Мурманск, 13 окт 2023, 14:38

Больше 1 тыс. вакансий: в Заполярье растет спрос на кадры в туротрасли

Читать в полной версии
Фото: gov-murman.ru

Мурманская область становится одним из наиболее востребованных туристических направлений России – регион уже преодолел рубеж в полмиллиона гостей, а в обозримом будущем готовится к приему 1 млн человек ежегодно. Имеющейся инфраструктуры пока недостаточно, но она довольно быстро развивается – за последние 2 года на карте области появилось несколько десятков объектов, предназначенных для размещения, питания и развлечения туристов. Препятствием для повышения качества их обслуживания может стать дефицит кадров.

По данным hh.ru, по сравнению с началом года спрос на работников в туристическом бизнесе вырос на 57%. Сегодня в отрасли открыто более 300 вакансий, что на 60% больше, чем в это же время в 2022 году. О том, какие специалисты особенно востребованы в туристической сфере, а также о преодолении дефицита кадров рассказал председатель комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев.

- Александр Васильевич, у властей есть понимание, какие специалисты и в каком количестве необходимы туротрасли?

- По приблизительными подсчетам, в связи с введением в эксплуатацию новых объектов гостеприимства в ближайшие 5 лет планируется создать около 1 тысячи новых рабочих мест. Поэтому уже на сегодняшний день встает вопрос, где брать квалифицированные кадры. По прогнозным данным на период 2024-2028 годов наиболее востребованными кадрами будут повара, официанты, горничные, менеджеры (в общественном питании и гостиничном обслуживании), спасатели-инструкторы, экскурсоводы и гиды.

- Какие пути решения вы видите, исходя из того, что число жителей в Мурманской области неуклонно сокращается?

- Есть несколько инструментов, позволяющих покрыть кадровый дефицит. Мы можем привлекать кадры из других регионов, переквалифицировать и повышать квалификацию тех, кто уже работает в отрасли, а также выращивать собственных профессионалов.

- Будете ли привлекать из других регионов? Из каких и как именно?

- Пока такой необходимости нет. Мы концентрируемся на создании условий для жизни и работы для тех, кто к нам приехал, то есть переехал.

- Говоря о повышении квалификации работников отрасли, вы имеете в виду программу аттестации гидов? Она оказалась эффективной?

- Да, несмотря на то что в 2023 году аттестацию гидов начали проводить повсеместно, именно для Мурманской области ее запуск оказался своевременным. Кроме того, аттестация гидов включена в региональный план «На Севере – Жить». Уровень тех, кто приходит на аттестацию, объективно разный. Не всем удается сдать квалификационный экзамен с первого раза, так что соискатель может прийти и во второй, и даже в третий раз. Но в итоге, как отмечают сами соискатели и члены комиссии, это является большим стимулом для качественной подготовки к аттестации. Люди начинают изучать литературу о регионе, посещать музеи, едут в те места Мурманской области, куда они не возят туристов и где зачастую не были сами. В состав аттестационной комиссии входят не только специалисты комитета по туризму, но и представители научного и профессионального сообществ. Это члены туристических ассоциаций, краеведы, историки и другие.

- Сколько человек заявилось на аттестацию, многих ли аттестовали?

- С 1 января поступило 87 заявлений соискателей, желающих пройти аттестацию в качестве экскурсовода (гида) или гида-переводчика. Решением комиссии аттестовано 46 человек. Начиная с июня произошел небольшой спад количества обращений. На это есть несколько причин. Во-первых, сказалась большая занятость гидов в летний туристический сезон. Во-вторых, изменились сроки наличия обязательной аттестации – с 1 июля 2023 года на 1 июля 2024 года. Таким образом, у тех гидов, кто желает продолжить оказывать услуги и после 1 июля 2024 года, появилось дополнительное время, чтобы подготовится и пройти аттестацию.

- Сколько специалистов туротрасли готовят в регионе?

- В 2022 году колледжи области выпустили 393 специалиста, обучающихся по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело», «Поварское и кондитерское дело», «Технология общественного питания», «Организация обслуживания в общественном питании».

- Этого, на первый взгляд, вполне достаточно, чтобы закрыть текущую и перспективную потребность в кадрах. Откуда возникает дефицит?

- По результатам опросов, которые проводят среди студентов колледжей и вузов, не все идут работать по профилю, то есть в туристическую отрасль. И здесь важно не только обучать кадры, но и заниматься их вовлечением в сферу туризма, знакомить с работодателями еще на этапе обучения и в рамках практики, нередко оплачиваемой.

- Часто выпускники колледжей и вузов недостаточно подготовлены к работе по специальности. Что говорят работодатели о качестве мурманского образования в сфере туризма?

- Мы дали им возможность включиться в процесс подготовки кадров, чтобы они могли получить специалиста нужной квалификации и уровня подготовки. В этом году на базе нескольких колледжей стартовала программа профессионалитета «Север и туризм». Ее важнейшим компонентном является включение работодателей в процесс обучения и практики. Интересное начинание прошлого года – вариативный курс обучения «Арктической кухне» поваров-студентов индустриального колледжа. Он был запущен при поддержке проекта «Гастрономическая карта России». Часть мастер-классов на курсе проводят авторитетные шеф-повара и мы хотели бы распространить эту практику на другие учебные заведения. Также по инициативе комитета в области создан студенческий сервисный отряд для работы на мероприятиях. Особо активные студенты и их преподаватели приглашаются на экспертные выезды «Арктической лаборатории туризма» для знакомства с туристическим потенциалом. Уже 3 года совместно с Мурманским арктическим университетом (бывший МАГУ) мы формируем темы для дипломных работ, в которых есть потребность у рынка, организуем практику студентов в комитете по туризму, в туристском информационном центре Мурманской области, согласовываем план практики с предпринимателями, отельерами, туроператорами и рестораторами.

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Почему ЦБ сохранил ставку и удастся ли теперь избежать разгона инфляции
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников