Мурманск, 02 авг 2023, 11:15

За 30 лет — 50% населения: почему люди уезжают из Мурманской области?

Читать в полной версии
Фото: gov-murman.ru

Мурманская область лидирует среди регионов Арктической зоны по потере трудоспособного населения. Пик численности жителей Заполярья пришелся на 1990-е — тогда, согласно статистике, в регионе проживало 1 188 785 человек. Потом начался спад и, по последним данным Мурманскстата, в 2023 году в регионе проживают 658,2 тыс. человек. По просьбе РБК Мурманск сотрудники лаборатории социологических исследований Мурманского арктического университета, кандидаты социологических наук Екатерина Шарова и Елена Недосека объяснили, почему люди стремятся уехать из региона, а также рассказали, изменится ли миграционная картина в Мурманской области в ближайшие годы.

Усилился ли отток населения из региона за последний год?

Е.Ш.: Согласно данным официальной статистики отток населения в регионе в 2022 году не усилился, но Мурманская область устойчиво теряет население за счет преобладания выбывших над прибывшими. По данным Мурманскстата, в январе–апреле 2022 года в регион приехало 7769 человек, выбыло — 9112. Правда, в аналогичном периоде в текущем году эти показатели практически сравнялись — в Мурманскую область прибыло 7761, а выбыло 7689. Самое высокое пороговое значение миграционной убыли за последние 20 лет зафиксировали в 2013 году (минус 10017 чел.).

А с чем это связано?

Е.Ш.: Этот процесс был обусловлен рядом факторов, среди которых реструктуризация экономики 90-х годов оказала ключевое влияние. Вместе с тем, наши исследования позволили нам обнаружить изменения в образовательных стратегиях молодежи, которая нацелена учиться за пределами региона, на что, с нашей точки зрения, повлияли внедрение ЕГЭ и сокращение количества вузов в области.

По каким причинам уезжают в последние годы, наука знает?

Е.Ш.: В 2023 году мы провели исследование, в котором проанализировали, что именно жители обсуждают в социальных сетях, когда речь идет о переезде, какие причины они называют главными. По сути, за 10 лет исследовательской практики причины отъезда не изменились. Так, например, климат в совокупности с социально-экономическими условиями жизни в регионе выступает сопутствующим фактором оттока. В восприятии северян жизнь в суровых климатических условиях должна поощряться и поддерживаться со стороны государства. Самыми обсуждаемыми темами являются недовольство низкими зарплатами, высокие тарифы услуг ЖКХ, высокие цены на продукты и отдых, низкая доступность объектов социальной инфраструктуры. Еще одна животрепещущая тема — это состояние сферы медицинского обслуживания. Люди реагируют на нехватку врачей узкой специализации, невозможность вовремя и качественно получить медицинскую помощь, а также уровень медицинского обслуживания. Наконец, четвертая болезненная тема — это стоимость жилья в городе. Цены на квартиры воспринимаются необоснованно завышенными, и в сочетании с интенсивной убылью населения, природно-климатическими условиями и уровнем жизни жители просто не видят смысла в покупке жилья.

Как северяне реагируют на запуск крупных инвестиционных проектов? Ведь каждый из них, как считают в правительстве, подразумевает создание новых рабочих мест и улучшение социально–экономической обстановки.

Е.Н.: Запуск таких проектов во мнениях жителей носит противоречивый характер. В частности, строительство морского порта «Лавна» и запуск инвестиционного проекта «Арктик СПГ 2» привлекают большое количество мигрантов и вахтовиков, которые, как правило, не рассматривают для себя возможность закрепиться в регионе, для большинства это временное место пребывания по работе. Многие жители считают, что привлечение сторонней рабочей силы создает нагрузку на рынок труда и недвижимости в городе, что, в свою очередь, ведет к росту цен на жилье. В целом отношение мурманчан к перспективам развития города сводятся к болезненному восприятию потери былого значения промышленного потенциала рыбного хозяйства и портовой инфраструктуры города.

Кто преимущественно уезжает с Кольского полуострова?

