Мурманск, 23 сен, 14:40

Отели в мурманском Кировске к Новому году забронированы минимум на 80%

Читать в полной версии
Фото: tourism.gov-murman.ru

Из года в год Мурманская область демонстрирует устойчивый рост туристического потока. Особенно в этом отношении лидирует хибинский курорт. Ежегодно, вне зависимости от сезона, спрос на гостиничные номера в Кировске и Апатитах увеличивается на 10-15%. Вслед за усилением востребованности растут и цены. Еще в начале осени в Альянсе туристических агентств фиксировали удорожание проживания в отелях горнолыжных курортов на 20%.

РБК Мурманск уточнил загрузку отелей в окрестностях Хибин в преддверии зимнего сезона, а также выяснил, чего не хватает действующей инфраструктуре.

Интерес выше количества предложений

Одной из пока нерешенных проблем в сфере туризма Мурманской области остается нехватка мест размещения. «В пиковые даты, в том числе для катания (новогодние, праздничные февральские и мартовские выходные), объект размещения в Хибинах найти очень проблематично, — поделился мнением мурманский гид Иван Ляпугин. — В летний период времени проблем не замечал».

Об этом говорят цифры по загрузке отелей, в особенности, в Кировске. Так, например, на объектах горнолыжного комплекса «Большой Вудъявр» (управляет ООО «Тирвас», дочернее предприятие АО «Апатит» в группе «ФосАгро») в зимний период загрузка сохраняется на уровне 85-100%, рассказали РБК Мурманск в пресс-службе горнолыжного курорта. В летний период там также отмечали рост на 10-15% от прошлого года. «Мы можем сказать, что Хибины набирают популярность еще и в летнее время. На новогодние праздники номерной фонд наших объектов уже забронирован более чем на 80%», — указали собеседники.

Новые игроки гостиничного бизнеса, которые открыли на территории региона отели, отмечают хорошую окупаемость своих проектов. Владелица отелей «Явр» и «Пик», а также ресторана «Дед Борей», создатель и автор проекта отеля Sokroma «Гиперборея» в Кировске Дарья Ковалевская рассказала РБК Мурманск, что итоговые значения по загрузке объектов, которые отельеры получили по окончании первых сезонов, значительно превзошли ожидания.

Владельцы говорят о ярко выраженной востребованности объекта в сезон — 98%, а в некоторые даты и 100%. По лету, несмотря на прогнозы сезонного спада турпотока, отель перевыполнил план в 1,5 раза. По мнению Ковалевской, это свидетельствует о высоком потенциале спроса. «На момент проектировки отеля у нас в распоряжении были данные по турпотоку, собранные властями. С учетом того, что они были подготовлены 3 года назад, оказалось, что цифры для нас занижены, — сказала она. — Это значит, туристический поток в регион увеличивается. Причем спрос на отдых в Мурманской области растет не только зимой. Интерес к краю превышает количество предложений».

«Цифры вдохновляют»

Хорошая динамика спроса дает отельерам основание рассматривать в качестве перспективных и другие локации в области. «Когда мы прогнозируем доходность, определяем потенциал территории, надо оценивать не только доходы в сезон, но и убытки, и доходы в несезон, — отметила Дарья Ковалевская. — Когда есть сезонный спад, могут быть определенные просадки, но даже несмотря на них мы все равно видим хорошую загрузку».

По данным администрации горнолыжного курорта «Большой Вудъявр», зимой спрос сильно превышает предложение по всему туристическому кластеру «Хибины». Однако и лето представители отрасли рассматривают как перспективное время. В данном случае важно уйти от стереотипного понимания туризма в северных широтах.

«Что делать зимой на Севере понятно многим, а вот чем заняться здесь летом ясно еще не для всех, в том числе и для инвесторов. Цифры, которые мы получили на своей практике, в том числе и по лету, вдохновляют», — поделилась Дарья Ковалевская.

«Осадок остался»

Решить проблему размещения туристов возможно только с помощью создания новых гостиниц, единодушно отметили представители сектора. «Кировску крайне не хватает хороших отелей средних ценовых категорий со стоимостью 2,5 — 4 тыс. руб. за сутки, — уверен Иван Ляпугин. — В основном за эти деньги либо убитые апартаменты, либо не очень подходящие под свою цену отели с отсутствующей шумоизоляцией, плохим отоплением даже зимой».

