Краснодарский край, 31 мая 2019, 13:18

Петр Кушиков: «Никто не создает MVNO ради заработка на сотовой связи»

Директор по развитию DANYCOM.Global Петр Кушиков рассказал РБК Краснодар о перспективах рынка мобильной связи и конкуренции среди виртуальных операторов
Читать в полной версии

MVNO-оператор (от англ. яз. Mobile Virtual Network Operator) — виртуальный оператор мобильной связи, который предоставляет услуги под собственным брендом и со своими тарифами, но, при этом, использует готовую инфраструктуру другого оператора.

— Как сейчас выглядит российский рынок MVNO? Могут ли виртуальные операторы составить реальную конкуренцию «большой четверке»?

— Рынок виртуальных операторов не может конкурировать в ценовом сегменте с «большой четверкой». Это связано с тем, что мы пользуемся их инфраструктурой (например, хост-оператором DANYCOM.Mobile является Tele2) и, по сути, привязаны к их тарифам. Конечно, MVNO-оператор может установить тариф ниже «закупочной» стоимости, но тогда разницу придется доплачивать из своего кармана.

Виртуальные операторы не стремятся стать по-настоящему крупными игроками рынка телекома и потеснить «большую четверку». Большинство из нас используют услуги мобильной связи для стимуляции продаж других продуктов. К примеру, «Ростелеком» запустил MVNO-оператора на базе Tele2, чтобы предоставлять абонентам комплексные услуги — от мобильной связи до домашнего телефона, интернета и ТВ. А «Сбербанк» и «Тинькофф» через своих операторов продвигают банковские услуги и сервисы.

У DANYCOM.Global тоже не было цели просто выйти на рынок мобильной связи с собственным продуктом. Для нас это возможность предоставить дополнительные услуги и продукты клиентам, осуществляя кросс-продажи. Сейчас пользователи нашего федерального SMS-агрегатора DANYCOM.SMS или курьерской службы DANYCOM.Express могут получить скидки в DANYCOM.Mobile. Будущим клиентам сервиса DANYCOM.Pay, который будет включать интернет-эквайринг, мы предоставим сотовую связь бесплатно.

— В марте 2019 года стало известно, что «Ростелеком приобретет 100% акций Tele2, на базе которого разворачивается ваша сеть. Изменилось ли как-то взаимоотношение с владельцем базовых станций? Это как-то повлияет на работу DANYCOM.Global?

— Повлияет в лучшую сторону. У «Ростелекома» больше возможностей, в т.ч. административных. Это магистральный оператор, который диктует цены на междугородные и международные звонки в целом по России. Мы планируем, что с новым партнером будем развиваться еще активнее.

По данным компании Tele2, в 2018 году выручка от MVNO-проектов выросла в три раза. Число абонентов виртуальных мобильных операторов, работающих на сетях компании, превысило 1,7 млн руб. Всего на инфраструктуре Tele2 на данный момент работает 18 MVNO-операторов. На Юге это Ростелеком, ТТК, «Тинькофф Мобайл», «СберМобайл» и DANYCOM.Mobile.

— Насколько виртуальные операторы популярны в регионах?

— Пока виртуальные операторы в основном сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге. Там больше денег, люди приезжают со всей России и приобретают местные SIM-карты с более выгодными тарифами — новые или в дополнение к уже имеющимся. В регионах абонентов пока не так много.

— Эксперты давно говорят, что база абонентов мобильной связи достигла стабильной величины. За счет чего может происходить дальнейший рост рынка?

— Разумеется, такой активный рост, как пять лет назад, уже недостижим — у каждого жителя России сейчас по две-три SIM-карты.

После избавления от «мобильного рабства» рынок стал более гибким, сейчас идет активная миграция абонентов между операторами. Люди пробуют новое, знакомятся с разными экосистемами и в итоге выбирают то, что им больше всего подходит.

В DANYCOM.Mobile со своим номером переходят примерно 30% абонентов. Кроме того, наша целевая аудитория — это молодые люди в возрасте 18-30 лет. Они «легки на подъем» и любят пробовать что-то новое. За счет этих факторов мы планируем прирасти со 100 до 600 тысяч абонентов до конца этого года.

— Головной офис DANYCOM.Global находится в Краснодарском крае, но вы позиционируете себя как федерального оператора. Возникали ли какие-либо сложности из-за расположения? Были проблемы с набором персонала?

— Да, у нас были проблемы с персоналом, характерные для всего региона. Кубань, в первую очередь, — это агрокомплекс и потребительская сфера. Здесь очень мало инженеров и профессиональных руководителей, а все по-настоящему хорошие специалисты уезжают в Москву и Санкт-Петербург. Нам приходится переманивать их обратно, оплачивать релокацию, помогая перевозить семьи.

— Как DANYCOM.Global планирует развиваться в 2019 году?

— Мы «запустились» уже в 41 регионе, до конца 2019 года будет подключено еще 28. Так мы выйдем во все регионы, где представлен Tele2. Кроме того, в этом году мы запускаемся в Польше, Бельгии, Италии и Эстонии — как мобильный оператор, SMS-агрегатор, платежная система с открытием расчетных счетов и интернет-эквайрингом, а также как курьерская служба. Это стратегическое решение для будущей работы по всей Еврозоне.

По нашим оценкам, рынок сотовой связи в Европе пока не такой насыщенный, как в Великобритании и США. MVNO в Евросоюзе намного больше, чем в России, но они «заточены» под определенную компанию. Например, свой оператор есть у сети магазинов парфюмерии и косметики «Л’Этуаль».

— Как вы оцениваете будущее рынка связи и место на нем MVNO-операторов?

— В первую очередь, мы ожидаем широкое внедрение технологии eSIM, которая позволит забыть про пластиковые SIM-карты и выбирать оператора прямо в меню смартфона без необходимости посещения офиса с паспортом.

Это приведет к исчезновению с улиц монобрендовой розницы, уйдут в прошлое физические офисы мобильных операторов. В результате стоимость мобильной связи может снизиться на 2/3, так как сократятся расходы на аренду помещений и оплату персонала.

Так мы получим здоровую конкуренцию. Не будет затрат на аренду салонов, на дилеров, которые «поедают» очень много денег, на рассылку пластиковых карт. Конкурентным преимуществом станет не просто стоимость услуг, которая и сейчас, в принципе, у всех почти одинаковая, но и возможность предложить дополнительные удобные сервисы на единой платформе. Абоненты будут выбирать не просто операторов, а целые экосистемы удобных и полезных сервисов.

DANYCOM.Global — международный телекоммуникационный холдинг со штаб-квартирой в Краснодаре. В холдинг входят виртуальный мобильный оператор DANYCOM.Mobile (работает на базе сетей Tele2 по модели Full MVNO), международный SMS-агрегатор DANYCOM.SMS и курьерская служба доставки DANYCOM.Express.

Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Родственники в офисе: битва кланов или командный дух
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские
Pro
Одинокие люди работают хуже, выяснили ученые
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено