Симон Черепнин: «Кубанские виноделы привыкли к стрессам»
— Как в 2022 году обстоит дело в сфере виноградарства и виноделия?
— У нас закончилась весенняя закладка виноградников. При плане в 1,5 тыс. га уже заложили 830 га. Рассчитываем его перевыполнить и заложить в этом году 1,6-1,7 тыс. га.
Что касается виноделия, объем производства за четыре месяца 2022 года вырос по сравнению с прошлым годом на 14%, в том числе на 7% — тихие вина, на 30% — игристые вина.
— По оценкам Роскачества, в ближайшее время будет идти активное замещение импорта в сегменте игристых вин. Какой потенциал в этом направлении есть?
— Действительно, за последние годы наблюдается рост производства шампанского. В прошлом году он в этом сегменте составил порядка 22%. В этом, думаю, будет не меньше. Основные винодельческие предприятия устанавливают дополнительно линии по производству шампанского и игристых вин, потому что они пользуется спросом в России.
Кроме «Абрау-Дюрсо» очень хорошие игристые вина производят «Фанагория», «Кубань-Вино». Предприятие «Олимп» в этом году планирует начать установку линию розлива шампанского. Также небольшие винодельни устанавливают оборудование и производят игристые вина по классическим технологиям. Практически каждая малая винодельня производит и тихие, и игристые вина.
— В процентном соотношении тихих вин все еще больше. Это связано со спросом?
— Да, основной спрос приходится на тихие вина. Если сравнивать в объеме, то тихих вин производится в три раза больше.
— Есть ли какие-то препятствия в технологических процессах?
— Нет. Единственное, сейчас возникают известные проблемы с поставкой техники и оборудования для производства вина, так все оно импортировалось. Российских аналогов не производится вообще. Возникают проблемы с комплектующими для шампанского и, особенно, оборудованием для линий розлива, поскольку все это только импорт — итальянские, французские, немецкие линии.
— Насколько велика проблема с оборудованием, и есть ли уже пути решения?
— Пока проблемы нет, потому что на предприятиях делаются запасы на полгода. Виноделы постоянно живут в стрессовой ситуации. С 2009 года, когда создавался РАР (Росалкогольрегулирование — прим. ред.), у виноделов началась непрерывная борьба за выживание, поэтому они готовы к любым изменениям. Они находят альтернативные пути поставок через другие страны, меняют логистику, ищут других производителей оборудования.
— Будет ли расти стоимость вина и за счет каких факторов?
— Стоимость вина и винодельческой продукции будет незначительно расти. По нашим оценкам — это до 15-20% на этот год. Это связано, в первую очередь, с удорожанием самих материалов, так как меняются логистические цепочки. Плюс увеличиваются остальные накладные расходы. Про следующий год говорить пока рано, стоимость вина в основном будет складываться от цены на виноград.
— Можете сделать прогнозы по урожайности?
— Урожай должен быть неплохой. В этом году никаких катаклизмов не произошло, надеемся, и не произойдет. Планируем собрать среднестатистический урожай — порядка 210 тыс. тонн винограда.
В 2021 году мы собрали 203 тыс. тонн, а могли бы собрать около 230-240 тыс. тонн. Изначально был хороший задел под урожай, но, к сожалению, ливневые дожди, которые прошли в августе, оказали негативное влияние на развитие и качество винограда, сахара были не очень высокие. Поэтому в прошлом году мы завозили около 30 тыс. тонн винограда из других регионов РФ, в частности, из Дагестана.
В 2022 году винограда нам тоже не хватит, будем закупать его в других регионах, потому что виноделие у нас хорошо развито, спрос растет. Виноград — не пшеница, которую сегодня посеял и завтра собрал. Чтобы произвести вино из винограда, нужно минимум семь лет от закладки виноградника до розлива в бутылку. Это очень долговременные и рискованные инвестиции. Лоза начнет плодоносить на четвертый год. На пятый из него можно делать вино. И надо еще минимум два года с ним работать, чтобы получить достойный продукт.
— Одной из проблем на протяжении многих лет был недостаток собственных российских саженцев. Как сейчас обстоит дело в этом сегменте, есть ли у нас свои саженцы и селекция?
— Краснодарский край — единственный регион, который на 65-70% обеспечивает себя собственными саженцами. Пять лет назад при участии краевых денег был построен крупнейший в России питомник на агрофирме «Южная». Кроме того, мы планируем модернизировать два существующих питомника.