В новый сезон «Пик» выйдет уже с другими ценами, уточнила Ковалевская. Это связано с реновацией фонда и капремонтом здания. «Не надо ожидать низких цен на Севере, — добавила она. — При всей привлекательности потенциала доходности затраты на обслуживание, коммунальные платежи, оплату труда, логистику, капитальный ремонт и другие статьи превышают от 1,5 до 6 раз аналогичные в отелях Петербурга».

Что касается отопления в отелях Хибин, вопрос по ряду объектов считают наболевшим. «Холодно особенно в тех местах размещения, которые переделаны из площадей иного назначения, — прокомментировал Ляпугин. — Где-то перегородки чересчур тонкие и не обеспечивают шумовой комфорт».

Но на этом проблемы не заканчиваются. «В некоторых местах на комплексном обеде хлеб может быть с плесенью, где-то нет сушилок для одежды (на горнолыжном-то курорте). В целом, вопросы пустяковые, но решать их надо, потому что осадок у гостей порой остается», — отметил гид.

Издержки Севера

Несколько новых гостиниц в Кировске находятся на завершающей стадии реализации. В частности, как сообщила создатель проекта Sokroma «Гиперборея», предприниматели занимаются проектированием следующего объекта в Кировске. Он будет на порядок масштабнее, чем предыдущий. По планам предполагается строительство гостиничного комплекса на 100 номеров. Однако и этого недостаточно в контексте растущего туристического потока.

Что касается новых объектов с участием компании «ФосАгро», в муниципалитете проектируют аквакомплекс «Аврора» и гостиницу при нем. Их построят вблизи северного склона горы Айкуайвенчорр. Комплекс возводят при финансовом участии областного бюджета. «Он будет принимать до 780 посетителей одновременно. Новая гостиница на 165 номеров (около 450 койко-мест) станет первым полноценным отелем SKI—INN/SKI-OUT в Хибинах, — напомнили в пресс-службе ГК «Большой Вудъявр». — Площадь коммерческих помещений составит более 600 кв. м. Завершение строительства гостиничного комплекса намечено на конец 2026 года, а аквапарка — на 2027 год».

При этом отельеры говорят, что с точки зрения вложений в создание объектов, они не настолько высоки, как в других туристических регионах страны. «Здесь можно выйти на показатели доходности и окупаемости проектов 7, 8, 10 лет. Если говорить о больших проектах, нужно учитывать затраты на инфраструктуру, благоустройство, это не приносит прямого дохода, но является существенной статьей затрат, — сообщила Дарья Ковалевская. — Часто такие проекты долго окупаются именно из-за этого. А небольшие, например, по общепиту, могут окупиться быстрее. Например, с нашим небольшим рестораном мы вышли в плюс на 4-й месяц работы».

Среди проблем, с которыми отельеры могут столкнуться при создании новых объектов, Ковалевская назвала усложненную логистику и затраты, связанные с этим. «В Мурманской области нет заводов по производству строительных материалов, мебели, оборудования, — указала она. — Все это приходится везти зачастую из достаточно удаленных мест. Из-за этого происходит существенное удорожание строительных работ, по некоторым позициям — в 1,5 раза».

Вторая проблема отельеров на Кольском Севере — отсутствие кадров в области строительства и эксплуатации объектов, особенно сильно оно ощущается в сравнении с центральной Россией. «В Мурманской области ситуация принципиально отличается. В регионе объективно большие расстояния между населенными пунктами, — продолжила собеседник. — Дорога из Мурманска в Кировск по протяженности равна всей Калининградской области. Не каждый специалист готов приехать из одного муниципалитета в другой. Некоторых приходится ждать долго. Найти нужного сотрудника в Мурманске — это уже большой успех».

Pro
Пять громких историй выплаты «золотых парашютов». Чем они закончились
Pro
Доброта менеджеров разрушает бизнес, выяснили исследователи
Pro
В поисках «золотого» клиента: как продавать больше одному человеку
Pro
Объем активов фонда LQDT — ₽300 млрд. Почему инвесторы несут туда деньги
Pro
Hepsiburada за миллиард: почему финтех из СНГ нацелился на Турцию
Pro
Компания застряла на месте и не развивается. 5 способов это исправить
Pro
Признайтесь, это вас раздражает: 7 грехов корпоративной переписки
Pro
Микробы в мозге могут вызывать деменцию. Почему мы о них ничего не знаем