Мурманск, 23 окт 2023, 12:31

Минвостокразвития: грузопоток в АЗРФ может развиваться по трем сценариям

Читать в полной версии
Фото: gov-murman.ru

Развитие грузопотока в акватории АЗРФ и Севморпути предусматривает три сценария до 2030 года с перспективой до 2035 года, сообщает «Ъ» со ссылкой на проект доклада Минвостокразвития правительству РФ. «Базовый сценарий, разработанный Минвостокразвития, предполагает, что ключевые перспективные грузоотправители — «Восток Ойл» «Роснефти», а также проекты «Арктик СПГ-2», «Арктик СПГ-1» и «Обский СПГ» НОВАТЭКа — выполняют свои планы, а также не испытывают нехватки в ледоколах и инфраструктурных мощностях», — говорится в источнике. При указанных условиях с 2024 по 2030 годы грузопоток в Арктике вырастет с 74 млн тонн до 224 млн тонн, при этом его большую часть (75%) составят нефть и СПГ.

Оптимистичный сценарий предполагает рост грузопотока с 81 млн тонн в 2024 году до 244 млн тонн в 2030 году, еще через пять лет, в 2035 году, показатель может достигнуть 288 млн тонн. Как считают эксперты, эти значения будут достигнуты силами проектов НОВАТЭКа «Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-3, а также «Юрхаровнефтегаза» и проектов освоения Сырадайского месторождения и Таймырского угольного бассейна АЕОН Романа Троценко. Западнее пролива Карские Ворота грузопоток вырастет с 25 млн тонн в 2024 году до 57 млн тонн в 2030 году и 82 млн тонн в 2035 году. Примечательно, что этот сценарий учитывает и отмененный ранее проект Штокмановского месторождения. Грузопоток с этого проекта, обозначенный авторами документа, может составить 17 млн тонн в 2028 году и 50 млн тонн в 2035 году.

Третий вариант развития событий — консервативный — рассматривает отказ НОВАТЭКа от реализации проектов «Обский ГХК» и «Арктик СПГ-1». При этом ряд других проектов, в том числе «Восток Ойл», должны сдвинуться вправо, либо их мощность снизится. В данных обстоятельствах к 2030 году грузопоток достигнет 117 млн тонн и вырастет до 131 млн тонн к 2035 году, а перевозки транзитом составят 38 млн тонн в год. По Севморпути транзитный грузопоток может достичь 4 млн тонн в 2023 году и 7 млн тонн в 2024 году. Это видится правдоподобным посредством перенаправления угольной продукции через терминал «Лавна» под Мурманском. К 2030 году транзит предполагается увеличить благодаря договоренностям с партнерами из Китая, Южной Кореи, Японии, Вьетнама, Индии и Таиланда, сотрудничество с которыми будет строиться на основании двусторонних договоренностей. Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев считает третий сценарий наиболее реальным из всех обозначенных. «Однако, отмечает эксперт, строительство первого танкера ледового класса Arc7 для этого проекта запланировано на декабрь 2024 года, второго и третьего — на март и июнь 2025 года. Этих судов будет недостаточно для вывоза нефти даже на самом коротком плече — в Мурманск», — передает издание его слова.

В конце августа российские нефтяные компании отправили по Севморпути в Китай семь танкеров с нефтью, два из которых — из Мурманска. Нефть отгружалась из «Варандея» и «Нового порта». Три танкера с нефтью были отправлены из Приморска, два — из Усть-Луги. Рейсы из Мурманска выполнялись танкерами «Совкомфлота» классов Arc4 и Arc5. Перевозки осуществляли суда типоразмера Aframax дедвейтом 113–117 тыс. тонн.

Ранее в Минпромторге заявили о необходимости постройки 60 судов для Севморпути. В ведомстве отметили, что для российского судостроения строительство ледокольного остается первостепенной задачей. При этом профильные чиновники пояснили, что 26 законтрактованных танкеров усиленного ледового класса уже строятся на заводе «Звезда» в Большом Камне, ещё 44 судна для Севморпути заявлено к постройке различными пользователями и производителями продукции, которая будет перевозиться по СМП.

Pro
«Не хватает рук и умов». Почему экономика Германии погружается в кризис
Pro
Вывод капитала из Китая достиг нового рекорда. Куда утекают эти деньги
Pro
52 тыс. руб. в нагрузку: как инвестору заплатить налоги в 2025 году
Pro
Как глава Xiaomi планирует захватить мир, создав «умную» экосистему
Pro
Семь инструментов, чтобы нанимать идеальных сотрудников
Pro
Как запустить успешный IT-проект без инвестиций
Pro
Тренд на игнор: почему зумеры больше не доверяют соцсетям
Pro
Как никого не обидеть при планировании наследства