Мурманск, 05 окт, 10:42

Из-за сезона северного сияния в Заполярье туристы бронируют глэмпинги

Читать в полной версии
Фото: резиденция «Северное сияние»

Туристы, приезжающие в Мурманскую область, активно бронируют места для отдыха в глэмпингах, что в основном связано с наступившим сезоном северного сияния. Несмотря на общероссийский тренд к снижению объемов бронирования, в Кольском Заполярье интерес к глэмпингам сохраняется. Об этом в разговоре с РБК Мурманск сообщили эксперты отрасли.

О снижении спроса на бронирование глэмпингов писала, в частности, «Российская газета». Среди причин — ограниченная аудитория, завышенные цены и сезонность востребованности такого вида размещения. Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь пояснила, что люди стараются взять отпуска летом, а не зимой. Кроме того, в основном глэмпинги — это вариант для молодых IT-специалистов, которые хотят уединения на природе с комфортом.

Глэмпинг — более комфортабельная и дорогая разновидность кемпинга с использованием палаток и других видов жилья и условий. Слово glamping образовано от двух слов — camping (с англ. — «лагерь») и glamourous («гламурный»), буквально обозначает «гламурный лагерь». Впервые оно появилось в Великобритании в 2005 году, а широко использоваться стало с 2006-го. В российском обиходе термин закрепился в 2016 году, с появлением первого глэмпинга на берегу реки Оки в 100 км от Москвы.

В Мурманской области глэмпингами занимаются четыре крупные компании — арктик-отель «Китовый берег» (полуостров Средний), «Аврора Вилладж» (49 км автодороги Кола — Серебрянские ГЭС), туристический комплекс «Лапландская деревня» (25 км от Мурманска, в районе г.п. Кильдинстрой) и резиденция «Северное сияние» (19 км трассы «Лотта»).

Едут за сиянием

В отличие от федеральных трендов, в Мурманской области наибольший спрос на глэмпинги приходится в период с сентября по апрель, в сезон северного сияния. По словам директора комплекса «Лапландская деревня» Алексея Клибанского, загрузка по бронированию глэмпингов с осени до весны на текущий момент составляет 50%.

«Первые глэмпинги мы возвели три года назад и с того времени тренд у нас сохраняется следующий: идет сезон с сентября по апрель, в который туристы едут наблюдать северное сияние, а с мая начинается некий спад, связанный с тем, что для туристов становятся доступны морская часть нашего полуострова и его отдаленные территории. В этот период спада (учитывая, что летний сезон короткий) туристические комплексы, как правило, пытаются что-то построить, чтобы со следующей осени, в новый зимний туристический сезон, чем-то удивить гостей», — пояснил Клибанский.

Вместе с тем, развитие бизнеса происходит и в пик сезона. Как рассказал владелец глэмпинга «Аврора Вилладж» Олег Теребенин, в настоящее время на территории турпокомплекса работает семь глэмпингов (igloo) и планируется достроить еще два подобных к середине зимы. «Наша система ценообразования динамична и не менялась уже семь лет. Летом аренда глэмпинга с различными вариантами размещения колеблется в диапазоне 5-12 тыс. руб., а зимой — 12-25 тыс. руб.», — сообщил Теребенин.

В «Лапландской деревне», по словам Алексея Клибанского, придерживаются «демократичного» предложения — сейчас двухместный купол стоит 11,9 тыс. руб. за ночь, а с 1 октября цена повысится до 16 тыс. руб. Владелец туркомплекса добавил, что единая цена действует вне зависимости от будних или выходных, это связано с туроператорами, которые «делают» 50% загрузки, сильно не опираясь на дни недели.

Помощь субсидиями

Владельцы глэмпингов не отказываются от поддержки со стороны государства. Одна из самых весомых мер — субсидии по реализации проектов модульных средств размещения. Как сообщили РБК Мурманск в региональном комитете по туризму, в 2023 году в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» поддержали 9 инициатив на создание кемпингов и автокемпингов (в том числе глэмпингов) на общую сумму консолидированного бюджета 42 млн руб.

«На сегодняшний день национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» является единственным и действенным механизмом поддержки субъектов туриндустрии Мурманской области, поскольку направлен на реализацию конкретных проектов, в первую очередь, на решение одной из главных проблем в сфере развития туризма — на улучшение качества туристической инфраструктуры», — пояснил председатель комитета по туризму Александр Елисеев.

Получателем такой субсидии стала резиденция «Северное сияние». Генеральный директор компании Даниил Гребенюков пояснил, что средства в рамках полученной меры поддержки позволили достроить глэмпинги на территории туркомплекса. Сумма субсидии составила 4,5 млн руб.

«В рамках всего проекта эта субсидия занимает небольшую часть, но она позволила закрыть наши потребности. В целом средства ушли на строительство всего комплекса, потому что мы одновременно возводили глэмпинги: стройматериалы, отделку, оборудование, оплату работ. Поэтому могу уверенно сказать, что субсидия нам помогла», — заявил Гребенюков.

Любой турист хорош

Основной поток желающих поселиться в глэмпингах из России и азиатских государств, подтвердили РБК Мурманск владельцы туркомплексов. В «Лапландской деревне» доля таких отдыхающих составляет порядка 80%. Представители «Северного сияния» и «Аврора Вилладж» отмечают высокий процент туристов из Китая, Таиланда, Саудовской Аравии.

По словам управляющего туркомплексом «Лапландская деревня» Алексея Клибанского, среди туристов из России преобладают жители крупных городов. «Это, в первую очередь, Москва и Петербург. Кроме того, к нам приезжают из местностей, не входящих в так называемую среднюю полосу, где зарплаты ниже среднего по стране — Калининграда, Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Новгорода. Наш северный отдых бывает дороже пресловутого южного», — пояснил Клибанский.

В свою очередь владелец «Аврора Вилладж» Олег Теребенин, описывая взаимодействие с туристами из разных регионов и стран, отметил высокое качество работы с гостями из Азии. «Мы стараемся работать со всеми туристами, но особенно любим гостей из Таиланда и Китая за их тактичность и вежливость. Российские туристы также хорошие, но с эконом-сегментом и очень состоятельными клиентами работать проще, чем со средним классом, который нередко предъявляет неоправданные претензии и ожидания», — сказал Теребенин.

Не без проблем

Представители отрасли говорят о нерешенных проблемах, имеющих федеральный характер. По информации Олега Теребенина, более двухсот глэмпингов в России не смогли устоять и распродаются со скидками либо уходят с рынка. По мнению эксперта, некоторые предприниматели ошибочно полагали, что этот бизнес требует минимальных капиталовложений и быстро окупается.

«В Мурманской области таких мест размещения сейчас не хватает, но важно строго соблюдать критерии и учитывать потребности туристов в нашем арктическом регионе. Если говорить о федеральных трендах, то земли, на которых расположены глэмпинги, часто не соответствуют целевому назначению. Власти и надзорные органы пока закрывают на это глаза. Многие надеются на амнистию, ведь снос построек — не выход», — констатирует владелец «Аврора Вилладж».

По наблюдениям управляющего «Лапландской деревни» Алексея Клибанского, в текущем сезоне наметился небольшой спад туристов из Китая. Несмотря на тесное взаимодействие с туроператорами, которые организовывают поездки для отдыхающих из Поднебесной, первый поток таких групп туркомплекс примет на несколько месяцев позже обычного. «В феврале, в канун китайского Нового года, у нас высокий спрос из КНР. Правда, в этом году первый поток пойдет не в сентябре, как в прошлом году, а только в ноябре. Отчасти это связано и с международной обстановкой», — говорит Клибанский.

По итогам 2023 года туристический поток в Мурманской области вырос до 670 тыс. человек, что стало абсолютным рекордом для региона. Согласно прогнозам на 2024 год, количество туристов, приехавших в Кольское Заполярье из иностранных государств, составит порядка 100 тыс. человек, из которых 50 тыс. человек — граждане Китая.

Повтор публикации от 30.09.2024

Pro
«Резервная валюта многополярного мира». Сможет ли биткоин заменить доллар
Pro
«Синяя стена рушится». Почему IТ-миллиардеры хотят возвращения Трампа
Pro
81 великое испытание Huawei. Как матрас-культура сделала компанию лидером
Pro
Конец вечеринки: как обанкротился культовый бренд посуды Tupperware
Pro
Какие отзывы потребителей можно игнорировать, а с какими нужно работать
Pro
Важные люди в компании не поддерживают ваш проект. Почему и что делать
Pro
Миллионы людей играют в «тапалки». Может ли инвестор на этом заработать
Pro
Как сегодня войти в IT: 11 советов основателя IT-компании