Дмитрий Анфиногенов: «Красную Поляну после карантина ждет перезапуск»
Курорты горнолыжного кластера Сочи приостановили свою деятельность с 28 марта из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Прекратилась работа горнолыжных трасс, служб инструкторов, пунктов проката и ски-сервисов, а также всех обслуживающих и развлекательных сервисов и услуг для гостей. Также была приостановлена деятельность торгово-развлекательных центров, а рестораны, кафе и бары начали работать только на вынос и доставку.
В Краснодарском крае с 31 марта действует режим карантина, который был продлен до 6 июня. При этом регионе уже началось поэтапное снятие ограничений. Губернатором Кубани было анонсировано открытие санаториев с медицинскими лицензиями с 1 июня 2020 года, однако окончательное решение будет принято в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки.
Карантин пришелся не на летние месяцы, а на межсезонье, когда людей на курортах меньше. Смягчило ли это ситуацию для бизнеса?
— Сезонность имеет влияние на традиционный отдых у моря, большинство других направлений курортного сектора от нее уже практически не зависят. Например, на горный курорт Красная Поляна гости приезжают круглый год — несмотря на то, что у него изначально горнолыжный профиль.
Наоборот, все последние годы и владельцы заведений, и власти много сделали для того, чтобы отдых в Сочи в межсезонье был востребованным. Да, весной и осенью активность ниже, но полного простоя никогда не было, всегда были отдыхающие.
Что касается игорной зоны «Красная Поляна», то у нас поток гостей был всегда, независимо от времени года.
Что ждет горнолыжный кластер Сочи после двух месяцев простоя?
— Перезапуск. Экономика любой компании — это не вода в кране: закрыл — остановилась, открыл — потекла. Придется тратить колоссальные усилия, как денежные, так и интеллектуальные, чтобы восстановить все экономические связи. Предстоит огромная работа, и не только внутри нашей страны, но и на межгосударственном уровне.
Как пандемия коронавируса и введенный карантин повлияли на работу игорной зоны?
— На данный момент компания несет колоссальные финансовые убытки. Начиная с последней недели марта, наша выручка упала до нуля, а основную часть обязательств, как правило, никто не отменял.
Несмотря на то, что нам удалось добиться отсрочек по кредитам и взаиморасчетам с партнерами, есть еще и ответственность перед сотрудниками, которые нуждаются в финансовой поддержке, чтобы прожить этот непростой период.
Какие основные затраты пришлось оставить, а что удалось сократить ради экономии средств?
— В период самоизоляции первоочередной задачей игорной зоны «Красная Поляна» является сохранение персонала. Для этого необходимо стабильно выплачивать заработную плату — хотя и сниженную, чтобы сотрудники смогли продержаться этот непростой период. При этом часть специалистов продолжает свою работу удаленно, что также влияет на размер выплат.
До приостановки деятельности в штате компании числилось около 1600 человек, к началу мая в команде решили остаться около 95%. Сотрудникам были предоставлены льготные условия проживания на время карантина.
Наша компания получила отсрочки по заемным платежам и кредитным обязательствам, была достигнута договоренность о льготном периоде с нашими партнерами — поставщиками и подрядчиками.
Дальше многое зависит от того, какую политику выберет государство.
В основном меры поддержки, озвученные властями, рассчитаны на малый бизнес, т.к. у крупных компаний достаточный «запас прочности». Так ли это?
— На днях мне удалось пообщаться с заместителем председателя комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергеем Кривоносовым. Он заверил, что на ближайшем совещании по мерам поддержки будут рассмотрены все предложенные инициативы. Теперь ждем закрепления на законодательном уровне.
Мы писали письма в различные инстанции: Федеральное агентство по туризму; Министерство курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края; Министерство экономического развития Российской Федерации; премьер-министру.
Мы говорили о том, что государство потеряет больше, если крупный бизнес начнет «схлопываться». Это и снижение налоговых поступлений, и огромное количество безработных граждан. Меры поддержки нужны любому бизнесу!
Обращались ли вы к властям с запросом на поддержку? О чем просили и какой ответ получили?
— Мы общались к заместителю министра экономического развития Сергею Галкину и руководителю Федерального агентства по туризму Зарине Догузовой, но окончательного ответа пока не получили.
Игорный бизнес зависит в нашей стране от различных факторов и решений всего государственного аппарата. Поэтому и инициативы были предложены индивидуальные, в зависимости от инстанции.
Какие меры поддержки помогли бы в данной ситуации? Что хотелось бы получить?
— Для нашей сферы уже действуют каникулы по оплате налога на игорное оборудование, но мы надеемся, что будут добавлены льготы, которые сохранятся до конца этого года. Снижение ставок налога на ФСС, например.
Помимо этого, еще до введения карантина мы ждали внедрения системы электронных виз и упрощенного визового режима с рядом стран, а также снижения бюрократии при организации международных авиарейсов. Это важные меры, которые помогут привлечь большой иностранный поток туристов после открытия границ и ускорят процесс реабилитации всего туристического сектора.
В целом, на мой взгляд, нужен целый комплекс глобальных мер, который касается не только игорного бизнеса, но и всего сектора потребительских услуг. Но все зависит от решения правительства.