Скучаем по Zara: кто придет на смену ушедшим брендам в Мурманске
С марта 2022 года десятки зарубежных компаний, в том числе крупные продавцы одежды, объявили о временном прекращении работы на российском рынке. В начале октября в ТРК «Мурманск Молл» закрылся первый и единственный в регионе магазин H&M. До этого прекратили работу магазины испанского ритейлера Inditex, который владеет Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear и Stradivarius. Происходящее, как считают представители модной индустрии в Мурманске, на руку отечественным брендам и производителям.
Интересные позиции
Известные марки пришли в Заполярье недавно — первый крупный торгово-развлекательный центр в Мурманске появился в 2006 году. Следом — с разницей в несколько лет — в областном центре открылись комплексы «Северное Нагорное», «Мурманск Молл», а затем и Plazma. Все они весной 2022 года лишились части арендаторов. Но на покупателях уход брендов не отразился — такое мнение в беседе с РБК Мурманск высказала стилист Евгения Владимирова.
«На мой взгляд, уход брендов с рынка никак не отразился на самочувствии тех, кто следит за модой и хочет хорошо одеваться — и в Мурманске, и за его пределами. Сейчас время расцвета для наших местных брендов, для российских брендов — они не менее качественные, интересные и экстравагантные в своем прочтении. Конечно, мы заметили отсутствие Zara — бренд очень любят северянки, и не только. Он передовик в изготовлении трендовых, красивых, ярких, нетривиальных вещей с изюминкой. По нему мы скучаем больше всего. Но, опять же, стали появляться наши российские бренды, которые стали предлагать не менее интересные позиции», — говорит Евгения Владимирова.
Для большинства посетителей торговые центры — прежде всего места для досуга. Тех, кто хочет купить хорошо сделанную вещь там немного, считает мурманский портной, модельер и дизайнер аксессуаров Анастасия Лайтер.
«Может, они (зарубежные бренды — прим.ред.) и вовремя ушли?! Многие согласятся: посещение крупных торговых центров нередко является развлечением, нежели прямой необходимостью. Прогуляться по магазинам одежды, совершить пару покупок «от скуки» — такое времяпрепровождение уходит в прошлое. Люди — по разным причинам — стали более осознанно подходить к тратам. Уже, что называется, «наелись» одноразовыми вещами, приходящими в негодность после стирки. Кроме того, уходит время «быстрой моды» — это общемировая тенденция», — говорит Анастасия Лайтер.
Трудностей нет
По прогнозам, в случае окончательного ухода большинства иностранных брендов, торговые центры могут потерять от 30% до 70% выручки. Владельцы ТЦ рассматривают сотрудничество с представителями рынка из Китая, Турции, Южной Кореи, Индии. Возможно, в России появятся иранские производители. Но на смену брендам компании Inditex уже пришли российские фирмы — Lime, Love Republic, Zarina, Gloria Jeans, Ostin, отмечает стилист Евгения Владимирова. Они сумели оперативно подстроиться под новые обстоятельства, что обеспечило им приток покупателей, в том числе и в интернете. За год (май 2022 года по сравнению с маем 2021 года) онлайн-оборот в категории одежды отечественного производства вырос на 90%, количество транзакций — на 123%.
«Российские бренды быстро сориентировались в ситуации, поменяли ДНК стиля и стали предлагать в большинстве качественные и интересные позиции. Также сейчас наступила эпоха онлайн-шопинга — большинство брендов предлагают очень комфортные условия по приобретению товара и по его возврату. Есть маркетплейсы, которые перенасыщены брендами, российскими в том числе. Так что трудностей с шопингом не возникает», — отмечает Евгения Владимирова.
Нет сложностей и у тех, кто шьет одежду на заказ — ввод санкций не сказался на ассортименте местных магазинов для швей и дизайнеров одежды. «Мы все боялись — сначала в пандемию, потом с введением санкций, что материалов станет меньше, они станут хуже, и придется, как Скарлетт, перешивать старые шторы. Однако владельцы мурманских магазинов тканей совершили чудо, и в нашем городе нет дефицита качественных материалов. Более того, у меня есть несколько клиенток из Санкт-Петербурга — они искали ткани в местных магазинах, а выбор делали в пользу материалов из Мурманска. Отметили богатый выбор и качество», — рассказывает Анастасия Лайтер.
На место производителей швейных материалов из Европы, как правило, приходят изготовители из Турции и Азии. «Появляются и наши, российские ткани. Мы как-то привыкли обделять их вниманием, но и качество, и принты — все это сейчас у них на высоком уровне. А цены ниже. Я недавно шила пальто и поставила подкладку, произведенную в России. Мне нравится!», — отмечает Анастасия Лайтер.
По словам дизайнера, к актуальным трендам в сфере пошива можно отнести стремление к новым прочтениям культурного кода России. Что, в свою очередь, обуславливает выбор материалов.
«Год назад я прошла большой обучающий курс от Фонда президентских грантов, главным призом в котором было участие в Московской неделе моды. Основной вектор курса был на осмыслении культурного кода России или какой-то части нашей страны. Я посвятила свою коллекцию Северу, деревянному зодчеству, резным наличникам и ледяному ветру», — говорит Анастасия Лайтер.
«Умный» гардероб
На смену эпохе потребления медленно, но верно приходит другая. В том, что люди устали от одноразовых вещей, с Анастасией Лайтер согласна и стилист Евгения Владимирова. По ее наблюдениям, мурманчане уже сократили свои расходы на одежду, и причина этого совсем не в уходе известных марок.
«Мурманчане стали тратить меньше денег на одежду еще до ухода брендов с российского рынка. Сейчас тренд на разумное потребление, и люди в целом стали подходить к приобретению вещей в гардероб грамотно. Все хотят иметь функциональный, грамотный, «умный», как его еще называют, гардероб. Чтобы он включал в себя небольшое количество вещей, и при этом давал возможность собирать максимальное количество комплектов под разные жизненные ситуации», — говорит Евгения Владимирова.
Сохраняется спрос и на услуги портных. Индивидуальный пошив позволяет создавать вещи с историей, отмечает Анастасия Лайтер. «Одевать людей — это одна из «вечных» профессий. Как повар или парикмахер, она всегда будет востребована. Да, она зависит от многих факторов. Ситуация в экономике, смена места работы, даже настроение в течение дня у каждого конкретного клиента — все влияет на работу. Шить одежду на заказ — это значит строить планы. Мурманчане планы строят. Может, не так уверенно, как это было год назад, но строят. И одежду шьют под эти планы», — говорит мурманский модельер.
Повтор публикации от 26.10.2022