоне люди оставались без света по 3-4 суток.

Была проведена колоссальная работа «Россетями», «НЭСКом», министерством ТЭК и ЖКХ, руководством города по изменению в том числе, где это необходимо, схем энергоснабжения. И в 2021 году мы такой проблемы не получили. У нас были локальные отключения в пиковые нагрузки, небольшие и непродолжительные.

В этом как раз и кроется ключ к пониманию проблематики энергосистемы региона. Нам нужно строить электроподстанции, модернизировать сети, увеличивать пропускную способность энергетических сетей в муниципалитетах и городах. Работа ведется перманентно, мы темпы наращиваем ежегодно. Здесь и ПАО «Россети» корректируют свои инвестпрограмму, согласовывают ее с нами для того, чтобы расшивать в первую очередь самые узкие места, а потом давать возможность подключения новых потребителей. Подключение новых потребителей — это дальнейшее развитие региона, промышленного и экспортного потенциала.

Каждый вновь пришедший на территорию региона инвестор в первую очередь задается двумя вопросами — земельный участок и энергетика. Если мы можем обеспечить ему эти два пункта, то инвестор останется здесь. Сейчас мы делаем все, чтобы это обеспечить, федерация нам в этом очень помогает. На территории Крымского района строится ТЭС «Ударная», которая строится для компенсации и сбалансированной работы всей энергосистемы. Нельзя сказать, сколько она даст электроэнергии в края, в Крым или в соседний регион. Она призвана обеспечить стабильные перетоки между регионами.

— Осенью 2021 года появилась информация о том, что президент РФ Владимир Путин одобрил строительство двух мусоросжительных заводов на территории Краснодарского края. Как вы оцениваете перспективы этого проекта? И что в целом происходит в сфере ТКО Кубани?

— Говорить о том, что президент одобрил строительство мусоросжигающих заводов на территории Краснодарского края, я бы не стал. Президент сказал, что он согласен с необходимостью проработать концепцию. Чем мы сейчас с «РТ-Инвест» и занимаемся.

Это сложный вопрос. Во-первых, с точки зрения общества, так как может вызвать социальное напряжение в радиусе сотен километров вокруг того участка, который мы определим под строительство. Во-вторых, это момент, который тонко пересекается с энергетикой. Процесс мусоросжигания подразумевает выработку электричества и передачу ее либо какому-то соседнему потребителю по своему договорному тарифу, либо выдачи ее в оптовую сеть.

Коллеги из компании пробыли полторы недели на территории региона и увидели все объекты, которые связаны с обращением отходов. Они провели аналитику, предложили концепцию. Я думаю, до конца года будет принято окончательное решение. Но пока об итогах говорить преждевременно.

Сейчас у нас есть 14 лицензированных полигонов, 14 объектов сортировки, перегрузки. Но вынужден констатировать, что этого недостаточно. Мы охватываем сортировкой чуть больше 1,2  млн тонн в год при образовании свыше 2,5 млн отходов. С пандемией объем вырастает колоссально. Увеличивается турпоток, идет миграция.

Есть поручение президента, которое заложено в нацпроект — весь объем отходов, который образовался на территории края, должен пройти сортировку. Нужно отобрать по максимуму вторичные материальные ресурсы и направить на дальнейшую переработку. То, что невозможно переработать, только это возможно захоронить. Сейчас технологии позволяют захоранивать 50% объема. Это будет серьезным достижением. Сейчас на захоронение отправляется 97-98%, практически все. Мы отбираем на переработку мизерные показатели.

Мы пытаемся сейчас вернуть в оборот те земли, которые ранее были захламлены мусором — это старые, несанкционированные свалки, старые закрытые полигоны. На эти цели в краевом бюджете предусмотрели более 100 млн рублей. В следующем году мы уже по четырем объектам должны зайти за финансированием федеральным и получить деньги именно на процесс рекультивации. мы планируем начать в Краснодаре, Славянске-на-Кубани, в Горячем Ключе. Готовим проекты и на Белореченск, и на Динскую.

Мы понимаем, что в отрасли ТКО наша работа не сильно видна широкой общественности, население заметило повышение тарифа. Но произошло это потому что раньше услуга не считалась коммунальной и не была обязательной для уплаты. Сейчас тариф экономически обоснован.

— Сколько времени займет переход на полную сортировку мусора?

Изменение системы обращения с ТКО мы называем реформой, хотя, по сути, она является революцией. Мы на законодательном уровне разрушили до основания то, что у нас было раньше, ввели институт регоператорства. Отрасли обращения с отходами на территории страны не было никогда. Это была отрасль «собери и закопай». Запустили процесс с пониманием того, что теперь мы должны менять все, включая сознание человека.

Процесс идет гораздо быстрее, чем я ожидал. В Европе к сортировке шли несколько десятилетий. Мы, я думаю, уложимся лет в пять, начиная с 2019 года. К концу 2024 году мы придем к действительно новой системе.

Pro
«Русская рулетка»: как рассчитаться с китайцами — 5 схем
Pro
Как снизить налоговую нагрузку и авансовый НДС при импорте из Китая: кейс
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
Чат-бот в каждый дом: зачем бигтехам масштабная ИИ-революция
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха
Pro
Ребрендинг: когда можно обойтись без смены айдентики
Pro
Корпорации уже установили тотальный контроль над нами. Дальше будет хуже
Pro
У судей новая позиция по крупным сделкам. К чему готовиться компаниям