Мурманск, 06 ноя 2022, 07:29

«В условиях 2022 года желание оформить отношения юридически стало острее»

В последние недели в России и в Мурманской области отмечается увеличение количества браков. По мнению социолога, чаще всего в 2022 году северяне идут в загс, руководствуясь, в том числе, и практическими соображениями
Читать в полной версии
Фото: unsplash.com

За 9 месяцев 2022 года количество браков в Мурманской области по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось с 3608 до 3671, или на 1,7%. Такие данные РБК Мурманск привели в региональном министерстве юстиции. «В связи с Указом Президента о частичной мобилизации в России в Мурманской области с сентября отмечается рост количества свадеб. По состоянию на 25 октября специалисты отделов ЗАГС по заявлениям мобилизованных северян в ускоренном порядке зарегистрировали 174 брака», — отмечали в Минюсте.

Это долгоиграющий тренд, который наблюдается с начала 2022 года, говорит социолог, лайф-коуч Анастасия Данилина. «Стремление к тому, чтобы зарегистрировать отношения, стало особенно прослеживаться с весны. Но в последние месяцы, особенно в период частичной мобилизации, намерение зарегистрировать брак у тех пар, которые проживали совместно или просто находились в романтических отношениях, но не задумывались о браке, усилилось многократно», — отмечает Анастасия Данилина.

Число заключаемых браков в стране выросло повсеместно. В частности, количество браков, которые россияне заключили в апреле, стало весенним рекордом за последние несколько лет: всего было зарегистрировано 69 тыс. браков, годом ранее — 59,5 тыс., в пандемийном 2020-м — 33,8 тыс., в 2019-м — 56,8 тыс.

Прагматизм и опека

У тех, кто решился узаконить отношения, как правило, есть несколько мотивов.

«Первый мотив, конечно, прагматический — то есть люди, даже порой находясь в отношениях, где вступление в брак могло и не подразумеваться, решают зарегистрировать союз для того, чтобы в случае каких-либо непредвиденных и печальных ситуаций близкие могли получить определенные выплаты. Что здесь любопытно: люди, которые объясняют свой выбор такими соображениями, делают это без какого-то надрыва, трагизма», — поясняет социолог.

Второй мотив — это забота о ближнем. В ситуации риска у людей обостряется желание проявить участие в судьбе другого человека.

«Одни и те же отношения между мужчиной и женщиной в мирных условиях могли или не перерасти в брак, или вообще не предполагали бы узаконивание. В нестабильной ситуации, когда есть угроза, человек больше склонен заботиться о ком-то, кроме себя. Или, допустим, люди начинают задумываться, что может сложиться ситуация, при которой их близким потребуется помощь, их нужно будет навестить и так далее. Теперь, предполагая подобный ход развития событий, они понимают, что для этого, возможно, потребуется штамп в паспорте», — отмечает Анастасия Данилина.

В одну реку дважды

Как правило, о браке реже всего думают те, кто в нем уже был. По информации регионального Минюста, за последние месяцы в Мурманской области стало больше не только браков, но и разводов — количество пар, желающих разорвать отношения, увеличилось на 5,4% — с 2669 до 2813 пар.

«Особенно не склонны к браку те, кто в нем состоял. В том числе потому что такие люди уже выполнили социальный запрос — вышли замуж, отметили свадьбу, и так далее. При вторичных отношениях у людей, как правило, есть имущественные накопления, которые они не готовы делить с партнером. Но вот в условиях 2022 года желание оформить отношения юридически, а также в случае чего оказать помощь, в союзах, которые с точки зрения социологии семьей являются, а с точки зрения государственности — нет, становится острее», — комментирует социолог Анастасия Данилина.

Что касается высокой статистики по разводам, то она в основном вызвана отсутствием достаточного объема знаний.

«По России показатель разводов довольно высокий — от 80% до 86%. Это значит, что, если люди дошли до загса, то часто это был недостаточно выверенный шаг. Кроме того, статистика говорит о неготовности к семейной жизни, отсутствии достаточного объема знаний для того, чтобы понимать ценность семьи», — поясняет социолог.

Говоря о региональной специфике, Анастасия Данилина отметила особенность северных женщин — по ее наблюдениям, жительницы крупных городов часто предпочитают жизни с партнером свой независимый уклад.

«Наши женщины — из Мурманска, Мончегорска, Апатитов и других крупных городов в меньшей степени расположены к тому, чтобы регистрировать союзы. В то время как в средней полосе, к примеру, замужество для многих — это вопрос чести и достоинства. Ну и, конечно, среди представителей рабочих специальностей, а также тех женщин, которые обладают средним специальным образованием, желающих выйти замуж гораздо больше. А люди с уровнем образования выше, а также те, чей труд носит интеллектуальный характер, в меньшей степени склонны к регистрации брака. По моим наблюдениям, на Севере мужчины больше хотят совместного проживания, совместного быта. А женщины — в том случае, если у них быт налажен, уже есть дети, предпочитают гостевую форму брака», — говорит Анастасия Данилина.

По информации Мурманскстата, несмотря на тенденцию снижения уровня зарегистрированных браков, основная часть населения по-прежнему стремится оформить отношения официально. По данным переписи 2010 года, число супружеских пар (находящихся в зарегистрированном и незарегистрированном браке) составило 33 млн. Из общего числа супружеских пар в незарегистрированном браке состояли 4,4 млн, или 13%. По состоянию на август 2022 года в Мурманской области уменьшилось как число заключенных браков — на 5,6%, так и число разводов — на 5,2%.

Повтор публикации от 31.10.2022

Зимой клетчатки не хватает. Какие простые продукты спасут ситуацию
На какие уловки идут маркетплейсы ради повышения продаж
Почему угольщики должны сами найти решения своих проблем
Инвесторы против Euroclear, Clearstream и корпораций: что решают суды
Экс-глава Высшего арбитражного суда предупредил о риске цифровых денег
Какой налоговый режим выгоднее селлеру: сравним НПД, АУСН, УСН и патент
Когда российские инвесторы оказываются успешнее фондов
Феррари — Радио РБК: «Санкции не могут быть решением для всех проблем»