Питомник «Фанатории» производит порядка 0,8 млн саженцев, после соответствующей реконструкции могут довести до 1,5-2 млн саженцев. Есть «Таманский биотехнологический центр», который производит 0,5-0,7 млн саженцев в год.
Также «Абрау-Дюрсо» начнет строительство нового питомника в Тамани мощностью до 2,5 млн саженцев в год, уже заложено около 35-40 га. Тогда мы не только закроем свои потребности, но и будем продавать саженцы на сторону.
— Сколько времени понадобится для реализации этих проектов? Во сколько раз Кубань за счет них увеличит производство саженцев?
— Производство саженцев — это тоже длительный и технологически ответственный процесс. Он состоит из двух частей. На первый и основной — выращивание маточников — уходит около 4-5 лет. Строительство самого питомника занимает 1,5-2 года. То есть от начала проекта до производства виноградных саженцев нужно минимум 6-7 лет. Тогда мы будем производить около 8 млн саженцев в год.
Кубань обладает огромным запасом виноградопригодных земель. По итогам инвентаризации мы аккумулировали около 50 тыс. га виноградопригодной территории. Чтобы освоить эту площадь, необходимо закладывать не менее 5 тыс. га виноградников в год с учетом выбывания 1 тыс. га за счет реновации. Старые виноградники, отслужившие свой срок службы в 25-30 лет, выкорчевываются, на их место через несколько лет высаживаются новые. При ежегодной закладке 5 тыс. га нам потребуется 10 лет для освоения всей виноградопригодной площади.
— Есть ли оценки инвестиций в строительство новых и реконструкцию действующих питомников?
— В питомник «Абрау-Дюрсо» в Тамани на 2,5-3 млн саженцев в год планируют инвестировать 600 млн рублей. На реконструкцию питомника «Фанагория» необходимо 135 млн рублей, модернизацию и оснащение «Таманского биотехнологического центра» — 80 млн рублей.
— Часть виноделов рассказывали о такой проблеме, как невозможность исключить из участка территорию, которая не подходит под выращивание винограда. Есть ли какие-то механизмы, позволяющие переформатировать участки?
— Безусловно. Во-первых, участок признается виноградопригодным только по заявлению собственника. Им может быть муниципалитет, край, частное лицо. Из 50 тыс. га территорий на краевые и муниципальные земли приходится 10 тыс. га, остальные принадлежат организациям, физическим лицам, ИП, КФХ. Для признания участка виноградопригодным, специализированные уполномоченные организации проводят почвенно-климатические обследования. Естественно, овраги, неудобья должны исключаться из этих площадей.
— Еще одна проблема — трудности в продвижении винодельческой продукции. Одним из немногих способов продвижения виноделы называют туристическую деятельность на своих объектах и фестивали. Что, в свою очередь, делает минсельхоз Кубани, чтобы помочь виноделам с этой проблемой?
— К сожалению, ряд механизмов, которые могли быть задействованы в продвижении винодельческой продукции из отечественного винограда, в частности, интернет-торговля, остается в стадии обсуждения. Есть проблема в том, что у небольших виноделен, которых с каждым годом становится больше, нет столько ресурсов, чтобы работать с сетевыми магазинами. Для них была бы огромным подспорьем реализация вин с помощью интернет-площадок. Этот процесс не стоит на месте и прорабатывается.
Второй путь — это винный туризм. Он интенсивно сейчас развивается на Кубани и России в целом. В этом направлении тоже есть одно проблема, связанная с тем, что виноградопригодные земли относятся к категории особо ценных земель. На них запрещено любое строительство. В то же время винодельня не может находиться за 20-30 км от винодельческого участка. Очень важно, чтобы виноград в течение нескольких десятков минут был доставлен на переработку. Поэтому во всем мире винодельни располагаются там же, где и виноградники.
Сейчас нами проработана законодательная инициатива, предусматривающая при определенных условиях строительство на виноградопригодных землях виноделен и туристической инфраструктуры. Через эту инфраструктуру можно продавать значительные объемы вина. Например, в Италии объем всех заработанных денег через туристическую инфраструктуру составляет 20-25%.
Есть третий момент, который мы продвигаем, и который, наконец, сдвинулся с места. В 171 федеральный закон, регулирующий оборот винодельческой продукции, внесены изменения, позволяющие продавать вино на ярмарках и фестивалях. Недавнюю ярмарку в Анапе посетил 40 тыс. человек, было продано значительное количество продукции, сам подход начинает тиражироваться в других регионах.