Е.Н.: В первую очередь — это люди трудоспособного возраста, чаще всего в возрасте 30-39 лет. Они составляют около 70% выбывших. В основном уезжают квалифицированные кадры: 43% — это высококвалифицированные специалисты и 17% — граждане со средним профессиональным образованием. Традиционно отток фиксируется и среди молодежи в возрасте от 14 до 25 лет. Один из ключевых факторов для этой группы — сложившаяся образовательная стратегия выпускников школ поступать в столичные вузы (преимущественно Санкт-Петербурга, чуть реже — Москвы). Здесь стоит отметить, что она закладывается и поддерживается различными агентами влияния, то есть семьей, сверстниками, школой. Если в 2005 году в Мурманской области получали образование почти 40 тыс. студентов вузов, то в 2022-м — только 6,9 тыс. человек.

Равномерен ли процесс депопуляции или на карте области? Есть города и поселки, которые, как в 1990-е годы, оказались на грани исчезновения?

Е.Н.: Неравномерен. Несмотря на то, что наш регион высокоурбанизирован и сельское население составляет меньше 10%, наиболее интенсивно Мурманская область теряет именно сельское население — с 2010 года оно сократилось на 20%, а городское — на 16%. Самыми «тающими» является сельские поселения Зареченск, Ловозеро, Алакуртти и Териберка. Если говорить о городах, то чаще всего люди уезжают из Мурманска — за последние 5 лет на него приходится порядка 35% миграционной убыли. В уязвимом положении находятся и малые города, в частности, Печенга, Заполярный, Никель. Тревожные тенденции характерны для поселков городского типа: лидерами оттока остаются Верхнетуломский, Молочный и Мурмаши. Вместе с тем Мурманск, Апатиты, Кировск и Оленегорск остаются принимающими городами, именно в них распределяются приезжающие в регион мигранты.

Давайте поговорим о мигрантах. Что это за люди, откуда они?

Е.Н.: Действующие на территории области инвестиционные проекты аккумулируют большое количество рабочей силы. С 2018 года объем трудовых мигрантов в области увеличился в 1,5 раза. В их числе — выходцы из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана и Белоруссии. Основные отрасли, в которых они задействованы — это строительство, обрабатывающие производства, гостиничный и ресторанный бизнес, оптовая и розничная торговля.

С началом пандемии и СВО поток иностранцев в Россию, включая трудовых мигрантов, резко упал. Сохранится ли эта тенденция?

Е.Н.: Скорее всего, сохранится. Мы связываем тенденцию с действием санкционного режима в отношении РФ — это политический фактор. Нельзя забывать о том, что в область приезжают преимущественно вахтовики. Они, как я уже говорила, слабо ориентированы на закрепление.

Изменится ли миграционная картина в Мурманской области в ближайшие годы?

Е.Ш.: Мы не склонны оценивать миграционную убыль в регионе как исключительно отрицательное явление — это естественный процесс. Для России в целом характерны снижение рождаемости, стремительное старение населения, высокий уровень смертности и невысокая продолжительность жизни. Важно упомянуть, что создание Мурманской области — это результат политики советской индустриализации, которую отличал репрессивный характер. Так что отток населения — это предсказуемые последствия. С другой стороны, людям по-прежнему есть, чем заняться на Севере, за счет полярного коэффициента здесь поддерживается достаточный уровень оплаты труда. А у отдельных профессиональных групп населения и вовсе заработная плата остается выше средней, если сравнивать с другими регионами. Так что для многих зарплаты — по-прежнему фактор удержания. Опять же, стратегическое значение региона в любом случае удержит здесь необходимые социально-профессиональные группы. Но миграционная убыль в Мурманской области сохранится. Это следует учитывать при реализации различных программ, которые направлены на удержание населения в регионе. Более того, введение в эксплуатацию крупных промышленных проектов в любом случае создаст возможности как для развития региона, так и для удовлетворения трудовых и профессиональных потребностей населения.

Pro
Рекордная ставка и доллар под ₽115. Чем запомнился инвестору 2024 год
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Чрезвычайные деньги: почему золото дорожает и что будет с ценами в 2025-м
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Экономика контента: сколько мир зарабатывает на инфлюенсерах
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать