Нижний Новгород, 01 апр 2016, 16:46

Нижний Новгород стал вторым миллионником по обеспеченности ТЦ

По количеству квадратных метров ТЦ на тысячу жителей, однако, Нижний Новгород уступает ряду менее населенных городов
Читать в полной версии
Фото: Анастасия Макарычева/РБК

Нижний Новгород занял седьмую строчку рейтинга обеспеченности торговыми центрами, подготовленного международной консалтинговой компанией Cushman & Wakefield. На сегодняшний день обеспеченность Нижнего Новгорода (численность населения – 1,268 млн) действующими ТЦ составляет 500 кв. м на тысячу жителей. В предыдущем выпуске рейтинга аналитики той же компании ставили город на девятое место с показателем 367 кв. м. 

По количеству квадратных метров ТЦ на тысячу жителей, однако, центр Нижегородской области уступает ряду менее населенных городов. Для сравнения, в подмосковных Мытищах (187 тыс. жителей), занимающих ныне первое место, показатель составляет 907 кв. м в ТЦ на 1 тыс. чел., а в 2016 году ожидается превышение порога в 1000 кв. м. Лидировавший год назад Краснодар на сей раз занял второе место с результатом 748 кв. м. Тройку замыкает Сургут, где при численности населения в 341 тыс. чел. на каждую тысячу приходится 654 кв. м площадей ТЦ. Помимо вышеназванных городов в топ-10 вошли Самара, Иваново, Реутов, Екатеринбург, Оренбург и Находка.

Вместе с тем, среди городов-миллионников Нижний Новгород по обеспеченности ТЦ стал вторым, уступив лишь Самаре, где показатель составляет 562 кв. м на тысячу жителей. В лидирующей десятке позади приволжской столицы находятся Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Уфа, Воронеж, Челябинск и Казань.

Аналитики подчеркивают, что в общий рейтинг наиболее обеспеченных ТЦ городов попали лишь три миллионника, а Москва с результатом 376 кв. м на тысячу жителей оказалась за пределами десятки. Существенно уступает Нижнему Новгороду и Санкт-Петербург: в северной столице на тысячу человек приходится 388 кв. м в ТЦ. Наименее обеспеченным городом с миллионным населением стала Пермь – 133 кв. м на 1000 жителей.

Исследование Cushman & Wakefield в целом подтверждает прогнозы, сделанные ранее международной консалтинговой компанией Colliers International. Ее аналитики оценивали обеспеченность Нижнего Новгорода торговыми центрами в 491 кв. м на тысячу жителей по данным на конец 2015 года. В собственной версии рейтинга компания отвела городу пятое место, допустив возможность улучшения позиций еще на одну строку.

В 2015 году в Нижнем Новгороде открылось несколько крупных торгово-развлекательных центров – "Небо", "Крым", "Жар-птица", "Олимп", "Звезда". Как сообщается на сайте городской администрации, всего было сдано более 174 тыс. кв.м торговых площадей. Годом ранее объемы были скромнее – чуть менее 34 тыс. кв.м.

По обеспеченности торговыми площадями (учитываются не только ТЦ) Нижний Новгород с показателем 622 кв.м на тысячу жителей входит в тройку лидеров в России. Больше только в Санкт-Петербурге (715 кв.м) и Екатеринбурге (656 кв.м). Для сравнения, Москва с показателем 470 кв.м располагается лишь на пятом месте, а Казань – на шестом (360 кв.м). Нормальным уровнем обеспеченности участники рынка называют 450 кв.м на тысячу человек.

На фоне высокой насыщенности торговыми площадями и в шоковой экономической ситуации рынок попал в зависимость от покупателей и арендаторов коммерческой недвижимости. Падение арендных ставок в 2015 году эксперты оценивают в 15-30%. Примерно на треть подешевели и предложения о продаже. Кроме того, эксперты отмечают устойчивое снижение инвестиционной привлекательности коммерческой недвижимости в течение нескольких лет, и эта тенденция возникла задолго до кризиса 2014-2015 годов.

В масштабах страны Нижний Новгород не является крупной торговой площадкой или стоковым центром, куда направлялся бы значительный поток туристов. Следовательно, торговля в городе работает на удовлетворение спроса местных жителей или, в лучшем случае, жителей прилегающих районов, считает генеральный директор группы компаний "Триумф" Борис Горелик. Перспективы дальнейшего наращивания торговых площадей эксперт связывает с удобством их расположения.

"Происходит некоторое перераспределение и растекание с учетом появления локальных центров внутри одного города. Каждый район по структуре становится городом. У него, условно говоря, есть своя церковь, свой торговый центр, нет только своего театра", – комментирует ситуацию собеседник РБК-Нижний Новгород.

По мнению Горелика, имеющихся мощностей торговых центров вполне достаточно. Вместе с тем, добавляет он, интенсивно развивающаяся торговля лежит в основе всей цепочки изменений в коммерческой недвижимости.

"Вновь возводимые ТЦ постепенно "убивают" староформатные. Старые площади будут востребованы в сфере услуг, которая выйдет из подвалов и неприспособленных помещений. То, что используется под услуги, найдет применение в офисном блоке. А вчерашние производственные площади, приспособленные для офисов, будут снесены или перепрофилированы. И этот процесс бесконечен", – резюмирует руководитель ГК "Триумф".

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Голос тоже стареет: как замедлить процесс — советы врача из Гарварда
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Чем онлайн-кинотеатры заменили голливудское и европейское кино
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как получить повышение в 2025 году: пошаговый план
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
«Звезды» Старого Света: в чем европейские компании обошли американские