Краснодарский край, 30 июл 2021, 09:30

Андрей Коробка: «Кубань делает ставку на экспорт продуктов переработки»

Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка – о рекордном урожае, росте цен на удобрения и прогнозах по экспорту
Читать в полной версии

— В июле 2021 года в Краснодарском крае наблюдалась аномальная жара. Как это повлияло на урожай зерновых?

— Уборка была действительно очень сложная и никто не знал, каких результатов мы достигнем. Она у нас начиналась с запозданием почти на три недели. Тем не менее, урожайность выше, чем в прошлом году. В итоге, Кубань собрала 12,38 млн тонн зерновых и зернобобовых. Никто о таком не мечтал — это абсолютный рекорд для нашего региона.

Что касается качества зерна. Мы его до конца не исследовали, оценили состояние порядка 5 млн тонн. Больше 90% соответствует 2,3 и 4 классам, около 10% — это фуражное зерно. Качество могло быть и выше, но из-за обильных осадков зимой этого добиться не удалось. Хотя и этот результат — самый высоки за последние годы.

В целом дожди очень сильно повлияли на урожайность. Кубань могла получить больше зерна, но осадки с градом шли во время налива колоса, порядка 500 тыс. га хлебов полегли. Поэтому в тех регионах, где были неблагоприятные погодные условия, урожайность оказалась на 15-20% ниже планируемой. Первоначально, когда в июне аграрии только оценивали зерновые, выходили в поля, прогнозируемая урожайность была 80-100 центнеров с га. Пошли дожди с градом, затем резкая жара, которая также повлияла на урожай зерна и его качество. Высокая температура плохо отражается на формировании колоса — она наступило резко, было 24 градуса, затем показатели скакнули до 35. Это большой стресс для растения. Поэтому на практике мы получили урожайность в среднем 61,8 центнеров с га.

— Какие прогнозы по урожаю других культур вы можете сделать? Как повлияет погода?

— Для одних культур текущий прогноз синоптиков — это катастрофа. Для других, таких как виноград и сады, ничего страшного нет. Кстати, для винограда я думаю, похода неплохая. Мы не ставим сверхзадачу получить выдающийся урожай, главное — чтобы он был хорошим сырьем для производства винодельческой продукции.

А вот на рисе нынешняя жаркая погода с суховеями, скажется негативно. Для кукурузы, сои, и, в меньшей степени, для подсолнечника, засуха и высокие температуры с таким ветром, тоже губительны. Например, уже сейчас мы видим, что условия во время цветения кукурузы привели к тому, что во многих районах початки плохо сформировались и недобрали зерен. Прогнозируется получить по этой культуре более 2 млн тонн, но прогнозы корректируются.

Подсолнечник пострадал меньше. Мы собираемся получить около 1 млн тонн. Это очень важная культура с точки зрения экспорта, необходимо максимально загрузить им масложировые комбинаты. Пока что сложно сказать, достигнем ли мы этих показателей. Если пойдут обильные дожди, то несколько районов могут сильно повлиять на результат.

Мы развиваем и другие культуры, исходя из севооборота и климатических особенностей районов. Например, активно идем в рапс. Это развивающаяся культура, которая эффективна, прекрасно растет и является прекрасным мелиорантом — после нее отлично растут зерновые. Многие предприятия уже смотрят на рапс уже не как на довесок как было раньше, но как на одно из основных направлений. В этом году его валовый сбор достиг рекордного показателя — более 117 тыс. тонн. Также планируем развивать в засушливых районах масличный лен — там, где выращивать подсолнечник эффективно не получается.

— Какая доля зерновых в этом году будет отправлена на экспорт? И что происходит с экспортной политикой региона?

— Мы ежегодно отправляет порядка 3 млн тонн на экспорт. В текущем году эта цифра вырастет, потому что увеличился валовый сбор — планируем отправить в другие страны порядка 8-9 млн тонн.

Но мы сегодня очень сильно заинтересованы в том, чтобы отправлять на экспорт максимальное количество продуктов переработки зерна, а не самого сырья. Губернатором Вениамином Ивановичем Кондратьевым поставлена задача в ближайшие годы увеличить долю продуктов переработки с нынешних 20-30% до 50%.

Для этого предпринимаются все усилия. Есть ряд инвестиционных проектов по переработке зерна в муку, корма и другие виды продукции, которую можно продавать, которая востребована на внешнем рынке. Например, это мука. В абсолютных показателях рост идет не такими высокими темпами, но в процентном выражении — значительными.

Именно эта задача — в приоритете. Сегодня, отправляя на экспорт только сырье, мы упускаем добавочную стоимость. Она остается в тех странах, где зерно перерабатывается и создается конечный продукт.

— Планируется ли увеличивать посевные площади? И как курс на экспорт переработки отразится на сырьевой базе?

— Каждый год наша доля в общероссийском урожае зерновых составляет порядка 10%. Мы планируем увеличивать выращивание этих культур — в том числе и с учетом наращивания объемов производства перерабатывающей промышленности. Вполне возможно, что будем идти новым направлениям, выращивать не только зерно 3 и 4 классов. Мы нацелены расширять ассортимент выпускаемой продукции, чтобы она стала востребованной в максимальном количестве стран. Ведь везде свои предпочтения. Например, первый и высший сорта муки подходят мало кому и востребованы только в европейской части, в частности в России. Если говорить об Африке, Азии, арабских странах — там совершенно другой рынок и другой спрос. Поэтому Кубань готова диверсифицировать наши посевы и выращивать другие виды пшеницы. Будем подстраиваться под спрос перерабатывающих предприятий, и по муке, и по макаронным изделиям.

Всё это повлияет и на господдержку — субсидирование переработчиков будет в приоритете, потому что нам нужны производства, выпускающие готовый продукт для потребителя.

— Что сейчас экспортирует Кубань?

— На экспорт идет порядка 170 наименований. Кстати, с начала годы мы уже экспортировали продукцию АПК почти на 1,5 млрд. долл., а это около 55% от планового показателя этого года в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

Но, как я уже сказал, основным продуктом здесь является зерно, которое покупают Турция и Египет. На эти страны приходится 40% экспорт зерновых. За рубеж отправляется и широкий перечень готовой продукции, но надо наращивать объемы экспорта.

— Как вы оцениваете ситуацию с экспортными пошлинами на зерно? Что будет с ценами?

— Причиной введения пошлин стал резкий рост стоимости зерна, и, следовательно, муки и хлебобулочных изделий для жителей. Мы прогнозируем, что осенью будет рост цен на зерно на 5-10%. Этого достаточно для получения эффективности.

Но наши опасения вызывает рост цен на удобрения, который приведет к увеличению себестоимости. Производство следующего урожая будет значительно отличаться от этого года. Мы прогнозируем увеличение на 25-30%.

— Какие выходы из ситуации есть? Рассматривают ли власти варианты субсидирования затрат? Проводились ли переговоры с производителями?

— В середине июля в Усть-Лабинске губернатор Вениамин Иванович Кондратьев проводил совещание по ходу уборочной кампании в регионе, и аграрии как раз поднимали этот вопрос. На совещании присутствовал представитель основного поставщика удобрений для нашего региона — «Еврохим Трейдинг». С ним была достигнута договоренность зафиксировать июльские цены. Более того, на федеральном уровне также принято решение заморозить цены на минудобрения в этом году. Более того, для фермеров предусмотрена скидка от действующей цены в 5%.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения